Психология личности: новые направления 8 страница

Хотя ММР1 зарекомендовал себя в качестве ценного диагностического инструмента, его применение ни в коем случае не ограничивается условиями клиники [Кипсе, Апс1ег5оп, 1984]. Он применяется, например, для решения вопроса о профессиональной пригодности лиц, желающих устроиться на работу [ОаЫэгот еЬ а1., 1975]. Однако использование ММР1 в качестве тестовой процедуры для кандидатов при приеме на работу вызывает в настоящее время споры. Эта проблема фигурировала даже в судебных разбирательствах о посягательстве на тайну личности [ОаЫэот, 1980'].

ММР1 также широко используют в исследованиях, посвященных изучению динамики семейных отношений, нарушений пищевых привычек, патологической зависимости от тех или иных веществ; суицидов, а также готовности к лечению или реабилитации [ВиЬсЬег, КеПег, 1984]. Кроме того, вопросы из этого теста использовались при создании большого количества других личностных тестов, включая <Шкалу проявления тревожности Тэйлора> [Тау1ог, 1953], <Личностный опрос-ник Джексона> [асоп, 1974] и <Калифорнийский психологический опросник> [Оои§Ь, 1987]. Наконец, тот факт, что ММР1 переведен примерно на 125 иностранных языков, является свидетельством его популярности и ценности как метода клинической оценки [ВисЬег, 1984].

Сила и слабость методик самоотчета. Оценка индивидуальных различий - ный аспект персонологии. Однако может возникнуть вопрос: почему, раскры-эту тему, мы столько внимания уделяем именно самоотчету. Основная причина, возможно, заключается в том, что тесты самоотчета дают более полную, определённую и систематизированную информацию о личности, чем нерегулярно получаемые сведения. В данном случае возможные личные предубеждения или Еретические пристрастия экспериментатора компенсируются таким достоин-ом метода, как объективность подсчета результатов. Кроме того, с этими тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формаль-УЮ подготовку. Тесты самоотчета обычно обладают большей надежностью по Равнению с другими методами, а это само по себе является определенным

90 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

преимуществом. Наконец, многомерные опросники позволяют измерять одн>. временно несколько личностных особенностей.,

Несмотря на то, что тесты самоотчета пользуются популярностью у профессиональных психологов, их применение сопряжено с некоторыми проблемами, которые требуют рассмотрения. Основные их ограничения состоят в том, что они не защищены от преднамеренного обмана, влияния эталонов социальной желатель> ности и установочного поведения [К1е1птип1:г, 1982].

Персонологам, применяющим методы самоотчета, приходится зависеть от го, товности респондентов давать о себе точную информацию. Проблема состоите том, что в некоторых из шкал самооценки преобладают вопросы, дающие во> можность испытуемым относительно легко вводить исследователя в заблуждение> Умышленная же ложь наиболее вероятна тогда, когда респондент убежден, что извлечет для себя какую-то пользу, дав ответы, не соответствующие действа* тельности [РигпЬат, 1990]. Претендент на вакантную должность может <смошеЩ-ничать>, умышленно давая положительные ответы на вопросы, от которых, как ему кажется, зависит, сложится ли о нем благоприятное мнение и будет ли он принят на работу. И, наоборот, человек может <смошенничать> в худшую сторон ну и преднамеренно отвечать <нет> на определенные вопросы, полагая, что это создаст о нем впечатление как о человеке с более серьезными психическими нарушениями, чем это есть на самом деле. Последнее может иметь место в ситу ации, когда необходимо оценить душевное состояние обвиняемого в уголовной преступлении. Ч'

Лучшая защита от этой опасности - встроить в тест контрольные шкалы'; позволяющие обнаруживать преднамеренную ложь. Например, ММР1 содержит шкалы, цель которых - показывать, когда обследуемые лгут, когда проявляется их психологическая защита или когда они дают уклончивые ответы. Другой путь - вводить в тест дополнительные вопросы, прямо не относящиеся к изучаемому феномену, благодаря чему цель теста станет менее ясной для испытуемого. Тем не менее, эти попытки могут оказаться успешными только отчасти: трудно определить, до какой степени испытуемый сможет исказить информацию о себе. Поэтому по возможности важные заключения о личности испытуемого не должны основываться только на результатах теста самоотчета.

Другой недостаток шкал самоотчета связан со встречающейся у многих людей тенденцией отвечать таким образом, чтобы <хорошо выглядеть>. Эта тенденция носит название социальной желательности, и она составляет проблему при использовании не только тестов самоотчета, но и других оценочных процедур. В отличие от преднамеренной лжи, в данном случае, испытуемые могут не осознавать, что они искажают ответы в благоприятном направлении; они непреднамеренно пытаются представить себя в лучшем свете, чем это имеет место в действительности.

Защитить метод от возможных искажений в сторону социальной желательности или ослабить их влияние можно с помощью нескольких приемов. Некоторые тесты самоотчета (такие как ММР1) содержат вопросы, выявляющие вероятность того, что респондент дает социально желательные ответы. В других тестах предусмотрено прямое измерение количества <приукрашивающих> ответов. Например, <Шкала социальной желательности> Кроуна-Марлоу [Сголупе, Маг1оууе, 1964] сконструирована с целью измерения тенденции представлять себя в выгодном свете. Другой способ решить эту проблему заключается в тщательной оценке

Исследование и оценка в психологии личности _ 91

дьной приемлемости каждого вопроса до его включения в тест. В любом "пае, очевидно, что при интерпретации тестового материала психологи должны д о потенциальной возможности <загрязнения> результатов за счет тенден-социальной желательности.

Последняя проблема связана с тем, что некоторые люди склонны отвечать на ддросы теста определенным образом, независимо рт содержания тестового мате-ддда. Например, одни испытуемые отвечают утвердительно гораздо чаще, чем другие, они фактически соглашаются с каждым вопросом теста. Эта тенденция отвечать согласием является основной проблемой шкал самооценки, в которых требуются ответы типа <верно-неверно> или <да-нет> (как ММР1). Если тенденцию отвечать на вопросы положительно не удастся как-то нейтрализовать, то в случаях постоянного согласия мы получим искаженные результаты, непригодные для оценки личностных особенностей данного человека. К счастью, тенденция отвечать преимущественно согласием является относительно легко решаемой проблемой. Большинство авторов формулируют вопросы теста таким образом, чтобы ответы <верно-неверно> и <да-нет> примерно в равной степени раскрывали бы измеряемую черту. Благодаря этому при подсчете показателей теста любое косвенное влияние, оказываемое тенденцией отвечать преимущественно <да> или преимущественно <нет>, уравновешивается.

Проективные методы

Проективные личностные тесты первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием для появления проективных тестов служит положение теории Фрейда, согласно которому неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной оценки заключается в раскрытии неосознаваемых конфликтов личности, ее страхов и источников беспокойства. Термин проективный метод предложил Л. Франк [Ргап, 1939] для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обус-_ленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям <проецировать> на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы (такие как чер-"ьные пятна или расплывчатые картинки) обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее <внутренние> "ы. Все проективные тесты отличаются рядом важных особенностей. Все

содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы. "Риментатор никогда не сообщает испытуемому истинной цели тестирова-ия и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. рукциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов сь не может быть, и испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается. °Ц. подсчет и интерпретация ответов испытуемого основываются в значи-"ои степени на субъективных суждениях экспериментатора, который опирая на свой клинический опыт.

92 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Исследование и оценка в психологии личности

Тест <НарисуЧ чслонска> это проек1пивчая методики, часто используемая псчхо.ю/амч ().'1я оценки скрьпхых мыслей и чцстя репечко. (Р_и_1_Vапс'1_IIIаI_1< ЯНХ. В()<>(()11)

Существует много различных типов проективных методов. Лнндсеп подрав де.чяет их на следующие пять категорий [Ьшсеу, 1939]:

1. Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришел-; шей в голову мыслью или возникшим чувством. Примеры: <Тест словесных ассо* ииаиий Меннингера> [Карарог е<: а1., 1968] и <Тест чернильных пятен> Роршахй - [КогхсЬасЬ, 19421. "

2. Конструктивные методы, требующие создания пли придумывания чего-либо. Например,в <Тесте тематической апперцепции> [Могап,Ми1тау, 19351 ис< иытуемым предъявляют серии картинок с изображением простых сцен и предлагают составить рассказы о том, что происходит в этих сценах и какие чувства испытывают персонажи.

3. Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале. В качестве последнего могут выступать незаконченные предложения (например, <Меня раздражает, когда...>). К методам завершения относятся <Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга> 1Кокеп21Л'е1д, 1945] и <Тест незаконченных предложений Роттсра> [Коег, Кат-ГеПу, 1950].

4. Экспрессивные методы предлагают выразить свои чувства посредством такой деятельности, как рисование картинки или психодрама. Например, в тесте <Нарисуй человека> К. Маховер [МасЬоуег, 1949], от испытуемого требуется нарисовать человека, а затем -- человека противоположного пола.

5. Методы выбора, или распределения по порядку, требуют от испытуемых отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов. Например, тест Сойди (8гопсИ, 1944] содержит инструкцию выбирать из предложенных изоб-л11.-подей те, которые или больше всего понравились, или больше всего

11311 тись. В настоящее время подобные методики используются редко.

чедует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являют'.оисключающими, и во многих тестах используются две и более из них. Дтя лучшего представления о процедуре проведения, обсчете результатов рцретацип проективных тестов мы подробнее остановимся на одном из ни

у роршаха, часто иснользуемый для оценки бессознательных процессов

Герман Роршах, известный швейцарский психиатр, изобрел <Тест чернильнь пятен> в 1921 году. В последующие годы этот тест стал наиболее популярной широко используемой проективной методикой [§еепеу е1- а1., 1987]. Тест состо цдсяп] карт. Карты содержат изображение билатерально симметричных пяте которые Роршах получил, капнув чернила на лист бумаги и сложив его попол; (рис. 2-4). Пять карт черно-белые, пять - цветные. Каждое пятно отпечатано центре карты из белого картона размерами около 18х24 см. Тест обычно прОЕ дит один и тот же экспериментатор с одним испытуемым в два этапа. На нерв) этапе испытуемому предлагают расслабиться и спонтанно отвечать на тестов] СТИМУЛЫ. Экспериментатор говорит: <Я собираюсь показать вам набор чернит ных пятен II хотел бы узнать, что вы видите в каждом из них>. Испытуемый бер в руки каждую карту (в определенном порядке), рассматривает ее и описыва(что он видит в этом пятне, что это пятно ему напоминает и на что оно похол Экспериментатор записывает все, что говорит испытуемый о каждом пят (например: <Это напоминает мне двух медведей, танцующих вокруг походнс

Рис. 2-4. Чернильное чя'чнп. похожее чп те, что ЧС110.1Ь.ЮМ111Ы О теСЧН' Рор1ч(1х(1. Испытуемою 'Чеят объяснить, что он <_днч1 а этом пятне.

94 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

костра>). Затем анализируется дословная запись ответов, или протокол. Экспе. риментатор также наблюдает за поведением испытуемого во время проведении теста, уделяя особое внимание тому, какие позы принимает испытуемый и сколько времени ему требуется, чтобы ответить по каждой карте.

Когда ответы на все карты получены, испытуемому снова показывают карты в том же порядке. На этой стадии эксперимента, называемой <расследование>, экспериментатор пытается определить, какие характеристики пятна обусловили пре<.," дыдущие ответы испытуемого. Если, например, испытуемый говорит, что первая 1 карта напоминает ему слона, может последовать вопрос: <Что именно в этом пятне напоминает вам слона?> Во второй фазе процедуры экспериментатора в основном интересуют два вопроса. Первый - какую часть площади карты занимает то что испытуемый на ней увидел и обозначил в своем ответе. Второй вопрос касается того, какие особенности или качества пятна привели к тому или иному ответу (например, форма, цвет, характеристики людей или животных). Оба вопроса задаются в отношении каждого ответа испытуемого.

Для подсчета и интерпретации теста Роршаха предложены разные системы [ВесЬ, 1945; К1орег, 0ау1с15оп, 1962; Р1о<:го\У51, 1957]. Каждая из них является сложной и требует как длительной отработки навыков клинической оценки, так и знаний в области теорий личности, психопатологии и возрастной психологии. Независимо от того какая система используется, фактически все они оценивают ответы субъекта на основе четырех счетных факторов [К1орег, Оаузоп, 1962]:.

1. Локализация имеет отношение к тому, какую часть площади пятна занимает фигура, упоминающаяся в ответе.

2. Детерминанты представляют особенности пятна (например, форма, цвет,. тени, кажущееся движение), которые оказались существенными для формирования ответа испытуемого. Например, подсчитывается детерминанта цвета в том случае, если субъект сообщает, что видит пятно крови, потому что части пятна раскрашены в красный цвет.

3. Содержание отражает существо ответа: человек ли это, животное, растение, какой-то объект и так далее. Большинство систем подсчета выделяют в содержании несколько отдельных категорий для классификации ответов, такие как человеческие фигуры, фигуры животных, сексуальные объекты, одежда, географические очертания.

4. Популярность/оригинальность основывается на том, насколько типичен или атипичен данный ответ относительно имеющихся норм по каждой карте Рор-шаха в отдельности. Этот фактор обычно подсчитывается в категориях степени, поскольку количество имеющихся нормативных ответов так велико, что получение совершенно уникальной реакции в новых исследованиях маловероятно.

Дальнейший анализ основан на частоте отнесения ответов в каждую из вышеупомянутых категорий. Можно также подсчитать соотношение категорий, чтобы получить дополнительную информацию о личности. Это - примеры количественного подхода к тесту. Однако равное значение здесь имеет анализ актуального содержания ответов испытуемого, то есть качественный подход к его оценке. Содержание ответов (видит ли, например, испытуемый в основном людей идя

Исследование и оценка в психологии личности _!

отных) имеет существенное значение для установления различий при инте] дгации личностных характеристик человека.

Насколько полезен тест Роршаха для оценки личности? С эмпирической то' ц зрения отношение к его психометрическим свойствам у исследователей сове] "енно скептическое [Апаааа 1988; СатЫе, 1972; Кеп<1а11, МогЬоп-Рогс1, 1982]. Е] ддутренняя согласованность низка, ретестовая надежность также низка, прогно' деская и текущая валидность в большинстве случаев сомнительна [Реегзо) 1978]. Еще больше усложняет картину тот факт, что в отношении теста Рорша> дутствует необходимая степень надежности субъективных оценок. Исследов ния показывают удручающе низкую степень согласия между двумя или 6ол1 экспертами, подсчитывающими одни и те же ответы. Короче говоря, ввиду отсу ствия достаточной надежности и валидности результатов скептики отрицают п лезность теста Роршаха как оценочной стратегии.

Для решения этой и других проблем исследователи разработали счетные сх мы, обладающие лучшими психометрическими свойствами. Заслуживает вним ния попытка стандартизации теста Роршаха с помощью введения объективнь критериев и норм для детей и взрослых [Ехпег, 1978, 1986]. Знакомство с эт(разработкой, названной автором <Усовершенствованной системой>, убеждает, ч' тест Роршаха может быть хорошим инструментом оценки. Были предприняты усилия в направлении интерпретации тестовых ответов с помощью компьютера, также создания параллельной формы теста для группового проведения [НоКгта 1988]. Однако, несмотря на эти усовершенствования, тест Роршаха все еще: нашел широкого применения за пределами клиники.

Полемика вокруг теста Роршаха вряд ли уляжется в ближайшее время. Н смотря на принимаемые меры по созданию надежных и валидных систем тестовь оценок [Ехпег, 1986], психологи-практики продолжают критиковать тест за и лишне глубинную интерпретацию, не дающую возможности считать тест адеквг ным измерительным инструментом параметров личности. В то же время мног психологи будут продолжать использовать тест в клинической практике, невзир на то, что говорят о нем исследования. Даже если рассматривать тест Роршаха к метод, имеющий только дополнительное диагностическое значение, маловероятн что его популярность снизится в обозримом будущем [ЕиЫп е а1., 1985].

Сила и слабость проективных методов. Сторонники проективных метод ляют, что последние обладают двумя уникальными преимуществами. Перв ючается в том, что тестовые стимулы здесь относительно неоднородны и нес ""Ь1, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую инте Рию получат его ответы. Проективные методы допускают почти неогран " разнообразие возможных ответов, что позволяет скрыть от испытуемо ""УЮ цель тестирования, а также снижает вероятность фальсифицированы Tвочных ответов. Во-вторых, непрямой способ подачи тестового материа "РОДИТ в действие психологические защитные механизмы испытуемого, ч

возможность получать информацию о таких аспектах личности, котор] Ь1Чно скрыты от наблюдения.

Ртика проективных тестов сводится к тому, что они недостаточно стандг ц Рованы, отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпре' - В частности, оценка тестовых показателей часто зависит от навыка, кли1-

96 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

ческого опыта и интуиции психолога, что делает их чрезвычайно ненадежны> Однако справедливо и другое: опыт показывает, что большая практика в об ботке тестовых показателей способствует удовлетворительному уровню внутр ней согласованности оценок [Оо1с1Гпес1 е1 а1., 1971; Ехпег, 19861.

Более серьезную проблему составляет интерпретация уже подсчитанных казателей того или иного теста. Хотя клинические психологи обычно полагаю на собственный опыт в интерпретации результатов проективных методик, са методики не всегда одинаково удачны. К сожалению, интерпретация таких тест слишком часто зависит от догадок и интуиции клинициста, а это не сиособству повышению научной ценности проективных тестов.

Наконец, выдвигается еще один критический аргумент: до сих пор не получ но достаточно убедительных доказательств валидности проективных тест 1А11еп, 1984; Реегхоп, 1978]. Поэтому психологи стараются формулировать ит говое заключение не только на основании проективных тестов. Скорее, сами пр ективные тесты стоит рассматривать в контексте другой информации, полученж в результате интервью, анализа клинического случая и тестов самооценки.

В заключение можно сказать, что, несмотря на проблемы, связанные с примеи нием проективных тестов, многие клинические психологи продолжают к ним обЦ щаться при изучении неосознанных конфликтов человека, его фантазий и мотив [Зшег, Ко1И§1ап, 1987]. В то же время, активное применение на практике не сн жает остроту проблемы, связанной с их надежностью и валидностью.

РЕЗЮМЕ

Теория выполняет роль катализатора для эмпирического исследования важнь личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации устано< ленных фактов и закономерностей. В отличие от несистематических наблюден* или соображений с позиции здравого смысла, при экспериментальном изучен> личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения, не счит ются обоснованными до тех пор, пока не будут предоставлены объективные и во производимые данные. Ориентация на научные исследования также предполагав наличие ясных и четких описаний процедуры измерения изучаемых переменных

В основе всех исследовательских подходов в психологии личности лежит н блюдение. Каждый из видов наблюдения - несистематизированное, естественней и контролируемое полевое наблюдение обсуждались в данной главе как способ более строгого изучения поведения человека. Также рассматривались преимуш ства и недостатки каждого вида наблюдения.

Три исследовательские стратегии в изучении личности представлены методов изучения клинических случаев, корреляционным методом и экспериментальны> методом. Каждая стратегия предполагает, что исследователь осуществляет объеК тивное наблюдение за кем-то, кто что-то делает или говорит.

Метод анамнеза, или метод изучения истории болезни, обеспечивает возмоЯ* ность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен прежде всеГ на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстрой

ствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при созданИ ------ -__"""...,.,.,",,т,"плппдпп на ппптяжеН

Исследование и оценка в психологии личности _

, лет. При описании прошлого пациента (описании клинического случ: дуются разные методы, как-то: биографические и автобиографичес) ки личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также инфор полученная от тех людей, которые довольно хорошо знают данного челове у истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, э дд не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изу здесь является конкретный человек. В частности, история болезни не устан ддет причины тех или иных наблюдаемых событий, возможность обобщу почученных данных здесь весьма ограничена, отобранные данные могут нос оттенок личных предубеждений и/или их истинность трудно проверить.

Корреляционный метод используется для установления связей между пе ценными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный мет обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы. Например, м(но ли на основе успеваемости в колледже предсказать профессиональный успе дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистический пока тель обозначает направление и силу связи между переменными. Коэффици' корреляции может варьировать от -1 (полностью отрицательная зависимость) +1 (полностью положительная зависимость). Как исследовательская страте: корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого пове ния в естественных условиях. Кроме того, с его помощью можно изучать перем пые, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим ображениям. Однако корреляционный метод не дает убедительных дока тельств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, Дс если они обе тесно связаны, то есть имеют высокий коэффициент корреляц Корреляция не предполагает установления причинных связей. В данной гл отмечается также, что определенную путаницу в интерпретацию корреляционн связей может внести третья переменная.

Экспериментальный метод дает исследователям возможность устанавлив причинно-следственные связи посредством манипуляции определенной перем ной в тщательно контролируемых условиях, что позволяет наблюдать измене; второй переменной, как результат изменений первой переменной. Изменяемая пе менная (условие, контролируемое исследователем) является независимой перем ной. Наблюдаемый ответ, или поведение индивидуума (исход эксперимента) пр ставляет собой зависимую переменную. Для проведения самого простого экспе мента требуются две группы испытуемых. Экспериментальная группа подвергае ""вию независимой переменной, а контрольная группа - нет. Распределе) ""ытуемых по группам осуществляется случайным образом. Это дает гарант того, что различия между группами будут обусловлены только наличием или отс " независимой переменной. В качестве примера рассматривался эксперим '" изучению возможных закономерностей, лежащих в основе известной погово}

миру и смерть красна>. Результаты показали, что участницы экспериме предпочитали находиться рядом с другими людьми, когда испытывали сильн Р°У в ожидании болезненного удара электрическим током. Следующий экс ' мент показал, что испытуемые, переживающие сильную тревогу, предпочитал то время общество только тех, кто оказался в такой же ситуации.

будучи мощной исследовательской стратегией, эксперимент имеет ограни я при изучении поведения человека. Помехой для его применения могут 61

Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Исследование и оценка в психологии личности

этические соображения. Другое ограничение связано с тем, что эксперименты проводимые в лабораторных условиях, часто носят искусственный характер, щ1 это ограничивает возможность обобщения результатов. Присущие лаборатор, ным условиям артефакты (например, феномен требуемых характеристик, установочные ответы) могут оказывать незапланированное воздействие на резудь-;..! таты исследования. Наконец, было отмечено, что экспериментальное исследо-Д вание проводится в соответствии с принципом осведомленного согласия Испытуемым сообщается заранее о любом потенциальном риске, и они могут отказаться от участия в эксперименте в любое время без всяких опасений.,;,

Каждая стратегия исследования, используемая при изучении личности, имеет определенные преимущества и недостатки. Более того, ни один метод не является идеальным для решения всех вопросов....:

Измерение индивидуальных различий, иначе называемое оценкой, является: интегральным аспектом в психологии личности. Методы оценки личности долж< ны удовлетворять критериям стандартизации, нормирования, надежности и вали> нести. Надежность является характеристикой постоянства теста и определяется ' двумя путями: методом повторного тестирования (ретестовая надежность) и ме> тодом расщепления (внутренняя согласованность). Валидность показывает, измеряет ли тест именно то, что он предназначен измерять. Рассмотрены виды валидаг ности, включая содержательную валидность, критериальную валидность и конст-_ руктную валидность. ':

Центральным вопросом в процессе научного исследования является измерение различных аспектов отдельной личности. Основными подходами к оценке личности являются метод интервью, личностные тесты самоотчета и проективные тесты.

Рассмотрены и проиллюстрированы главные особенности неструктурированного и структурированного интервью как оценочных процедур. Структурированная форма предпочтительна при проведении научного исследования, в то время как неструктурированная - в терапевтической ситуации.

Методы самоотчета бывают двух типов: тесты, измеряющие единственный по* казатель и тесты, измеряющие одновременно несколько показателей. В качестве примера теста первого типа обсуждалась <Шкала самоосознания>. Примером теста второго типа послужил <Миннесотский многоаспектный личностный опрос-ник>; обсуждалась его диагностическая ценность. Измерения самооценки объективны в том отношении, что испытуемым предоставляется минимальная свобода в ответах, а на процедуру подсчета результатов не влияют личные склонности или теоретическая ориентация экспериментатора. Проблемы, внутренне присущие тестам самоотчета, включают предумышленный обман (подделка ответов в <хорошую> или <плохую> сторону), фальсификацию ответов в социально желательном свете и установки на определенные ответы (молчаливое согласие со всеми утверждениями теста).

Проективные методы пытаются проникнуть в неосознаваемые или очень тонкие аспекты личности, давая возможность индивидуумам при ответах на неопределенные стимулы проецировать на тестовый материал свои чувства, потребности я ценности. Перечислены различные категории этих тестов. В качестве репрезентативного примера приведен тест Роршаха. Сторонники проективных тестов утверждают, что они плохо стандартизированы, имеют низкую надежность и валидность, члтпгтт1итрпкнкт к ГУЪРКТИВИДМУ п интепппетаиии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: