Проведение 1-го этапа

Инструкция обследуемому:

При загорании светодиода с красным свечением следует как можно быстрее нажать на рычаг ключа.На табло рефлексометра появятся цифры, обозначающие время реакции. Манипуляцию повторить 20 раз. После последнего нажатия ключа на табло рефлексометра высветится среднее арифметическое времени реакции испытуемого студента.

Проведение второго этапа. Измерение времени двигательной реакции с использованием дифференцировочного раздражителя.

Инструкция обследуемому: нажимать на ключ только при зажигании красного света. Нажимать последовательно 20 раз, до высвечивания на табло времени среднего арифметического и количества возможных ошибок (нажатий на желтый свет).

Проведение третьего этапа. Измерение времени двигательной реакции выбора.

На этом этапе кроме рефлексометра со световой индиксацией 3-х цветов (красный, желтый, зеленый) используется динамометр для регистрации силы нажатия. По специально составленной программе положительные сигналы – красный и зеленый – берутся в равном количестве (по 10), дифференцировочных сигналов – желтый свет – вдвое меньше (5).

Инструкция обследуемому. На красный светпроизводится сильное сжатие рычага динамометра (до крайней метки), на зеленый – слабое нажатие, на желтый свет – не нажимать. Перед началом обследования – потренироваться.

Проведение четвертого этапа.

Выявление соотношений между интенсивностью предъявляемых сигналов и величиной ответной реакции (закон силовых отношений).

В эксперименте используется рефлексометр со звуковым сигналом раздражения и световой индикацией времени реакции на сигналы трех уровней – тихий, средний и громкий звук. Испытуемому дается инструкция: как можно быстрее нажимать клавишу (или ручку ключа) в ответ на звук любой интенсивности (громкости).

После каждого нажатия ключа (ответа на звуковой сигнал) на табло прибора высвечивается время реакции.

После проведений заданного по программе количества нажатий на табло высвечиваются средние значения времени ответа на звук разной интенсивности.

Определение реакции на движущийся объект.

Эта модификация рефлексометрических методик дает представление о точности динамического глазомера.

Преподаватель нажатием на клавишу запускает движение светящегося пятна по периметру круга. Время прохождения пятном круга равно 1 секунде.

Студент должен остановить движение пятна нажатием клавиши на цифре, указанной преподавателем.

Учитывается процентное соотношение правильных и ошибочных реакций (промахов). Преждевременная остановка пятна считается опережением, опоздание с остановкой пятна расценивается как «запаздывание».

Результат оценивается по среднему значению ошибки опережения и запаздывания. Если функциональный уровень сенсомоторной системы обследуемого студента высокий, то преобладает количество точных ответов. При повышенной возбудимости – нарастает процент ошибок «опережения». При глубоких стадиях утомления нарастают ошибки запаздывания.

Изучение силы нервной системы по методике «теппинг-тест» основано на изменении по времени максимального темпа движений кистью (нажатие на ключ). Показатели темпа фиксируются каждые 5с. И по шести получаемым точкам строится кривая работоспособности данного испытуемого (рис. 46). Количество нажатий ключа за каждые 5 секунд отражается на табло рефлексометра.

Обследуемому студенту дается команда «измерение» и он работает, нажимая на ключ, с максимальной частотой. Работа длится 30 секунд на максимуме волевого усилия. Получив данные о количестве нажатий студент строит график и получает определенный тип кривой, свидетельствующий о силе нервной системы.

a. Сильная нервная система – выпуклый тип – максимальный темп нарастает в первые 15 секунд работы, а к 25-30 с может упасть ниже исходного.

b. Средняя сила нервной системы – ровный тип – умеренно повышенный темп удерживается приблизительно на одном уровне в течение всего времени работы.

c. Слабая нервная система – нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на таком уровне в течение всего времени работы.

d. Средне-слабая нервная система – между ровным и нисходящим типами, первые 10 -15 секунд темп поддерживается на первоначальном уровне, а затем снижается.

e. Второй вариант средне-слабой нервной системы (выпуклый тип), когда первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня.

Рис. 46. Типы изменения максимального темпа движений по пятисекундным отрезкам (по Ильину Е.П, 2003)


Рекомендуемая литература:

1. Бадалян Л.О., Скворцов И.А. Клиническая электромиография. – М, 1986.

2. Баевский Р.М. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем //Вестник аритмологии.-2001.-№24.-С.65-87

3. Гехт Б.М., Касаткина Л.Ф., Самойлов М.И., Санадзе А.Г. Электромиография в диагностике нервно-мышечных заболеваний. – Таганрог, 1997.

4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М., 1992.

5. Дехтярь Г.Я. Электрокардиографическая диагностика. – М., 1966.

6. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Функциональная диагностика нервных болезней. Руководство для врачей. – М., 1991.

7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека:Учебник для вузов.-СПб.:Питер,2003.-381с.

8. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. Под ред. Т.С. Виноградовой. – М., 1986.

9. Клиническая оценка биохимических показателей при заболеваниях внутренних органов. Под ред. профессора
В.Г. Передерий, профессора Ю.В. Хмелевского. – Киев, 1993.

10. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М., 1988.

11. Кромвелл Л., Ардитти М., Вейбелл Ф. и др. Медицинская электронная аппаратура для здравоохранения. / Пер. с англ. – М., 1987.

12. Лабораторные методы исследования в клинике. Под ред.
В.В. Меньшикова. – М., 1987.

13. Николаев С.Г., Банникова И.Б. Электромиографическое исследование в клинической практике: (Методики, анализ, применение):–Иваново, 1998

14. Персон Р.С. Электромиография в исследованиях человека. – М.: Наука, 1969.

15. Руководство по кардиологии. Под ред. Е.И. Чазова. – М., 1982.

16. Синдригайло Л.И. Вспомогательные методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии. – Минск: Атлас, 1986.

17. Современные методы биофизических исследований. Под ред. А.Б. Рубина. – М., 1988.

18. Уэст Дж. Физиология дыхания. Основы. / Пер. с англ. – М., 1988.

19. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М., 1995.

20. Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта, С. Тевса. Тт. 1-4. / Пер. с англ. – М.: Мир, 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: