Научное познание

План занятия:

1. Наука в культуре современной цивилизации. Ценности научной рациональности. Функции науки.

2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Античная наука. Основные формы средневекового знания. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование технических наук.

3. Структура научного познания. Классификация наук. Идеалы и нормы исследования, значение метода. Методология в структуре научного знания.

4. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Становление развитой научной теории. Проблемные ситуации в науке.

5. Научное и ненаучное знание.

6. Научные революции как трансформация оснований науки. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая.

7. Особенности современного этапа развития науки. Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегии научного поиска в современном мире. Глобальный эволюционизм и современная картина мира. Философия русского космизма и учение Вернадского о биосфере. Сциентизм и антисциентизм. Соотношение науки и паранауки.

8. Наука как социальный институт. Эволюция способов трансляции научных знаний. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

Задание для «Книги Идей»:

1. Выпишите и проиллюстрируйте термины: наука, сциентизм, антисциентизм, вненаучное знание, ненаучное знание, донаучное знание, паранаучное знание, лженаучное знание, квазинаучное знание, антинаучное знание, псевдонаучное знание.

2. Выпишите и проиллюстрируйте термины: эмпирический уровень, факты действительности, факты сознания, теоретический уровень, проблема, гипотеза, теория, метод познания, индукция, дедукция, синергетика.

Выполните с этими понятиями упражнение РТВ.

3. Выпишите и проиллюстрируйте термины: научная революция, классический тип рациональности, неклассический тип рациональности, постнеклассический тип рациональности, техника.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Каковы основные формы духовной культуры? В чем они сходны между собой и чем отличаются друг от друга?

2. Что такое наука? Какое возражение может вызвать ее определение?

3. Каковы различия между естественными и гуманитарными науками? Почему под наукой в первую очередь обычно подразумевается естественное знание?

4. Почему гуманитарным наукам не хватает той степени точностии строгости, которая характерна для естественных?

5. Каковы основные точки зрения на время возникновения науки? Какая из них является наиболее распространенной?

6. Почему родоначальниками науки обычно считаются древние греки, несмотря на то, что их восточные соседи (египтяне, вавилоняне и другие) до них накопили немало научных знаний, решений, рецептов?

7. Чем отличается интуитивно-практическое состояние науки от теоретического? Что явилось первым в истории образцом научной теории?

8. Как развивалась наука в эпоху Древнего мира и Средних веков? С чего начался ее бурный рост? Чем характеризуется наука XX—XXI вв.?

9. Как вы думаете, в лучшую или худшую сторону изменил научно-технический прогресс жизнь человечества и окружающей его природы?

10. На какого рода вопросы наука принципиально не отвечает, считая их находящимися вне своей компетенции? Каковы, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны такого самоограничения науки?

11. Какую роль играет в науке доказательство? Каковы основные разновидности доказательства?

12. Чем отличается объективное от субъективного? Что такое субъективные предпочтения? Приведите какие-либо примеры, иллюстрирующие их влияние на философские учения.

13. Каково соотношение объективного и субъективного в научном знании? Как вы думаете, почему философские идеи, как правило, не могут обойтись без субъективных предпочтений, а в научных построениях им почти не остается места?

14. Что такое естественный язык? В чем заключается его малая при­годность для науки? Что представляет собой искусственный язык, кото­рым она пользуется? Каковы его преимущества по сравнению с естественным языком?

15. Что такое методология науки? Чем она занимается? Почему при­стальный интерес к методам познания и их исследование является не­отъемлемым элементом науки?

16. Что такое псевдонаука? Почему науке необходимо отграничивать себя от нее? Что представляет собой принцип верификации? Почему он не может быть единственным и вполне надежным средством для разоблачения псевдонауки в ее стремлении замаскироваться под науку?

17. Что представляет собой принцип фальсификации? В чем заключается его кажущаяся «странность» и чем она объясняется? Почему псевдонаука не в состоянии обойти принцип фальсификации? Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что наука за свою историю ушла далеко вперед от своего первоначального состояния и добилась огромных результатов, а псевдонаука, по большому счету, ничего не достигла и никуда не продвину­лась, оставшись на прежнем месте?

18. Что представляет собой структура научного познания? Охарактеризуйте его эмпирический и теоретический уровни. Как они взаимодействуют? Справедливо ли утверждение о том, что теория вытекает из фактов? Почему из фактов невозможно напрямую вывести их объясне­ние? Приведите примеры, иллюстрирующие это.

19. Если теория не вытекает из фактов, тогда откуда она выводится? Что такое гипотеза?.Чем она отличается от простого предположения, на­пример догадки? Каким образом гипотеза превращается в научную теорию? Каковы основные условия эффективности гипотезы? Возможно ли точно ответить на вопрос, почему некий ученый выдвигает именно такую гипотезу для объяснения каких-либо фактов, а не иную? Приведите по одному примеру подтверждения и опровержения гипотезы.

20. Чем объясняется то, что эмпирический и теоретический уровни научного познания, с одной стороны, тесно взаимосвязаны, а с другой — достаточно автономны?

21. Что такое гипотетико-дедуктивный метод? Какие этапы проходит познание, базирующееся на нем? Чем отличается рабочая гипотеза от научной? Приведите какие-либо примеры из истории науки, иллюстрирующие применение гипотетико-дедуктивного метода.

22. Что представляют собой общие, частные и единичные гипотезы? Приведите по два примера из истории естественных наук для каждого из этих видов гипотез. Приведите один пример общей, частной и единичной гипотез из теории дизайна.

23. Как вы думаете, почему в эпоху Нового времени на науку возлагали большие надежды, ожидая от нее решения всех проблем человечества?

24. Что говорили просветители XVIII века о причинах человеческих несчастий и в чем видели залог будущего всеобщего благоденствия?

25. Почему в XIX и особенно в XX веке с прогрессом науки связывали меньшие надежды и ожидания, чем в предыдущие столетия?

26. Какая граница науки обусловлена объектами и методами ее познания? Как соотносятся понятия «Вселенная» и «мир», «мироздание», с точки зрения естественнонаучных представлений?.Почему наука предпочитает оперировать понятием «Вселенная», а не «мир», оставляя последнее философии и религии?

27. На какой вопрос, при всех своих достижениях и возможностях, никогда не сможет ответить наука? В чем состоит граница, порождаемая ее инструментальным характером?

28. Как понимать утверждение о том, что чем больше наука открывает, больше она «закрывает», т.е. объявляет принципиально невозмож­ным? Приведите какие-либо примеры, иллюстрирующие это положение.

29. В чем состоит граница науки, связанная с возрастом человечества?

30. Что такое макромир, макромир и мегамир? Каким образом макромир человека порождает одну из границ науки? Почему даже универсальный язык математики нельзя считать идеально подходящим для описания микро- и мегамира?

31. Какими были представления о развитии науки до XX в.? Как они изменились в минувшем столетии? Какие общие модели развития науки приобрели наибольшую известность в XX в.?

32. Когда и где появилась первая научная картина мира?

33. Что такое геоцентризм? Почему у конечного (имеющего границы) есть центр, а у бесконечности не может быть центра?

34. С какой точки зрения геоцентрическое представление о мире явля­ется верным и с какой — неверным?

35. Почему нельзя говорить, что геоцентрическая картина мира ненаучна; если с современной точки зрения она является неправильной?

36. Что такое умозрение и умозрительная картина мира?

37. Что обозначает термин «натурфилософия»?

38. Какими чертами помимо умозрительности отличается натурфило­софское объяснение мира?

39. Что такое пантеизм?

40. Почему, говоря о пантеизме, правильнее употреблять не понятие «Бог», а понятие «Мировой Разум»?

41. Чем древние доказывали наличие в мире разумного начала?

42. Что такое макрокосмос и микрокосмос по представлениям древ­них?

43. Чем объясняются древние запреты нанесения вреда любым живым организмам?

44. Что такое прогресс и регресс?

45. Что такое циклизм? Какие известные греческие философы говорили о мировом круговороте?

46. Почему древние греки думали, что всё в мире движется и меняется по круговому направлению?

47. Что такое логика? Почему она часто называется формальной логикой?

48. Сколько существует форм мышления? Дайте краткую характеристику каждой из них.

49. Что такое закон мышления? Каковы основные законы логики? Приведите примеры нарушений этих законов.

50. Почему считается, что логика является необходимым элементом науки?

51. Почему астрономия и физика считаются главными науками есте­ствознания? В силу каких причин древний геоцентризм с течением време­ни исчерпал себя?

52. Какие, наблюдения подтолкнули Н. Коперника к его знаменитому открытию?

53. Что представляет собой гелиоцентризм? Каковы его основные идеи?

54. Почему церковь отнеслась крайне враждебно к открытию Коперника?

55. В чем заключаются достоинства и недостатки натурфилософских попыток охватить весь окружающий мир в его наиболее общих чертах?

56. Каковы достоинства и недостатки узкой специализации современ­ной науки?

57. Приведите примеры, показывающие, что среди умозрительных выводов древней натурфилософии встречаются не только наивные и фантастические утверждения, но и гениальные идеи, намного опередившие свое время.

58. Чем отличается умозрительное истолкование природы натурфило­софией от умозрения классического естествознания? Каковы преимущества научного познания, вооруженного экспериментом? Почему классическое естествознание часто называется экспериментально-математиче­ским?

59. Какое представление о мироздании пришло на смену античному пантеизму в Новое время?

60. Чем объяснялась стройность и упорядоченность мироздания в классическом естествознании?

61. Почему одной из главных наук Нового времени стала механика? Кто был ее наиболее выдающимся представителем?

62. Почему естествознание Нового времени заговорило языком мате­матики? Какие результаты последовали за математизацией науки?

63. Чем объясняется пренебрежительное отношение науки Нового времени к природе и наступательная, завоевательная деятельность челове­ка по отношению к ней?

64. Почему классическое естествознание считало мир неизменным? Что такое стационарность?

65. Каким образом связаны между собой механицизм и идея о стаци­онарности Вселенной?

66. Почему наука Нового времени считала свою картину мира в основном законченной?

67. На какой вопрос должен был ответить механицизм Нового времени?

68. Что такое деизм? Чем доказывали деисты невозможность вмешательства Бога в земные дела?

69. Почему в Средние века считалось, что без божественного контроля мир не сможет существовать? В чем заключается различие между теистическим и деистическим воззрениями?

70. В чем заключается близость деизма к атеизму?

71. Когда начала формировать современная, или эйнштейновская, на­учная картина мира? Почему она называется неклассической?

72. Чем отличается релятивизм от геоцентризма и гелиоцентризма? Как понимать странное, на первый взгляд, утверждение о том, что Вселенная безгранична, но не бесконечна? Какими примерами можно про­иллюстрировать возможность одновременного наличия у какого-либо объекта безграничности и конечности?

73. Почему мы не можем представить себе кривизну и замкнутость трехмерной Вселенной? Каким образом, несмотря на это, можно говорить об искривлении трехмерного пространства? К каким парадоксальным, с точки зрения обыденного сознания, эффектам приводит замкнутость Вселенной?

74. Как развивается наука, с точки зрения Томаса Куна? Что такое научная парадигма? Приведите какие-нибудь примеры научных парадигм.

75. Какую роль играет парадигма в науке? Что такое научная революция? Каким образом, согласно Куну, происходит смена одной научной па­радигмы другой?

76. В чем заключается главное отличие общей модели развития науки, предложенной Имре Лакатосом, от модели Томаса Куна? Что такое научно-исследовательская программа?

77. Какова, согласно И.Лакатосу, структура научно-исследовательской
программы, и каким образом взаимодействуют между собой ее элементы?

78. В чем состоит сходство общих моделей развития науки, созданных Куном и Лакатосом?

79. Как вы думаете, почему считается, что научные революции играют главную роль в развитии науки, являются центральными, узловыми моментами ее истории?

80. Что такое единая научная картина мира? Каким образом связаны научные революции и научные картины мира? Можно ли свести радикаль­ное изменение картины мира к какому-нибудь одному крупнейшему на­учному открытию? Открытия в каких науках играют наиболее важную роль в процессе изменения научной картины мира?

81. Какие три научные революции и соответствующие им три научные картины мира можно выделить в истории естествознания? Почему воз­можно утверждать, что историческое развитие науки происходит с ускоре­нием?

82. Что представляет собой сформулированный Нильсом Бором прин­цип соответствия? Приведите какие-нибудь примеры, иллюстрирующие его.

83. Почему в современную эпоху роль математики в естественнонауч­ном познании становится всё более важной?

84. Что представляют собой такие характерные черты третьей научной картины мира, как антимеханицизм и глобальный эволюционизм?

85. Что такое антропный принцип? Какую роль он играет в современном естествознании?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: