Психология личности: новые направления 5 страница

Другой путь получения знаний о поведении - наблюдение и регистрация его естественных проявлений в реальных жизненных условиях, но более методичные и строгие, чем при несистематизированном наблюдении. Это так называемое есте-3 ственное наблюдение. Модели игр и дружеских отношений у детей, антисоциаль-') ное поведение подростков, пищевые привычки у людей тучных и имеющих нормальный вес, стили руководства у преуспевающих менеджеров в бизнесе, а также многие клинические явления были изучены путем естественного наблюдения. Последнее не объясняет поведения, но является богатым источником информации о; том, как ведут себя люди в их привычном окружении.

Каким бы простым и привлекательным ни выглядело естественное наблюдение, у него тоже есть свои ограничения. Основная проблема состоит в том, что наблюдатели часто оказываются простыми свидетелями непредсказуемых событий, которые они не вполне или совсем не могут контролировать. К этому присоединяются и проблемы самого наблюдателя: его предубеждения и определенные ожидания могут влиять на то, каким аспектам наблюдаемых событий он уделяет особое внимание, какие моменты запоминаются ярче. Далее, данный метод подвергают критике за то, что обобщение результатов наблюдения основывается на малом количестве наблюдаемых объектов (людей или ситуаций). И наконец, наблюдатели могут непреднамеренно вмешиваться в происходящие события, которые они наблюдают и регистрируют [КагсПп, 1982]. Предположим, например, что наблюдатель следит за ходом дискуссии в семье с целью изучения стилей разрешения конфликта. В какой степени он должен пользоваться доверием членов семьи, чтобы его присутствие не явилось фактором, незаметно влияющим на

НМПп ГппспЯ ПРТ1ТРННЯ К_пттАгТIIК_ТЯ'? НРГМПТПЯ НЯ ЯТИ ПпП.ТТРМЫ. ПпРИМУТ1ТРГ"ГВа

Исследование и оценка в психологии личности

Ес1Ч('ствР1Ч1ое наблюдение дает возможность психологу получать информацию о том, как проявляется поведение в условиях обыденной жизни. (иННа-е1чсЬ)

естественного наблюдения очевидны: мы получаем образцы поведения люд повседневных ситуациях, среди друзей и семьи, а не в искусственной атмос лаборатории или во время интервью.

Поскольку естественное наблюдение не обеспечивает исследователям возм ность систематического контроля над переменными в ситуации наблюдения, приходится ждать, пока наступят благоприятные условия. Для того, чтобы сг виться с этой проблемой, некоторые исследователи проводят контролируемые левые наблюдения. В этом исследовательском подходе сочетаются особенно естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля. пользование подобной стратегии описали Риган и соавт. [Кеап е1 а1., 1972]. следователями был проведен полевой эксперимент с целью изучения влияния ' ства вины на стремление оказывать помощь. Помощник экспериментаторов по; Д'1л к женщинам-покупательницам на улице и просил их сфотографировать _я дипломной работы, давая им для этого дорогостоящую камеру, которая з< нее была отрегулирована так, чтобы при пользовании ею обнаружилась неисп] """ь. Половине женщин сказали, что они неправильно обошлись с камеро °'-Т1 ее, заставив их тем самым почувствовать себя виноватыми; второй п("не сообщили, что камера <уже свое отслужила> и в поломке нет их ви

скоре после этого помощница экспериментаторов, проходя мимо участии Римента, роняла из своей сумки продукты. Скрытое наблюдение пока:; 'Ующее: 55°о из тех, кто до этого испытал чувство вины, останавливалис °°"-1п поднимать выпавшее содержимое сумки; из тех же, кто не чувстве я до этого виноватыми, только 15°о предложили свою помощь. Очевидно,

62 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

такого рода исследование имеет явные преимущества при изучении поведения в реальных жизненных обстоятельствах, обеспечивая дополнительную уверенность в том, что результаты могут распространяться и на другие ситуации.

МЕТОД АНАМНЕЗА

Детальное изучение поведения отдельного человека в течение продолжительного периода времени называется историей болезни, или изучением анамнеза. Этот подход часто используют в клинической медицине с целью диагностики и лечения людей, имеющих психологические проблемы. Метод изучения истории болезни как таковой обычно применяют в работе с психически больными или проблемными пациентами, история жизни которых изучается в процессе психотерапии или при постановке диагноза [Кипуап, 1982]. Врачи пытаются разобраться в жизненном опыте больного и в моделях его поведения, используя собственные воспоминания больного, беседы с теми, кто его хорошо знает, автобиографические и биографические документы и любую информацию, которая может быть получена в результате психологического тестирования. Обычно врач ищет ключевые события жизни пациента в прошлом и в настоящем, чтобы выяснить причины его трудностей. В свою очередь, история болезни дает материал, который помогает клиницистам выбирать эффективные стратегии лечения эмоциональных расстройств.

Истории болезни, составляемые врачами при работе с пациентами, сыграли важную роль в создании некоторых теорий личности, а также в развитии клиниче-; ского мышления в целом. Например, психодинамическая теория Фрейда основана почти исключительно на интенсивном изучении отдельных клинических случаев. ':. Фрейд и его коллеги-психоаналитики в течение многих лет глубоко изучали раз-' нообразные проявления поведения: воспоминания раннего детства, сновидения,! фантазии, физические заболевания, отношения любви-ненависти. Фрейд обращался к изучению клинических случаев не только потому, что они способствовали ' появлению плодотворных идей относительно уникальности человеческой личнос-' ти; они также служили для подтверждения его основных теоретических положе-: ний. Сходным образом и Карл Роджерс при формулировке своего феноменологического подхода к изучению личности во многом опирался на клинические истории пациентов, проходивших психотерапию. Несмотря на то, что истории болезни представляют собой максимально подробные, детализированные описания и анализ только отдельной конкретной личности, их изучение является чрезвычайно? полезной исследовательской стратегией. Бывает так, что даже изучение единственного клинического случая проливает свет на понимание определенных закономер-\ ностей человеческого поведения. Но обычно единичный случай еще не обеспечивает достаточно прочной основы для описания общих принципов поведения. Тем не менее, если количество случаев окажется достаточным для исследования, ученый может установить степень сходства между ними и вывести определенные общие заключения. Примером может послужить исследование [Ьетэ еЬ а1., 1986] по составлению историй болезни 15 приговоренных к смертной казни мужчин. Их кандидатуры были отобраны для участия в исследовании потому, что в отношении их всех должно было вскоре состояться приведение приговора суда в исполнение.

Т \ттТ1хт1лаплу\ тттгтгчэитттй \г пу 1 ЧЯТТТТПиРННКТУ Т1 ЯНЯМТ4Р1Р НМРГТИГЬ ТЯЖС-Исследование и оценка в психологии личности _

травмы черепа, у 12 были зарегистрированы признаки повреждения мозга

показатели интеллектуального развития оказались ниже среднего. П("цце результаты поколебали имевшийся до того стереотипный образ престуг

приговоренного к смертной казни, как жестокого, холодного и расчетлш цццы. Полученные факты, пожалуй, наводят на мысль о связи между невр(ическама нарушениями и осуждением за ссору со смертельным исходом.

етод анамнеза можно также использовать для изучения жизни вполне зд(ых людей. Группа, которую вел Генри Мюррей [Миггау е(: а1., 1938] в Гарв: ской психологической клинике, представляла собой довольно редкую, но яр модель для интенсивного изучения жизни людей в течение существенного пер? времени. Гарвардские <персонологи> (так называли себя эти исследователи) соедоточили свои усилия на глубинных оценках группы мужчин - студентов ] леджа. Их целью было изучение основных потребностей, конфликтов, ценное установок и моделей социального взаимодействия. Методика исследования в> чала использование личностных опросников самооценки и проективных тес Обследование испытуемых проводилось неоднократно. Кроме того, был осуще лен сбор большого количества биографических данных и автобиографичес материалов, использовались короткие экспериментальные процедуры, а та стресс-интервью, во время которых студенты были вынуждены отвечать на см ющие их вопросы или защищать свои наиболее сокровенные ценности. В к(было проведено обследование в малых группах, чтобы наблюдатели могли п' чить представление о стилях межличностного взаимодействия испытуемых.

Методы, применявшиеся Мюрреем и его коллегами, были направлены на чение многих аспектов жизни каждого студента; они предоставили возможн изучать каждого испытуемого в целом в естественных для него условиях. лучшей оценки мыслей, чувств и действий каждого студента Мюррей организ(группу опытных психологов, которые высказывали свое мнение о каждом сту те на <производственном совещании>, или <диагностическом совете>. На: советах разные психологи, изучавшие одного и того же студента, с разных те тических позиций излагали свои клинические впечатления о нем. В резуль дискуссии большинством голосов принималось заключение о том, как лучше в охарактеризовать его личность.

Собирательный междисциплинарный исследовательский подход Гарварде персонологов оказал влияние на целое поколение исследователей, направи] научный интерес на личность в целом, на значение окружения и необходим всесторонней оценки. Лонгитюдное изучение троих относительно нормальны? Дуумов, предпринятое Робертом Уайтом [УЬе, 1975], иллюстрирует зъ " метода изучения клинических случаев как подхода, удовлетворяющего тр °"ям исследования личности.

Оценка метода анамнеза

Щество " подчас

зучение клинических случаев имеет свои преимущества и недостатки, что з

от изучаемых феноменов и особенностей проведения исследования. Пре метода состоит в том, что он позволяет принимать в расчет всю сложи противоречивость индивидуальных черт личности, заметно отлич

64 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

в этом плане от других стратегий исследования. Если цель исследования зав чается в том, чтобы изучить происходящее с одним или несколькими индиви; мами - то, как они приобретают жизненный опыт, справляются с переживай> ми, - тогда имеет смысл выбрать метод изучения клинических случаев. Дале этот метод представляется единственно возможным для изучения редких, искл> чительных проявлений какого-либо феномена. Иллюстрацией могут служить опв сания случаев расщепления личности, основанные на изучении историй болезв [СгаЬгее, 1985]. В то же время мы не должны забывать о сложностях и ограничь ниях, сопряженных с изучением отдельного индивидуума. Во-первых, главны недостаток изучения клинических случаев состоит в том, что при этом исследов тель никогда не сможет быть полностью уверен в том, что установленные им соо ношения носят причинно-следственный характер. А именно, поскольку исследов тели не в состоянии контролировать факты, влияние которых на наблюдаемо событие или его результаты вполне возможно, то всегда сохраняется вероятное> того, что в действительности имеют место совсем не те причины, которые подрав мевают исследователи. Во-вторых, так как при данном подходе изучается тольк одна личность, возможность делать обобщающие выводы весьма ограничен Только потому, что конкретный индивидуум ведет себя определенным образа нельзя ожидать, что все другие будут вести себя так же. В-третьих, данные, пол ченные в результате изучения клинического случая, могут оказаться ретроспев тивными или вторичными по своему происхождению* и поэтому искаженным из-за давности. Наконец, даже если достоверность фактов может быть подтверя дена, в заключении об особенностях обследуемого индивидуума могут отражаты личные пристрастия или предубеждения исследователя. Несмотря на перечислев ные ограничения, изучение клинических случаев может служить богатым источи ком информации об отдельных патологических феноменах. По крайней мере, р зумно рассматривать этот метод в качестве предварительной стратегии исследов ния, дающей возможность выдвигать интересные гипотезы о личности человек Впоследствии психологи могут проверять эти гипотезы при помощи более строг экспериментальных процедур.

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД

Чтобы преодолеть ограничения метода клинических случаев, исследователи лк ности часто используют альтернативную стратегию, известную как корреляцией ный метод. Этот метод стремится установить взаимосвязи между событиями (пЙ ременными) и внутри них. Переменная - любая величина, которая может бьО измерена и чье количественное выражение может варьировать в переделах то1 или иного континуума. Например, тревожность - переменная, потому что < можно измерить (с помощью шкалы самооценки тревоги) и потому что люл различаются по степени выраженности у них тревожности. Сходным образо точность выполнения задания, требующего определенного навыка, тоже являете переменной, которую можно измерить. Корреляционное исследование можяв

То есть пациент может знать о кахом-то событии своей биографии только со слов родственнИ'

Исследование и оценка в психологии личности _

пр(-т1 просто измерив уровень тревожности у некоторого числа людей. " уровень точности действий каждого из них при выполнении групш дцо1-о задания. Если опубликованные результаты подтвердятся в другом и рдоваипи, то можно будет считать, что субъекты с более низкими показателя? дрроностч имеют более высокие показатели точности выполнения задани поскольку на точность выполнения задания, вероятно, влияют и другие фактор ("пример, прежний опыт его выполнения, мотивация, интеллект), связь меж, точностью действий и тревожностью не будет безупречной, но она будет заел живать внимания.

Переменными в корреляционном исследовании могут быть данные тестир вания, демографические характеристики (такие как возраст, порядок рождения социально-экономический статус), результаты измерения черт характера по мет ду самооценки, мотивы, ценности и установки, физиологические реакции (так как частота сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальван1Г-ская реакция), а также стили поведения. При использовании корреляционно метода психологи хотят получить ответы на такие специфические вопросы, ка влияет ли высшее образование на профессиональный успех в будущем? име ли отношение стресс к коронарной болезни сердца? есть ли взаимосвязь меж, самооценкой и одиночеством? есть ли связь между порядковым номером рож ния и мотивацией достижения? Корреляционный метод не только позволяет отг тить <да> или <нет> на эти вопросы, но также дать количественную оцен соответствия значений одной переменной значениям другой переменной. Для р шения этой задачи психологи вычисляют статистический индекс, называемг коэффициентом корреляции (известен также как коэффициент линейной корр ляпни по Пирсону). Коэффициент корреляции (обозначается маленькой бу во]};_) показывает нам две вещи: 1) степень зависимости двух переменных 2) направление этой зависимости (прямая или обратная зависимость).

Численное значение коэффициента корреляции варьирует от -1 (полност; отрицательная, или обратная зависимость) через 0 (отсутствие связи) до +1 (по ностью положительная, или прямая зависимость). Коэффициент, близкий по 31- чению к нулю, означает, что две измеряемые переменные не связаны сколько-н будь заметным образом. То есть большие или малые значения переменной Х имеют значимой связи с большими или малыми значениями переменной У. В ка стве примера приведем связь между двумя переменными: массой тела и интелле том. В целом, полные люди не являются значимо более интеллектуальными и. значимо менее интеллектуальными, чем более худощавые люди. И, наоборот, коэ' фнциент корреляции +1 или -1 говорит о полном, однозначном соответствии ме: ду двумя переменными. Корреляции, близкие к полным, почти никогда не встре ются в исследовании личности, и это заставляет предположить, что хотя мног ""_"огические переменные и связаны друг с другом, степень связи между ни; не является столь уж сильной. Значение коэффициента корреляции в предел У 0,30 и +0,60 является общераспространенным в исследовании личности

редставляет практическую и теоретическую ценность для научного прогнозир вания. К значениям коэффициента корреляции между 0 и +0,30 следует относит

с осторожностью - их ценность для научных предсказаний минимальн " рис. 2-2 представлены графики распределения значений двух переменны РИ двух различных значениях коэ(Ь(Ьициеита корреляции. По горизонта.

66 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Исследование и оценка в психологии личности

40 35 30 25 20 15 10

40 35 30 25 20 15 10

_ о 5 о,

1 2345678

1 2345678 Ь

40 35

30 25 20 15 10

40 35 30 о

0 0

о 25

0 о 0 15 10 0 0 0 0 1 5678 а

гримером отрицательной корреляции может служить связь между часто' гутствия студентов в аудитории и успешностью сдачи ими экзаменов. В цел(уденты, имевшие большее количество пропущенных занятий, проявляют т ДЦЦ10 к получению более низких оценок на экзаменах. Студенты, имевы ршее количество пропусков, получали более высокие экзаменационные 6 ц Другой пример - отрицательная корреляция между робостью и напор.ддщ поведением. Лица, получившие высокие баллы по показателю робости, и ли склонность к нерешительному поведению, в то время как лица с низки показателями робости проявляли себя решительными и напористыми. Чем 6. же значение коэффициента корреляции к +1 или к -1, тем сильнее связь меи двумя изучаемыми переменными. Так, коэффициент корреляции +0,80 отраж наличие более сильной зависимости между двумя переменными, чем коэффи] ент корреляции +0,30. Сходным образом, коэффициент корреляции -0,65 от жает более сильную взаимосвязь переменных, чем коэффициент корреляцт 0,25. Надо иметь в виду, что величина корреляции зависит только от числом значения коэффициента, в то время как знак + или -, стоящий перед коэффи] ентом, просто обозначает положительная это корреляция или отрицательн Так, значение г=+0,70 отражает наличие такой же сильной зависимости, ка] значение г=-0,70. Но первый пример указывает на положительную зави мость, а второй - на отрицательную. Далее, коэффициент корреляции -О указывает на более сильную зависимость, чем коэффициент корреляции +0, Понимание этих аспектов корреляционной статистики поможет вам оценив, результаты исследований такого рода.

Рис. 2-2. Каждая из диаграмм иллюстрирует различную степень зависимости значений двух переменных. Каждая точка на диаграмме представляет собой показатели испытуемого по двум переменным: а - полная положительная корреляция (т = +1); Ь - полная отрицательная корреляция (т = -1); с - умеренная положительная корреляция (г= +0,71); А - корреляция отсутствует (т=0).

расположены значения одной переменной, а по вертикали - другой. Каждая точка означает баллы, полученные одним испытуемым по двум переменным.

Положительная корреляция означает, что большие значения одной переменной имеют тенденцию быть связанными с большими значениями другой перемен-\ ной или малые значения одной переменной - с малыми значениями другой переменной. Другими словами, две переменные увеличиваются или уменьшаются вместе. Например, существует положительная корреляция между ростом и массой тела людей. В целом, у более высоких людей есть тенденция иметь большую массу тела, чем у более низких. Другой пример положительной корреляции связь между количеством сцен насилия, которые видят дети в телевизионных передачах и их тенденцией вести себя агрессивно. В среднем, чем чаще дети наблюдают насилие по телевизору, тем чаще они демонстрируют агрессивное поведение. Отрицательная корреляция означает, что высокие значения одной

-- _ _ _______- У- ------___ " ----------< ттттггй ТIЛСЛ''\'Я Х иОТТ

Оценка корреляционного истода

Корреляционный метод обладает некоторыми уникальными преимуществаг Наиболее важным является то, что он позволяет исследователям изучать больц набор переменных, которые недоступны проверке с помощью экспериментальн исследований. Например, когда речь идет об установлении связи между сексуа. ным насилием, перенесенным в детстве, и эмоциональными проблемами в 60. поздние годы жизни, корреляционный анализ может стать единственным этичес приемлемым способом исследования. Аналогично, чтобы изучить, как демокра' ческий и авторитарный стили родительского воспитания соотносятся с ценность ми ориентациями человека, стоит выбрать этот метод, поскольку этические со' ражения не дают возможности экспериментально контролировать стиль родите. ского воспитания.

Второе преимущество корреляционного метода состоит в том, что он д. возможность изучать многие аспекты личности в естественных условиях реальн изни. Например, если мы хотим оценить влияние развода родителей на адап Пию и поведение детей в школе, мы должны систематически отслеживать со1 ые и академические успехи детей из распавшихся семей в течение определ(пого периода времени. Проведение подобного естественного наблюдения потре<

времени и усилий, но позволит дать вполне реалистичную оценку сложнс "°дания. По этой причине корреляционный метод является предпочтительн -Ледовательскпй гтпятргирй пп<л прпгпнпттпгпв чяннтрпргпнянньттт и ИЯУЧРН

68 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

индивидуальных различий и феноменов, поддающихся экспериментальному контролю. Третье преимущество корреляционного метода заключается в том, что иногда с его помощью становится возможным предсказать некое событие, зная другое. Например, в исследовании получена умеренно высокая положительная корреляция между оценками по §А1" у старшеклассников и их же оценками, полученными позднее в колледже [Наг§а(1оп, 1981]. Поэтому, зная баллы студентов по §АТ, приемная комиссия в колледже может достаточно точно предсказать их последующую успеваемость. Подобные предсказания никогда не бывают совершенными, но часто оказываются полезными для решения вопроса о приеме в учебное заведение. Тем не менее, все исследователи личности признают два серьезных недостатка этой стратегии. Во-первых, применение корреляционного метода не позволяет исследователям выделять причинно-следственные отношения. Суть проблемы состоит в том, что корреляционное исследование не может дать окончательное заключение о том, что две переменные причинно связаны. Например, во многих корреляционных исследованиях подтверждается связь между просмотром телевизионных программ с эпизодами насилия и агрессивным поведением у части детей и взрослых зрителей [Ргеетап, 1988; Ниоп, \УпЬ1, 1982]. Какой вывод можно сделать из этих работ? Одно из возможных заключений таково: просмотр в течение длительного времени сцен насилия по телевидению ведет к возрастанию у зрителя агрессивных побуждений. Но возможен и противоположный вывод: агрессивные по складу своего характера субъекты или те, кто совершали агрессивные действия, предпочитают смотреть телевизионные программы со сценами насилия. К сожалению, корреляционный метод не позволяет установить, какое из этих двух объяснений верно. В то же время, корреляционные исследования, в которых устанавливается сильная корреляционная зависимость между значениями двух переменных, поднимает вопрос о возможности наличия причинно обусловленной связи между этими переменными. Что касается, например, связи между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессией, то экспериментальное исследование, проведенное вслед за полученными результатами корреляционного анализа, привело ученых к заключению, что экспозиция программ, содержащих сцены насилия, может быть причиной агрессивного поведения [Егоп, 1987].

Второй недостаток корреляционного метода - возможная путаница, вызванная действием третьей переменной. Для иллюстрации рассмотрим зависимость между употреблением наркотиков подростками и их родителями. Означает ли наличие корреляционной зависимости, что подростки, видя, как родители принимают наркотики, сами начинают употреблять их в еще большем количестве? ИлД это значит, что беспокойство при виде того, как их дети-подростки принимают наркотики, заставляет самих родителей прибегать к наркотикам, чтобы тем самым уменьшить свою тревогу? Или какой-то третий фактор сходным образом толкает подростков и взрослых к употреблению наркотиков? Может быть, подростки и их родители принимают наркотики, чтобы смириться с угнетающей нищетой, в которой они живут? То есть истинной причиной, обусловливающей наркоманию, может быть социально-экономический статус семей (например, бедность). Вероят-' §сЬо1а5Мс А[(.11ис1с Тс51 - программа для оценки способностей к обучению. См. Диастаза А. Психологическое тестирование Под ред. К. М. Гурсвича, В. И. Лубовского. М., 1982. - Кн. 2. - С. 48.

Исследование и оценка в психологии личности _

". 1-010. что третья переменная, которая не измеряется и о которой, может 6, II це подозревают, в действительности оказывает причинное влияние на. теряемые переменные, нельзя исключать при интерпретации результатов, п рнык с помощью корреляционного метода.

Хотя корреляционный метод не предполагает установления причинно-с рнной связи, из этого не следует, что причинно-следственные отношения в о еденных случаях не могут быть четко установлены. Последнее особенно вер отношении лонгитюдных корреляционных исследований - где, например, инт сующие нас переменные, измеренные в одно время, коррелируют с другими г менными, о которых известно, что они появляются вслед за первыми. Рассмот] дапрр1мер, хорошо известную положительную корреляцию между курением (рет и раком легких. Несмотря на возможность того, что какая-то третья неиз; ная переменная (например, генетическая предрасположенность) может слу? причиной и курения, и рака легких, мало кто сомневается, что весьма вероя причина рака - курение, так как по времени курение предшествует заболева раком легких. Подобная стратегия (измерение двух переменных, разделение* ределенным промежутком времени) дает возможность исследователям устана вать причинно-следственные отношения в случаях, когда невозможно провеет; сперимент. Например, на основе клинических наблюдений исследователи в теч долгого времени подозревали, что хронический стресс способствует развитию гих физиологических и психологических проблем. Недавние работы по измере силы стресса (с использованием шкал самооценки) позволили проверить эти пре ложения с применением корреляционного метода. В области физиологических стройств, например, накопленные данные свидетельствуют о следующем: стресс чимо связан с возникновением и развитием сердечно-сосудистых заболеваний, д1 та, рака и различных типов инфекционных заболеваний [ЕНюИ, Е15с1огГег, 1 Рпетап, Воо<+-Ке11еу, 1987; еттои, Ьосе, 1984; 5тЬ, Апс1ег5оп, 1 УШштк, ОеепЬасЬег, 1983]. Корреляционный анализ также показал, что ст может способствовать формированию зависимости от наркотиков [Ыесс Наг1о, 1986], сексуальных расстройств (Ма1ае51а, А(1ат5, 1984], а также воз новению многочисленных психических нарушений [МеиГеЫ, МоЬЬегзШ, 1980]. не менее, критики корреляционного подхода справедливо замечают, что могу ществовать и другие факторы, искусственно усиливающие предположитель ь между стрессом и болезнью [§сЬгоес1ег, Соза, 1984]. Таким образом, ' предостережение остается: хотя иногда при наличии сильной корреляционно; ""'ости между двумя переменными напрашивается вывод о наличии причи] " между ними, в действительности установить причинно-следственные отн' ния можно только экспериментальными методами.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

"_ нственным способом для исследователя установить причинно-следстве1 ошения (то есть определить, вызывает ли изменение одной переменной из ДРУГОЙ переменной) является проведение эксперимента. Именно по этой ие экспериментальный метод можно считать идеальной стратегией для изуч' тральных вопросов, касающихся личности.

70 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Ключ к пониманию экспериментального метода и основного различия между ним, методом изучения клинических случаев и корреляционным методом заключается в следующем: первый позволяет исследователю манипулировать одной переменной и в условиях тщательного контроля наблюдать ее влияние на другую интересующую его переменную. Переменная, которой манипулируют, называется независимой переменной. Независимая переменная - это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение независимой переменной, называется зависимой переменной. Зависимая переменная - это любой аспект поведения субъекта, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная является функцией от независимой переменной; она <зависима> от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: