double arrow

Объясните эту фразу


Тема 1

Роль философии в жизни человека и общества.

Научная, религиозная и философская картины мира.

План занятия:

1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

  1. Функции философии.
  2. Мировоззрение. Структура мировоззрения (его компоненты). Жизненно-практический и теоретический уровни. Мифология как первый тип мировоззрения. Религия как тип мировоззрения. Философия как тип мировоззрения.

4. Основной вопрос философии.

5. Структура философии.

6. Цель, причина философии. Интерес к философии.

7. Философствование как оценка, социокультурная норма, индивидуальный процесс, практизация, искусство.

8. Жанры философии.

9. Структура личности философов. Типы философов.

10. Философия и другие отрасли культуры.

11. Научная, религиозная и философская картины мира.

Задание для «Книги Идей».

Платон и Аристотель говорили, что начало философии – удивление.

Объясните эту фразу.

1. Прочтите главу 1 «Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества» главу 11 «Научные, философские и религиозные картины мира».

2. Выпишите из словаря и проиллюстрируйте термины: мировоззрение, философия, мифология, религия, онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, история философии. Сделайте с тремя из них упражнение РТВ.

3. В Дельфах – наиболее значительном религиозном центре Греции – на одном из храмов было начертано: «Познай самого себя». Вы захотели откликнуться на этот призыв. Каковы ваши первые шаги?

4. Вот еще один призыв – поэта Пиндара (518 – 442 до н.э.): «Стань тем, что ты есть». Что бы это могло значить?

5. Греки любили изречения Семи мудрецов (6 в. до н.э.). Одно из высказываний гласило: «Ничего сверх меры». Истолкуйте этот афоризм, представив, что он принадлежит: а) физику, б) политику, в) художнику, г) «среднему» гражданину, д) философу.

6. Многие древние сказания говорят о происхождении мира из воды. Над водою, по словам Библии, носился Дух Божий, Океан – отец богов по Гомеру… первый греческий философ Фалес также говорит, что все из воды происходит, из воды состоит и в воду превращается. Считается, что это уже философия. Почему?

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Вспомните, когда и где вам приходилось сталкиваться с понятиями «философия», «философ», «философский». Каким значением они были для вас наполнены?

2. В чем сходство и различие основных форм духовной культуры: на­уки, религии и искусства?

3. Почему философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, не сводимую ни к одной из других форм?

4. Уступает ли философия науке в рациональности?

5. Уступает ли философия искусству в образности?




6. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?

7. Обладает ли философия практической действенностью?

8. В каком отношении философия превосходит науку, искусство и религию?

9. В чем сходство и различие между философией и наукой?

10. Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения не­обходимо отметить? Согласны ли вы с тем, что философию можно опреде­лить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения.

11. Почему, говоря о философии как о науке, ее можно назвать метанаукой или общей наукой? Каковы масштабы, вопросы и результаты фило­софии по сравнению с масштабами, вопросами и результатами частных наук? Почему философские вопросы часто называют вечными?

12. Если философия не достигает результатов, к которым стремится, то в чем тогда заключается ее роль и значение?

13. Раскройте содержание понятия «метафизика». Почему оно является одним из наиболее важных в философии?

14. Что обозначают в философии термины «объект» и «субъект», «объективное» и «субъективное»? Возможно ли однозначное противопо­ставление этих понятий?

15. Какие вопросы и проблемы, на ваш взгляд, вытекают из противо­поставления объекта и субъекта?

16. Отталкиваясь от понятий «объективное» и «субъективное», по­пытайтесь объяснить, что представляют собой такие философские идеи, как объективизм и субъективизм.

17. Каковы основные разделы философии?

18. Что такое материальное и идеальное?

19. Что обозначают философские понятия «материальное» и «мате­рия»?



20. Что такое формы материи? Чем можно доказать, что они находятся на различных уровнях сложности?

21. В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира?

22. Почему вопрос о первичности материи или сознания и познаваемости мира является основным вопросом философии? Проиллюстрируйте свое суждение.

23. Что такое материализм? Какова его основная идея? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Проиллюстрируйте свое суждение.

24. Какими синонимами можно заменить философское понятие «иде­альное»?

25. Что представляет собой сознание, с точки зрения идеализма?

26. Чем является физический мир с точки зрения идеализма? Чем идеализм близок религии? Проиллюстрируйте свое суждение.

27. Что говорят материалисты и идеалисты о познаваемости мира? Почему проблема познания является одной из наиболее принципиальных в философии? Прокомментируйте парадоксальное утверждение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

28. Какое сходство есть между материализмом и идеализмом, несмотря на все различия между ними?

29. Подумайте, какие вопросы вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопро­сы поставили бы в тупик идеалистических философов?

30. Какой вопрос можно адресовать и материалистам, и идеалистам, на который было бы трудно ответить и тем, и другим?

31. Что представляет собой философский дуализм?

32. Какова основная идея философского дуализма?

33. Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму?

34. Какой вариант дуализма был предложен Р. Декартом?

35. В чем заключается главное затруднение дуалистического объясне­ния мира?

36. Какая из четырех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм, философия тождества) представляется вам наиболее убедительной и по­чему?

37. Как соотносятся между собой философия и история философии? Согласны ли вы с утверждением, что философия возможна прежде всего как история философии?

38. Чем объясняется единство философских вопросов, проблем и идей в разные времена и у различных народов?

39. Какую роль играли мифы в жизни первобытного человека?

40. Что такое антропоморфизм?

41. Покажите на конкретных примерах, как образ жизни древних лю­дей отражался в их представлениях о мире.

42. Почему мифологические представления об устройстве и происхож­дении мира часто называют наивными? Согласны ли вы с таким утвержде­нием? Обоснуйте свой ответ.

  1. Какие философские направления соответствуют данным схемам?

1. Антропоцентризм; 2. Космоцентризм; 3. Идеализм; 4.Ма­териализм.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? (ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ)

№ п/п Философ или философское течение Суть представления о предмете философии
Пифагор «Любовь к мудрости»
Гераклит Философ — человек, занимающийся исследованиями
Платон Особая паука, направленная на позна­ние вечного истинного бытия
Сократ Средство познания добра и зла
Аристотель Исследование причин и принципов вещей
Эпикур Путь достижения счастья посредством разума
Средневековая христианская философия Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъ­яснения истин Священного Писания
Гегель Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя
Кант Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Учение Живая Этика Средство познания мира, основанное па духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствова­ния человека

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

1 Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке
2 Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни
Обучить принципам «мудрой жизни» (т.е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т.д.)
Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности
Научить синтетическому (философскому) стилю мышле­ния, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть лю­бую проблему и плодотворно решать ее
Научить совершенствованию и раскрытию своих внутрен­них сил
Научить познанию будущего

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

Онтология Учение о бытии
Философская антропология Учение о человеке
Гносеология (эпистемология) Учение о познании
Аксиология Учение о ценностях
Логика Учение о законах мышления
Социальная философия Учение о законах общественного развития
Этика Учение о морали и нравственности
Эстетика Учение о законах красоты
Герменевтика Учение о смыслах

Схема 6 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Мировоззренческая Связана с формированием инди­видуального или коллективного мировоззрения — системы об­щих представлений о мире и че­ловеке
Познавательная (гносеологическая) Связана с познанием мира и человека
Методологическая Связана с разработкой общих принципов и методов познава­тельной и практической деятель­ности человека
Логическая Связана с осмыслением и фор­мулированием общих законов рационального мышления
Ценностная (аксиологическая) Связана с осмыслением и обо­снованием значимости духовных ценностей для человека и обще­ства
Гуманистическая Связана с обоснованием ценнос­ти человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод
Эвристическая Связана с проникновением ин­теллектуальной интуиции в об­ласть неведомого и с направле­нием научного познания
Эстетическая Связана с изучением законов Красоты и ее восприятия чело­веческим сознанием
Практическая Связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и ме­ханизмов практической жизни человека
Культуротранслирующая Связана с обобщением и переда­чей от поколения к поколению важнейших достижений духов­ной культуры человечества

ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

Суть основного вопроса или проблемы Философ­ское течение (школа) Представители Эпоха
Как избавиться от страданий, присущих зем­ному бытию? Буддизм Гаутама Будда и др. Древний мир — Но­вейшее время
Как избавиться от сансары (кру­говорота перерождений души), кармы (послед­ствий своих по­ступков и мыс­лей), достичь мокши (осво­бождения от земного бытия) и бессмертия в ду­ховных мирах? Орто­доксальная индийская философия Капила, Патанд-жали, Вьяса, Канада, Шанка-ра и др. Древний мир — Но­вейшее время
Познание дао и достижение бес­смертия Даосизм Лао-цзы и др. Древний мир — Но­вейшее время
4 Что лежит в ос­нове всех ве­щей? (Что есть истинное бы­тие?) Античные философ­ские школы Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анак-симандр, Герак­лит, Парменид, Де­мокрит, Платон, Аристотель и др. Древний мир
5 Что есть Бог? Спасение Души Христиан­ская фило­софия Августин, Ори-ген, Василий Ве­ликий, Фома Ак-винский Средние века

Продолжение схемы 7

Суть основного вопроса или проблемы Философ­ское течение (школа) Представители Эпоха
Воссоедине­ние с Богом Суфизм Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сух-раварди, Ибн аль-Араби и др. Средние века — Новей­шее время
Трансмутация сущности чело­века и дости­жение духовно­го бессмертия Оккультная философия Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Флам-мель, Якоб Беме, Парацельс, Евге­ний Филалет и др. Средне­вековье и Возрож­дение
Каков истин­ный метод на­учного и фило­софского по­знания? Эмпиризм. Рациона­лизм Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейб­ниц и др. Новое время
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?   Кант Новое время
Познание Абсо­лютного Духа и диалектиче­ской логики его развития   Гегель Новое время
Соотношение материи и духа. а) Что первич­но: материя или дух? б) Способен ли дух познать ма­терию? Диалекти­ческий ма­териализм (марксизм) Маркс, Энгельс, Ленин и др. Новое и Новейшее время

Продолжение схемы 7

Суть основного вопроса или проблемы Философ­ское течение (школа) Представители Эпоха
Что есть ис­тинное науч­ное познание? Неопози­тивизм Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др. Новейшее время
Проблема языка Лингвисти­ческая фи­лософия Витгенштейн, Хайдеггер и др. Новейшее время
Проблема человека Экзистен­циализм Камю, Сартр, Марсель, Яс-перс и др. Новейшее время
Почему есть нечто, а не ни­что? Экзистен­циализм М. Хайдеггер Новейшее время
Познание мира. Совершенст­вование чело­века и мира Эзотериче­ская фило­софия (тео­софия, Уче­ние Храма, Живая Эти­ка и др.) Махатмы (Ма-рия, Сен-Жермен, Иларион, КутХуми, Джул Кул и др.), Блаватская, ЛаДью, Рерихи и др. Древний мир — Новейшее время
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: