Предпосылки разработки Программы стратегического развития железнодорожного транспорта

Исключительно важная роль в развитии экономики страны принадлежит транспорту, который выступает как самостоятельная отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения. В индустриально развитых странах за рубежом темпы развития транспорта выше темпов развития других отраслей экономики. Действительно, транспорт является локомотивом развития социально-экономической жизни страны!

Трудно переоценить роль железнодорожного транспорта в транспортном комплексе России с ее огромной территорией, автомобильными дорогами, водными магистралями и др. В силу этих особенностей железнодорожный транспорт в России является ведущим.

Однако экономические и структурные преобразования 90-х годов прошлого века привели к резким спадам объемов перевозок и росту цен на потребляемые транспортные ресурсы, снижению показателей перевозочной деятельности и другим негативным явлениям, одним словом, произошло замедление развития железнодорожного транспорта.

В настоящее время кризис 90-х годов частично преодолен. Для повышения эффективности железнодорожного транспорта необходимо решать возникшие проблемы, сущность которых заключается в следующем.

1. Хроническое недофинансирование железнодорожного транспорта привело к недопустимо высокому уровню износа основных фондов, что не способствует расширенному воспроизводству технических средств. Средний уровень износа основных фондов составляет около 60%, значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы.

Износ основных фондов российских железных дорог показан на рис. 14.1 и 14.2, а их возрастные характеристики – на рис. 14.3.

В период с 1966 по 1992 годы износ основных фондов находился на уровне 30–34% благодаря их своевременному воспроизводству. В результате резкого сокращения объемов инвестиций в период экономического спада степень износа фондов к 2003 г. достигла критической величины 63,9%.

2. Кроме высокого физического уровня износа, основные фонды имеют высокий уровень морального износа. За последние 20 лет уровень отечественной железнодорожной техники и технологии стал существенно отставать от соответствующего уровня передовых стран мира. Разрыв в технической оснащенности российских и зарубежных железных дорог с каждым годом увеличивается, негативным образом влияя на конкурентоспособность отечественного железнодорожного транспорта.

 
 


Рис. 14.1. Износ основных фондов российских железных дорог

В среднем – 58,6%
Рис. 14.2. Износ по видам основных фондов в 2006 г.


 
Рис. 14.3. Возрастные характеристики основных средств ОАО «РЖД»


Сравнительный анализ технического и технологического развития российских и зарубежных железных дорог представлен в табл. 14.1 и на рис. 14.4.

Т а б л и ц а 14.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: