double arrow

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ


1. Проблема бытия в истории философии. Философский смысл понятия «бытие».

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия. Единство и многообразие мира.

3. Материальное единство мира и его многообразие. Понятие материи. Субстанция и ее самоорганизация.

4. Движение – атрибут материи. Явные и скрытые изменения.

5. Взаимодействие – причина самодвижения материи. Формы движения материи.

6. Пространство и время – формы бытия материи. Взаимосвязь пространства – времени и движущейся материи. Пространство – время в неживой материи.

7. Биологическое и социальное пространство – время.

8. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Структура диалектики.

9. Закон единства и борьбы противоположностей.

10. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Качество, свойство, мера, скачок.

11. Закон отрицания отрицания. Тезис – антитезис – синтез.

12. Регулятивный характер диалектики.

13. Принципы диалектического метода: объективность, всесторонность, конкретность, историзм, принцип противоречия.

14. Основные функции диалектики: онтологическая, гносеологическая, логическая, методологическая, мировоззренческая, праксеологическая.

15. Детерминизм и индетерминизм. Причинная и непричинная детерминация.

16. Закон. Динамические и статистические закономерности. Вероятность. Необходимость и случайность.

17. Сущность метафизического метода. Границы применения метафизического метода.

18. Понятие человека, сложности определения. Антропосоциогенез.

19. Трудовая и символическая теории происхождения человека.

20. Биосоциальная природа человека.

21. Смысл человеческого бытия.

22. Представление о совершенном человеке в античной, средневековой философии. Образ человека в философии Нового времени.

23. Проблема сознания в истории западной философии.

24. Гносеологический и этический смысл сознания. Объяснить тезис: «Сознание входит в физическое состояние мира».

25. Онтология сознания. Язык и сознание.

26. Сознание, память, самосознание. Сознание и бессознательное.

27. Диалектико – материалистическая концепция сознания. Проблема преобразования общественного сознания.

28. Диалектика общественного сознания и общественного бытия.

29. Уровни и формы общественного сознания. Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.

30. Структура общества.

31. Государство, партия, нация, народ, народность, семья.

32. Типы и формы государства. Монархия, республика. Унитарное, федеративное. Тоталитаризм, демократия, фашизм, либерализм.

33. Общество как саморазвивающаяся система.

34. Антропный принцип и синергетика.

35. Биоэтика. Биополитика. Социобиология. Экософия.




36. Труд. Практика.

37. Гражданское общество и государство.

38. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

39. Концепция «локальных цивилизаций» Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.

40. Взаимодействие культур Востока и Запада. Место России в дихотомии Восток – Запад.

41. Человек в системе социальных связей. Материалистическое и идеалистическое понимание социальных связей.

42. Феномен отчуждения.

43. Человек и исторический процесс.

44. Свобода и необходимость. Личность и массы.

45. Насилие и ненасилие.

46. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

47. Справедливость и право.

48. Проблема свободы выбора.

49. Познание как предмет философии. Единство субъекта и объекта.

50. Гносеология. Агностицизм.

51. Мифологическое, религиозное и философское познание. Личностное знание.

52. Познание, творчество.

53. Функции практики в процессе познания.

54. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности.

55. Идеальное. Единство чувственного и рационального в познании.

56. Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина.

57. Догматизм и релятивизм. Конкретная и абстрактная истины.

58. Верификация и фальсификация в научном познании.

59. Понимание и объяснение. Понятие «смысл». Текст и контекст. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.

60. Вера и знание.

61. Научное и вненаучное знание. Ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное и псевдонаучное знание. Эзотеризм.



62. Критерии научности. Сциентизм и антисциентизм.

63. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.

64. Проблема – гипотеза – теория. Основные элементы теории.

65. Основные функции теории (синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая).

66. Методы научного исследования. Философские и общенаучные методы.

67. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение).

68. Методы теоретического исследования (формализация, аксиоматический, гипотетико – дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному).

69. Общелогические методы (анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход, вероятностно – статистические методы).

70. Частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные методы.

71. Рост научного знания. Концепция роста знания К.Поппера.

72. Научные революции и смена типов рациональности.

73. Классический, неклассический и посткласический типы рациональности.

74. Общество, наука и техника.

75. Научные, философские и религиозные картины мира.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: