| Мир | Неизвестное
|
| Ошибочное | |
| Синтез знаний о природе и социальной действительности |
Общая
картина мира
| Определение | Сущность | Виды | ||
| Все сущее | Способ формирования мировоззрения | Первая картина мира – выдвинута в рамках древней философии | ||
| Противоположность войне | Связующее звено между взглядами на мир и научной теории | Всенаучная картина мира – существует в рамках разных религий | ||
| Отношения между государствами | Показатель духовной зрелости общества, цивилизации | Новая картина мира – в 20 веке на основе квантовой механики, общей и специальной теории относительности | ||
| Происхождение термина | Свойство | Естественно научная картина мира – совокупность естественных наук | ||
| Образовано от индоевропейской основы «ми». Родственное слово - милосердие | Постоянное развитие | Социально - историческая картина мира – совокупность общественных наук | ||
| Соответствие в русском языке | Элементы | |||
| «взгода» - мир, милость | Концептуальный | |||
| Чувственно - образный |
Уровни материального (по Романову)
| Системы галактик |
|
| Галактики |
|
| Планетные системы |
|
Планеты
|
| Микротела |
Живая
природа
| Биосфера
|
| Молекулы | Биоценозы
| |
| Атомы | Популяции
| |
| Элементарные частицы, физический вакуум | Многоклеточные организмы
| |
Одноклеточные организмы
|
Ткани
| Доклеточный уровень(ДНК, РНК) |
Понятие материи в философии (по Романову)
Анри Бергсон(1859-1941): «Материя для нас – совокупность образов». Под «образом» же мы понимаем определенный вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньше, чем то, что реалист называет вещью.
| Всеобщие формы бытия материи: пространство и время. Всеобщий атрибут-движение. Универсальные свойства: несотворимость и неуничтожаемость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость структуры, детерминированность всех явлений. Высшая форма: абстрактное мышление. | |
В.И.Ленин(1870-1924): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его»
| ||
Г.В.Ф.Гегель(1770-1831): «Чистое созерцание, перешедшее из своей непосредственности к в-себе-и-для-себя-бытию, иначе говоря, наполненное пространство и время и есть материя»
| ||
Николай Кузанский(1401-1464): «Материя есть ни нечто, ни ничто, ни одно, ни множество, ни это, ни то, ни сущность, ни качество, но возможность ко всему и ничего актуально»
| ||
| Сенека(ок. 4-65): «Материя…нечто, из чего состоит предмет» |
Формы материи (по Седовой)
| Сущность понимания материи | Основные формы существования материи |
| Древний мир: материя как конкретное вещество(огонь, воздух,вода) | Движение как способ существования материи |
| 16-19 вв. Материя как свойство(протяженность, масса,непроницаемость) | Пространство и формы, как формы существования материи |
Материя как отношение(философское понятие для обозначения объективной реальности, независимой от субъективной реальности)
| Материальное единство мира. Движение как изменение в пространстве и времени
|
| Свойства: всеобщность, объективность, неуничтожаемость, неисчерпаемость, структурность. |
Структура материи (по Седовой)
вещество поле
микротела макратела электромагнитное гравитационное
Мегатела система мегател ядерное электронное
Формы движения (по Седовой)
| Движение – изменение объектов, их свойств и отношений |

| Материальное |
| Духовное
|
| Материальные процессы | Идеальные процессы |
| Механическая форма |
| Интеллектуальное изменение рассудка и разума
|
| ||
| Физическая форма | ||
| ||
| Химическая форма | Эмоциональное изменение чувств | |
| ||
Биологическая форма
| ||
| Волевое формирование решимости к действию | ||
| Социальная форма |
Материальное и идеальное (по Романову)
| Идеальное может воплощаться в предметах культуры |

| Идея материального |
| Материя идеального |
| Обозначение объективной реальности(родственные понятия-материал, материк, матерый) | Способ бытия объекта, представленный в сознании и жизнедеятельности субъекта(родственные понятия-идеал, идеология, идеалист, идефикс) | |
| Бесконечное множество существующих в мире объектов | Истолкование
Прообраз всех вещей
| |
Истолкование
Грубая сотворенная телесность
| Деятельность мирового духа(абсолютного духа) | |
| Первая субстанция | Особая субстанция | |
| Субстрат любых свойств, связей, отношений окружающего мира | Непосредственная данность сознания
|

| Идеальное имеет материальную основу |
| Высшая форма – идея(воплощенная и невоплощенная) |
Развитие представлений о действительности (по Романову)
Актуально наличное бытие, реализующее определенную Фейербахом: чувственная
Историческую возможность данность, которая придает
мышлению интересность
Гегель: одна из ступеней познания абсолютного духа
Кант: материальное условие опыта, обеспечивающее связь
связь вещи с восприятием
Фихте: воплощение деятельности разума
Ламетри: совокупность материальных тел в пространстве и времени
Фома Аквинский: единство сущности и существования, внутреннего и внешнего, потенции и акта
Альберт Великий: бытие идеальных объектов
Аристотель: актуализация в действии некоторых потенций
Платон: мир идеальных сущностей Включает: материальные
Демокрит: мир об истине объекты, ценности культуры, знания,
духовные акты.
Развитие представлений о бытие (по Романову)
Свыше 2500 лет в трудах ученых упоминается, подразумевается,
описывается, объясняется понятие бытия.
Шелер: Бытие- осмысление эмоционально- духовных актов
Дильтей: бытие – цельность жизни
Гегель: бытие – первая ступень восхождения духа к самому себе
Фихте: бытие – свободная, чистая деятельность «Я»
Средневековые философы: истинное бытие имеет божественную природу
Аристотель: существуют разные уровни бытия
Аристотель: актуализация в действии некоторых потенций
Платон: противопоставлял чувственное бытие чистым идеям (истинному бытию)
Досократики: противопоставляли бытие небытию, (бытие по знанию и бытие по мнению)
Большинство мыслителей интересовались
проблемами бытия
Ничто – отрицание бытия (по Романову)
| Сартр: проявление абсурдности человеческого бытия |
| Ницше: несостоятельность традиций и идеалов современного западного общества |
| Гегель: противоположность бытию, которое в единстве с ним – становление. Переход от ничто к бытию- возникновение. Переход от бытия в ничто- прехождение |
| Я. Беме: Бог в себе |
| Эриугена: приближение в мыслях к Богу, отбрасывание определённости |
| Августин: процесс сотворения мира из ничего |
| Плотин: недостаток бытия, источник зла |
| Горгий: оборотная сторона бытия |
| Демокрит: учение о пустоте |
Дух и бытие (по Романову)
![]() | ![]() |
| Бытие | Первичный смысл |
| Первичный смысл | Дух | ||
Расти, пухнуть, произрастать
| Дыхание, воздух | |||||
| Вторичный смысл | Вторичный смысл | |||||
| Вторичный смысл | Невещественное начало |

| Представления на обыденном уровне | Представления на обыденном уровне | |
| Быль, былинка, буйность, забытье, убыток, бытность | Дыхание, отдых, отдушина, подушка,душеприказчик |
| Представления на теоретическом уровне | Представления на теоретическом уровне | |
| Событие, небытие, инобытие. | Душа, духовность, духовиденье, одухотворенность |
| Связь с предметно-практической деятельностью | Наглядно-чувственный характер | Выражение процесса, а не результата |
Философское представление о субстанции (по Аблееву)
|
Монизм
(одна субстанция)
Дуализм (две сустанции) Материальная субстанция, Духовная субстанция (Декарт)
Плюрализм субстанций(множество) например: монады (Лейбниц)
Концепции пространства-времени (по Аблееву)
Концепции пространства-времени
Неизвестное
Планеты
Живая
природа
Биосфера
Биоценозы
Популяции
Многоклеточные организмы
Одноклеточные организмы
Анри Бергсон(1859-1941): «Материя для нас – совокупность образов». Под «образом» же мы понимаем определенный вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньше, чем то, что реалист называет вещью.
В.И.Ленин(1870-1924): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его»
Г.В.Ф.Гегель(1770-1831): «Чистое созерцание, перешедшее из своей непосредственности к в-себе-и-для-себя-бытию, иначе говоря, наполненное пространство и время и есть материя»
Николай Кузанский(1401-1464): «Материя есть ни нечто, ни ничто, ни одно, ни множество, ни это, ни то, ни сущность, ни качество, но возможность ко всему и ничего актуально»
Материальное единство мира. Движение как изменение в пространстве и времени
Духовное
Интеллектуальное изменение рассудка и разума
Биологическая форма
Истолкование
Прообраз всех вещей
Истолкование
Грубая сотворенная телесность
Непосредственная данность сознания


Расти, пухнуть, произрастать







