double arrow

Состав эмали

Эмаль представляет собой стекловидное твердое соединение кремнезема, глинозема и некоторых других оксидов, называемых «плавнями». Некоторые из них — окиси свинца, калия и натрия увеличивают легкоплавкость эмалей, однако снижают ее стойкость к агрессивным средам — щелочи, кислотам, воде; другие — окиси кремния, алюминия, магния — увеличивают прочность и стойкость эмали, а также ее тугоплавкости.

Эмали подразделяются на прозрачные и непрозрачные или глухие. Для получения цветных эмалей, как прозрачных так и глухих, сначала приготовляют основной бесцвет­ный сплав, а затем к нему добавляют красители, которые определяют цвет, после чего смесь переплавляют.

Эмаль в виде кашицы накладывают шпателем малого размера на подготовленный обезжиренный металл. Сначала промокательной бумагой удаляют лишнюю воду, затем изделие сушат при температуре 100—150°С, пока порошок не станет сухим, и обжигают в электропечи. Операцию повторяют несколько раз, пока уровень эмали не достигает уровня фона. Получив после обжига нужный результат, эмаль шлифуют крупнозернистым бруском с водой, затем — тонкими брусками и мелкой наждачной бумагой. В завершении операции ее промывают в проточной воде. После изделие нагревают до красного каления, чтобы окончательно ликвидировать все шероховатости и получить гладкую поверхность.

Заканчивается отделка эмалевого покрытия отбеливанием металлических частей изделия, которые в результате обжига покрываются окислами. И полируют. Цветные эмали получают путем смешивания различных веществ.
Таблица приготовления цветной эмали
Красящие вещества Получаемый цвет эмали
Окись железа в комбинации с другими соединениями Желтый, красный, коричневый, серый, черный
Окись марганца Фиолетовый, коричневый, серый, черный
Окись меди Гамма сине-зеленых оттенков
Металлическая медь (тонкодисперсный порошок) Рубиново-красный, розовый, лиловый
Закись-окись кобальта Синий различных оттенков, голубой
Окись хрома Зеленый
Хромовокислый свинец и хромпик Розовый, ярко-красный, коричневый
Хромистый железняк Черный, коричневый
Смесь окислов хрома, кобальта, олова, калия Сиреневый, цвет -«гвоздики»
Окись урана Желтый, красно-оранжевый
Титановая кислота Желтый
Трехокись сурьмы Желтые и оранжевые тона
Окись никеля Серый, Коричневый
Окись иридия Черный
Соединения золота Различные оттенки красного: от розового до пурпурного
Окись олова Молочно-белый, заглушающий прозрачность
Смесь окиси олова и фосфорнокислой меди Бирюзово-лазурный
Соединения серебра Желтый
Водная окись железа Охристый
Фирма Карла Фабеже использовала прозрачные эмали различных цветов высочайшего качества исполнения. Обычно они наносились на уже подготовленный гильошированный фон. Виды эмали

Виды эмалей. По виду эмали подразделяются на выемчатые, перегородчатые, расписные (живописные) и оконные (ажурные).

Выемчатые эмали.

Эмали, наносимые в углубления (выемки) изделий, называются выемчатыми.

Углубления под эмаль могут быть подготовлены при литье или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. Эмаль наносится за один прием при глубине выемок не более 0,2 мм или многократным заполнением при глубине выемок более 0,2 мм. После заполнения углублений эмалью предмет подвергается обжигу. В этом приеме эмалирования используются как прозрачные, так и непрозрачные эмали.

Эмаль по гильошированному фону

( эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошпрованная эмаль) - это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с начала 20 века для недорогих изделий стали применять красную медь.

Эмаль по гравировке (резьбе)

является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение так и всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок и металлический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте, серебре, меди, латуни и бронзе.

Перегородчатые эмали.

Эмали, которые наносятся в углубления, образованные искусственно созданными перегородками из плоской проволоки или филиграни, называются перегородчатыми. Клеточки, получившиеся между отдельными частями перегородок, заполняются замешан­ным в воде порошком эмали (шликером), затем предмет обжигается. Техника перегородчатой эмали предусматривает использование прозрачных и непрозрачных эмалей.

Расписные (живописные) эмали.

Прием эмалирования расписными эмалями заключается в росписи эмалью по эмалям или краской по эмали. Изделие покрывают эмалью и обжигают, затем по полученному фону кистью наносят заданный рисунок, используя разноцветные краски или эмали. После этого изделие вновь обжигают. Этот прием эмалирования очень трудоемкий и кропотливый, требует от эмальера высокой профессиональной подготовки и хорошего художественного вкуса.

Оконные (ажурные) эмали.

Применяют в изделиях, которые смотрятся на просвет. Это может быть кованый абажур, фонарь, оконная решетка. Технология оконной эмали следующая.

Прием витражного эмалирования представляет собой перекрытие (затяжку) сквозных отверстий только прозрачными цветными эмалями. Рисунок на изделии под витражную эмаль вырезается непосредственно в металле или выполняется техникой филиграни. Отверстия рисунка перекрываются (в несколько приемов) эмалевым шликером, и изделие отправляется на обжиг. Обжиг повторяется после каждого нового добавления эмалевого шликера.

В последние 15 лет горячая эмаль вышла за традиционные границы своего применения. В связи с этим художники обратили свои творческие усилия к камерным формам интерьерного декора. Сегодня традиционные формы применения этой техники сохраняются, более того, спрос на них растет. Но проблема расширения сферы творческого применения горячей эмали по-прежнему актуальна.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: