В основе «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» лежат следующие принципы:
– железнодорожный транспорт является одной из базовых основ политического, социального, экономического и культурного единства России;
– железнодорожный транспорт является важной составляющей в поддержании высокого уровня обороноспособности и безопасности государства;
Казахстан (2005 г.) | 2234,3 | |
Украина (2005 г.) | 749,7 | |
Китай (2001 г.) | 1297,0 | |
Канада (2004 г.) | 10733,0 | |
США (2005 г.) (железные дороги всех классов) | 14130,6 | |
Россия (2006 г.) | 2800,1 |
Рис. 14.8. Производительность труда на российских и зарубежных железных дорогах, тыс. тонно-км/чел.
Казахстан (2005 г.) | 5,4 | |
Украина (2005 г.) | 13,6 | |
Китай (2001 г.) | 30,2 | |
Канада (2004 г.) | 0,7 | |
США (2005 г.) (железные дороги всех классов) | 0,8 | |
Россия (2006 г.) | 10,5 |
– эффективно функционирующий железнодорожный транспорт является обязательным элементом обеспечения конкурентоспособности страны;
– на железнодорожном транспорте обеспечивается эффективное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования;
– опережающее развитие и модернизация железнодорожной сети является инфраструктурной основой социально-экономического роста России;
– государство несет ответственность за гарантированное обеспечение свободы товаропередвижения и потребности граждан в перевозках;
– повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта – важнейший государственный приоритет развития и модернизации его материально-технической базы, научных исследований и совершенствования управления эксплуатационной работой;
– развитие железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года будет осуществляться преимущественно на основе стратегии инновационного прорыва.
Необходимо иметь в виду, что «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» содержит два варианта развития железнодорожного транспорта – минимальный и максимальный, которые в свою очередь базируются на возможных сценариях развития экономики страны, рассчитанных Минэкономразвития, – инновационном и инерционном.
Инновационный вариант предусматривает рост за счет реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных и новых наукоемких отраслях.
Инерционный вариант учитывает сценарий развития, открытие внутренних рынков готовых товаров, недостаточную конкурентоспособность перерабатывающих производств.
Основными направлениями развития железнодорожного транспорта предусматриваются:
– модернизация и развитие инфраструктуры для ликвидации ограничений в пропускных способностях и «узких мест» в магистралях (строительство вторых, третьих и четвертых путей, электрификация и др.);
– обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте, направленной на создание эффективной системы защиты объектов инфраструктуры для устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы и защиты от актов незаконного вмешательства;
– совершенствование системы государственного регулирования тарифов;
– обновление железнодорожного подвижного состава;
– формирование рынка логистических услуг в РФ до 2030 г.;
– повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на мировом рынке транспортных услуг;
– расширение научных исследований, особенно в области управления субъектами рынка транспортных услуг, формирования единой транспортной системы;
– выбор наиболее рациональных (научно обоснованных) принципов построения транспортных тарифов и сервисных цен для перевозки грузов и пассажиров;
– развитие человеческих ресурсов железнодорожного транспорта;
– структурное реформирование на железнодорожном транспорте.