Особенности подготовки строительного производства в условиях реконструкции зданий и сооружений

До начала реконструкции должны быть выполнены работы по подготовке строительного производства в объеме, обеспечивающем проведение строительно-монтажных работ на объекте в заданные сроки.

В отличие от нового строительства, процесс подготовки реконструкции заключается в том, что внеплощадочные подготовительные работы чаще всего отсутствуют, и основное внимание участники реконструкции должны уделить подготовке к реконструкции объекта. Мероприятия по подготовке к реконструкции, осуществляемые заказчиком, в основном направлены на сокращение продолжительности реконструкции и создание безопасных условий выполнения строительно-монтажных работ.

Внутриплощадочные подготовительные работы, проводимые строительной организацией при подготовке строительного производства в условиях реконструкции в целом мало отличаются от подготовки строительства новых объектов. Многие задачи, связанные с обеспечением рабочих временными зданиями и сооружениями производственного, санитарно-бытового назначения, организацией энерго- и водоснабжения строительства и другие решаются значительно легче, чем на неосвоенных строительных площадках. Однако имеется необходимость выполнения других работ, связанных с необходимостью защиты эксплуатируемых зданий и сооружений, технологического оборудования, инженерных сетей и зеленых насаждений на время реконструкции. К таким работам относятся: устройство защитных ограждений, предохраняющих здания и сооружения от динамических нагрузок и механических повреждений, связанных с забивкой свай, работой строительных машин и т.п.; устройство защитных укрытий, предохраняющих технологическое оборудование, производственные и служебные помещения зданий от загрязнения, связанного с разборкой конструкций, земляными и бетонными работами.

Для обеспечения такой защиты в составе работ подготовительного периода предусматривается устройство временных ограждений, покрытий и других устройств: временных покрытий для защиты от атмосферных осадков помещений с разобранными покрытиями, ограждений, предохраняющих производственный персонал или жителей от случайного входа на строительную площадку, укрытий для рабочих строителей в зонах возможного падения грузов и др.

Указанные работы выполняются подрядной организацией в соответствии с условиями, оговоренными при заключении договоров.

Разработка календарных планов при реконструкции

Задачей календарного планирования строительного производства является решение комплекса вопросов по выбору характера строительно-монтажных работ, методов реконструкции и организации ее проведения. Решающим фактором, определяющим решения календарного плана реконструкции, является метод организации ее проведения.

В практике применяются различные методы, отличающиеся наличием различных ограничений и системой правил взаимодействия ресурсов строительных организаций. Наиболее рациональны поточные методы организации реконструкции, сочетающие последовательную и параллельную организацию работ.

Методы организации реконструкции количественно оцениваются системой параметров, к которым отнесены взаимосвязанные показатели: продолжительность реконструкции и объем продукции или оказываемых услуг объекта. Они находятся в зависимости от метода реконструкции и метода организации ее проведения.

Продолжительность реконструкции измеряется временем, необходимым для проведения полного комплекса работ по перестройке объекта, включающем подготовительный и основной периоды. В основное время включается продолжительность доостановочного и остановочного периодов и длительность остановок производства.

Продолжительность остановочного периода определяется минимально возможным временем, необходимым для замены технологического и инженерного оборудования зданий и выполнения строительных, монтажных и специальных работ, обеспечивающих функционирование объекта после приемки работ рабочей комиссией.

Продолжительность доостановочного периода – время, необходимое для выполнения возможного объема работ, совмещенных с процессами эксплуатации реконструируемого объекта с целью сокращения продолжительности остановки производства или перерыва в деятельности. С доостановочным периодом также совмещается процесс создания резерва продукции, товара, предназначенного для восполнения его выбытия во время остановки на реконструкцию объекта и его отдельных частей.

Продолжительность строительства новых постоянных или временных зданий и сооружений – время от начала подготовительных работ до завершения строительной части, обеспечивающей начало работ по монтажу технологического оборудования в этих зданиях.

Продолжительность разборки существующих или временных зданий – время, затрачиваемое на полный комплекс работ, связанных со сносом, включая благоустройство территории, необходимое для завершения реконструкции объекта и сдачи его государственной приемочной комиссии.

Особенности разработки стройгенплана при реконструкции

Проектирование стройгенпланов при реконструкции в принципе не отличается от методов, изложенных применительно к новому строительству. Однако особенности строительного производства при этой разновидности строительства вызывает дополнительные требования к проектированию стройгенпланов.

Общеплощадочный стройгенплан должен содержать принципиальные решения по организации работы грузоподъемных кранов с учетом возможности транспортирования их к месту установки и организации складирования материалов, конструкций и оборудования в стесненных условиях при минимальном влиянии на условия проживания людей в районе производства работ.

На общеплощадочном стройгенплане наносят все существующие, сносимые, реконструируемые и вновь возводимые здания и сооружения с указанием очередности выполнения работ.

Объектный стройгенплан детализирует решения, принятые в общеплощадочном стройгенплане. На нем показывают те же элементы, что и при проектировании нового строительства, однако в процессе его разработки необходимо учитывать ряд дополнительных требований:

· учет существующих ограничений при транспортировании строительных машин, материалов и конструкций (улиц с интенсивным движением транспорта, перекрестков, железнодорожных переездов, транспортных габаритов);

· учет стесненности площадок для монтажа и демонтажа строительных машин, складирования конструкций, материалов и технологического оборудования.

Эти требования приводят к необходимости принятия следующих организационно-технологических решений стройгенплана:

· проектирования рациональных схем движения транспортных средств с минимальным количеством пересечений, устройством объездов напряженных участков дорог, организации регулирования движения, завоза материалов в ночные смены;

· создания увеличенных запасов строительных материалов, конструкций и изделий на приобъектных складах;

· организации резервного фронта работ на случай задержек транспортных средств, обеспечивающих подвоз материалов к приобъектным складам.

К мероприятиям, предусматриваемым в проектах стройгенпланов относятся:

· выделение постоянных дорог, по которым разрешается движение транспорта и строительных машин;

· установка знаков, предписывающих направление движения по постоянным и временным дорогам, а также ограничивающих проезд транспортных средств в жилом массиве;

· обозначение подъездов и проходов к реконструируемому здании, местам стоянки, разгрузки и разворота транспортных средств.

Со стесненностью строительной площадки связаны особые требования по привязке кранов к объектам реконструкции. В отличие от новостроек привязка крана и рельсовых крановых путей осуществляется от наружных поверхностей стен и выступающих частей.

Существуют следующие варианты устройства рельсовых путей кранов:

· на одном звене подкранового пути;

· на эстакадах, подпорных стенках, шпунтовых ограждениях;

· на слабых или насыпных, недостаточно уплотненных или переувлажненных грунтах;

· на подземных коммуникациях, не несущих крановых нагрузок;

· на конструкциях строящихся или существующих объектов.

В большинстве случаев рельсовые крановые пути монтируются на дорожных железобетонных плитах, уложенных под балластную призму каждой нити пути. Для специфических условий эксплуатации рельсовых путей должны быть проведены соответствующие расчеты допустимой несущей способности оснований от крановых нагрузок.

Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону, необходимо установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные леса. Перемещение грузов у примыкающего жилого здания и поворот стрелы у здания принудительно ограничивается.

Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров.

Размещение приобъектных складовстроительных материалов и конструкций в стесненных условиях реконструкции также имеет ряд особенностей, поэтому возможны следующие варианты проектных решений:

· размещение складов на месте заранее сносимых существующих зданий;

· организация монтажа конструкций с транспортных средств;

· использование для складирования материалов перекрытий или покрытий существующих зданий.

Решение многих задач проектирования: размещения зданий и сооружений административного, санитарно-бытового и производственного назначения, прокладки систем временного энерго- и водоснабжения строительства, дорог, складов и других элементов стройгенпланов на объектах реконструкции часто упрощается в связи с возможностью использования существующих зданий и сооружений промышленных предприятий, муниципальных служб и других заказчиков. Поэтому при проектировании стройгенпланов следует учитывать эту возможность. Если же это не возможно, то наиболее сложной является задача размещения на стесненной территории бытового городка строителей. В этом случае чаще всего используются здания сборно-разборного типа или блок-контейнеры, устанавливаемые в 2-3 этажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: