Психология личности: новые направления 7 страница

Третий тип надежности основывается на корреляции между двумя сопос' мыми вариантами одного и того же теста (состоящими из аналогичных вопро' проведенного на одной и той же группе испытуемых. Если по этим разным мам теста получены примерно одинаковые оценки, тест обладает надежна параллельных форм. В таком случае положительная корреляция между д мозаменяемыми формами будет означать, что пункты обоих вариантов _ измеряют одно и то же.

Наконец, надежность также касается того, насколько будут согласны межд ои двое или более экспертов при подсчете результатов одного и того же т от тип надежности называется надежностью субъективных оценок. На "°"ь субъективных оценок должна обязательно учитываться, если тест пре гает субъективные интерпретации, подобные тем, что дают персонологи при (

результатов проективных тестов. Этот тип надежности имеет особенно нг ния в отношении любых качественных методов, таких как интервью, ан

80 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

сновидений и других форм свободных ответов, не поддающихся количественной оценке. Однако согласованность возрастает, когда эксперты пользуются руководствами, содержащими четкие правила оценки и инструкции для анализа подобных данных [Ут, 1984].

Валидность. Хотя надежность имеет очень большое значение, она, тем не менее, не является единственным решающим критерием оценки пригодности теста. Возможно, даже более важным является вопрос о том, измеряет ли тест именно то, что он предназначен измерять, а также предсказывает ли он именно то, что предполагалось предсказывать с его помощью. Эта проблема имеет отношение к кардинальному критерию достоинства оценочной техники - валидио-сти. Психологи часто различают три типа валидности: 1) содержательная ва-лидность, 2) критериальная валидность и 3) конструктная валидность.

Содержательная валидность. Чтобы считаться валидным, метод оценки должен включать такие пункты, содержание которых соответствует репрезента" тивной выборке измеряемой области поведения. Предположим, перед нами тест, измеряющий застенчивость. Для того чтобы быть валидным по содержанию, он должен состоять из вопросов, которые действительно раскрывают личностные аспекты застенчивости (например, <Является ли застенчивость основным источником вашего личностного дискомфорта?>), социальные аспекты застенчивости (например, <Смущаетесь ли вы, когда выступаете перед большой аудиторией?>) и когнитивные аспекты (например, <Убеждены ли вы в том, что окружающие всегда осуждают вас?>). Валидный по содержанию тест застенчивости должен оценивать каждый из компонентов, входящих в понятие <застенчивость>. Содержательная валидность почти всегда определяется путем соглашения экспертов о том, что каждый пункт теста фактически отражает аспекты переменной, или личностного качества, подлежащие измерению.

Критериальная валидность. Оценка личности обычно предпринимается с целью прогнозирования определенных аспектов поведения индивидуума. Предсказание поведения может касаться успешности обучения в аспирантуре, адекватности терапевтической программы, профессиональной успешности и многого другого, за очень небольшими исключениями. То, с какой точностью результаты теста предсказывают интересующий нас аспект поведения индивида в настоящем или будущем, определяется корреляцией оценок субъектов по данному тесту и показателей по некоему критерию, не зависящему от того, что должен предсказать тест. Например, предположим, что критерий - успеваемость в школе права - измеряется по среднему баллу успеваемости, тогда §АТ будет считаться валидным, если ой\ будет точно предсказывать средний балл успеваемости.

Различают два подтипа критериальной валидности. Первый получил название прогностическая валидность. Прогностртческая валидность определяется способностью теста предсказывать поведение в будущем, соответственно критерию. Тест измерения интеллекта прогностически валиден, если он точно предсказывает оценки в школе. Второй подтип имеет название текущая валидность. Текущая валидность определяется величиной значимой корреляции результатов данного теста с другими имеющимися критериальными оценками. Например, если опенки пациента по тесту, измеряющему параноидные тенденции, положи-Исследование и оценка в психологии личности _

эпическими психологами, то мы можем говорить о наличии текущей ва; " и Конечно, клиницисты в этом случае не должны знать заранее о результс "° ировапия. Иначе имеющаяся у них информация может повлиять на оце1

оые они дают - это явление называется контаминацией критерия.

конструктная валидность. Третий тип валидности, один из наиболее 1

д оценки личности как целого, называется конструктная валидное

отражает степень репрезентации исследуемого психологического констр результатах теста [СгопЬасЬ, МееЫ, 1955]. Абстрактная природа многих по гпческих конструктов - таких как самоактуализация, эго-идентичность, с(ачьный интерес и вытеснение - усложняет тестирование и придает результ "определенность. Попросту говоря, для этих и других абстрактных концеп (Ьункционирования личности (или того, что мы иначе называем гипотетическ конструктами) не существует твердо установленных критериальных вели' Хотя иногда можно наблюдать примеры вытеснения, само вытеснение недост прямому наблюдению, оно не имеет физических проявлений. Далее, гипотет ский конструкт, существование которого невозможно доказать на основании к го-либо поведенческого критерия, для психологии личности бесполезен, поек ку она использует для получения знаний эмпирический подход. Именно зде встает вопрос о конструктной валидности.

Конструктная валидизация - это процесс сбора доказательств того, что измеряет определенный гипотетический конструкт, выведенный из теории. сложный и трудоемкий процесс, требующий проведения многих исследоваш ходе которых подвергаются проверке корреляции между тестовыми оценка; темп величинами, которые предположительно связаны с рассматриваемой кон цией. Один путь валидизации заключается в установлении корреляций между товыми оценками исследуемого конструкта и показателями другого теста, коте предположительно измеряет тот же самый конструкт. Эта процедура на прак известна как конвергентная валидизация [СатрЬеН, Нэе, 1959]. Предполо перед нами новый тест, который, как мы думаем, измеряет конструкт самооце Если этот наш новый тест на самом деле измеряет самооценку, он должен пол' тельно коррелировать с другой процедурой измерения самооценки, хорошо за]: мендовавшей себя и валидной. Если несколько разных измерений самооценк; гласу ются друг с другом и с нашим новым тестом, мы имеем некоторые доказа" ства конструктной валидности нашего нового теста самооценки.

Другой путь установления конструктной валидности - показать, что в разработанная измерительная процедура не коррелирует с показателями, дл прения которых данная процедура не предназначена, явно не связанными с чептуальным определением, данным теоретиком. Этот аспект валидизации и чн на практике под рабочим названием дивергентная валидность [Сатр е, 1959]. Например, если наш новый тест самооценки не коррелирует со линями других тестов, разработанных для измерения концептуально отли'

представленных в нем качеств, мы получаем доказательства дискриминан алидности (поскольку наша процедура измерения самооценки отличается от ° измеряют не самооценку, а нечто другое, так и должно быть). Это вая " Установления конструктной валидности оценочной процедуры.

Перечисление трудностей, сопряженных с демонстрацией конструктно) _Дности методов оценки, выходит далеко за пределы темы данной книги. Од)

82 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

поскольку мы сейчас рассматриваем различные типы подходов к оценке личности мы должны помнить, что достоинство любого метода оценки определяется в конце концов его конструктной валидностью. Если данная методика содержит признаки слабой конструктной валидности, то в процессе ее использования мы можем полу. чить результаты, не имеющие ничего общего с проверяемой концепцией.

ТИПЫ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ

Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество ра-т* нообразных методов оценки. К ним относятся опросники, методы чернильных пят-тен, личные документы, процедуры оценки поведения, характеристики, даваемые сверстниками, рассказы о самих себе. Каждый метод имеет свои преимущества а недостатки в отношении способов получения ответа, подсчета и интерпретации данных, надежности и валидности. В этом разделе мы рассмотрим три направлю ния измерения или оценки личности: интервью, личностные опросники и проект тивные методы.

Исследование и оценка в психологии личности

Интервью как метод оценки

Интервью - один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях [АЯсеп, 1984]. В интервью персонолог получает информацию, задавая интервьюируемому определенные вопросы и выслушивая ответы. Интервьюер и респондент ведут диалог лицом к лицу, стремясь достичь определенного результата. Фактически сам способ проведения интервью зависит от конкретной интересующей темы или цели. Например, интервью при приеме на работу имеет целью оценить особенности личности, необходимые в данной деятельности. Интервью как метод научного исследования направлено на сбор информации о личности в рамках определенной темы исследования. Клиническое интервью служит цели диагностики проблем пациента и выбора терапии, наиболее адекватной установленному диагнозу. При всем разнообразии форм интервью их можно разделить на структурированные или неструктурированные. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. Схему структурированного интервью иллюстрирует, например, такая последовательность заранее составленных вопросов: <Как давно вы состоите в браке?>, <Сколько детей у вас и у вашего супруга?>, <Считаете ли вы, что детям нужно разрешать делать все, что они захотят?>, <Если бы у вас был ребенок-подросток, разрешили бы вы ему или ей бросить школу и пойти работать на неполный рабочий день?> Как можно заметить, наиболее личные и содержащие потенциальную угрозу вопросы задаются в конце. Смысл стратегии, заключающейся в предъявлении сначала общих и безобидных вопросов, состоит в подготавке почвы для получения более интимной информации, что возможно благодаря чувству доверия к интервьюеру, возникшему у респондента в начале беседы [\УЫ1е, 5р1е5тап, 1982].

В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы построены так, чтобы у песпондента оставалась определенная свобода в ответах. Интервьюер может заме-Опытный интервьюер может получить ценную информацию о личности чело' его социальных и семейных отношениях и о планах на будущее. (СЬг]к1орЬег Мо1то\\'/51ос1{, ВочЬоп)

тить: <Вы чувствуете, что ваш супруг действительно унижает вас> или: должно быть, очень тяжелые переживания>. Респондент сам выбирает, о ч он хотел рассказать в ответ на подобные вопросы. В свою очередь, и интер может в этом случае отказаться от выбранной ранее тактики опроса, есл кажется, что она не дает полезной информации, и выбрать другое напра1 беседы. По сравнению со структурированным интервью неструктурированн зволяет персонологу более гибко зондировать мысли и чувства респондента тексте ответов на задаваемые вопросы.

Сила и слабость метода интервью. Интервью, когда его проводит от интервьюер, может давать чрезвычайно полезную информацию о личности и) Дуума и его жизненной ситуации. Способность эффективно общаться с др: "Риятие себя и значимых других, уровень тревоги, планы на будущее и уд °°Р"иость работой - вот только некоторые примеры той информации, ко " получить из удачно проведенного интервью. Хорошо спланированн тервью может также быть полезным в исследовании, посвященном проверке °" гипотезы. В то же время, когда респонденты свободны в выборе тем для ра своем прошлом и настоящем и имеют возможность переходить от одного вог °У без ограничений, могут возникнуть проблемы надежности и валид ""тельно, нет достаточных оснований считать, что неструктурировань

более надежно или валидно. Структурирование вопросов - один из "ия надежности и валидности информации, получаемой в интервы му структурированная форма оказывается более предпочтительной для ] ких психологов при определении терапевтической стратегии.

84 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Как уже было отмечено, метод интервью может быть богатым источником информации о личности. Тем не менее, интерпретация этих данных носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристра-1 стия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во вре-ц мя интервью. С последним фактором связано возможное утаивание и искажение 1 жизненно важной информации. Но все-таки интервью, особенно дополненное информацией, полученной из более объективных источников, является одним из основных и необходимых методов оценки личности.

Методики самоотчета

Ни одна работа, посвященная оценке индивидуальных различий, не будет полной без обсуждения результатов, полученных с помощью опросников самоотчета. Фактически опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого.типа исследовании испытуемым предлагают отвё-. чать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. В нашей книге упоминается огромное количество такого рода тестов. Термин <самоотчет> в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (напри-Я злюсь, когда другие меня критикуют Да Нет Трудно сказать (Обведите кружком свой вариант ответа)

Исследование и оценка в психологии личности

Меня очень волнует, нравлюсь ли я другим

1. Очень похоже на меня

2. Умеренно похоже на меня

3. Кое в чем похоже на меня

4. Не совсем похоже на меня

5. Не похоже на меня

6. Совершенно не похоже на меня

(Обведите кружком наиболее подходящий ответ)

Я стараюсь контролировать свои эмоции Никогда Редко

(Обведите кружком ответ, наилучшим образом характеризующий ваши чувства) Иногда Часто Всегда

Дружелюбный Подавленный Надежный

Предусмотрительный Доминантный Уверенный

(Отметьте присущие вам черты)

Я чувствую себя ужасно, когда говорю неправду -3-2-101 23

Совершенно согласен

Совершенно не согласен

(Обведите кружком цифру, соответствующую степени вашего согласия или несогласия)

Рис. 2-3. Примеры различных форм регистрационных бланков, применяемых при использовании личностных шкал самоотчета

11_XЧ.I>_' Ш'1!<>.1Ъ.Н/('111

Г>И1111Ы{' <>111><)1'11ИК(1 г(1.'кюч>ч(чч(1. чтобы

С()С1Ч(1ННЧ1Ь II?<'(>(' 11Н1Н.1 СЧИС 1).1НЧЧЧСЧЧ1 <Ю<_.('1)Ч('._ЧО/(>.

Некоторые II.! ШССПЮН 11.!.Ч"1>ЯКНЧ 1М>11<МЦ)Р.Ч<'11ЧН ИССКОЬКО.1 II Ч ПОСШИЫХ ХНР<Ч'Ч<Ч>Н"Ч1ЧК. {)ру/ис 1Н0.1ЬКО 0<)ЧЦ. (11:1/1-1 Напп)

мер, <л<1>, <нет>, <всегда>, <незнак)>). На рис. 2-3 приведеныразличныевидыф 11С110.11):{усм1>1х обычно при изучении личности методом самооценки.

Характерная особенность тестов самоотчета состоит в том, что варианты (топ:!;1(.'сь отка.шброваны (см. рис. 2-3). То есть люди, пользующиеся _

_гестами, должны выбирать между ответом <верно> и <неверно>, согласием 1 согласием: н.ш же они должны выбирать из альтернатив, варьнрующи \ (<очень похоже на меня>) до 6 (<совершенно не похоже на меня>) и Объективность достигается путем ограничения степеней свободы, имеющих испытуемого при ответе на ПУНКТЫ теста. Сходным образом стандартизация недур оценки минимизирует риск влияния личных склонностей того, кто п]: водит оценку геста.

Онросппки самоотчета отличаются друг от друга количеством личное-характеристик, измеряемых одновременно. Тесты, предназначенные для он однон.-шчностнои черты (одномерные тесты), обычно разрабатываются 1 пользуются для измерения какого-то определенного аспекта личности. После ведения теста исследователи проверяют, различаются ли испытуемые с низки "ысокнми баллами по изучаемому параметру также и по поведенческим хар Рпстикам и различаются ли они, кроме того, по другим личностным параме1 Определяемым также с помощью методов самооценки. Данная методология Рзумевает, что измеряемая личностная черта равно присуща всем индив] м. Другими словами, каждыи человек, прнннмающиН участие в исс.тедове ''"т по. [учить высокую (среднюю, НИЗКУЮ) оценку, но при этом оценки пьцусмых будут одинаково значимыми, поскольку они отражают особеш

_"'чностн каждого из них. Некоторые одномерные тесты также дают возмож1 '"_'1""ь ог.-ю.-нно две или три черты. Примерами одномерных тестов явля чресннк Л11Ч110СТН011 II ситуативнон тревожности> Спнлбергера [§р1е1Ь

1-, 1701, <Шкала локуса контроля> Роттера [Коег, 19661, <Шкала с

_пня к успеху> Цукермана (гисЬегтап, 1978] и <Шкала самоконтроля> (Ра [8пус1с1-, 1974]. Оценки но этим тестам предположительно отра:

86 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

относительно стабильные индивидуальные различия в степени выраженности! отдельных черт личности. Существует также множество опросников самоотчета, измеряющих одновременно несколько личностных характеристик. Преиму. щество этих многомерных тестов заключается в том, что они дают более пол-: ное представление о личности. Они очень широко применяются в клинических исследованиях, в практике консультирования и для обследования персонала> учреждений. Например, 16-факторный личностный опросник, разработанный)! Раймондом Кеттелом [СаеИ, 1965], представляет собой тест, состоящий иа 187 вопросов и измеряющий 16 исходных черт у здорового человека. Оценки, полученные по каждому из измерений личности (например, доминантность-1 подчиненность, доверчивость-подозрительность и мечтательность-практич-1 ность), наносятся на график для построения профиля личности. Этот профиль может использоваться специалистами, работающими в сфере прикладной психологии, в круг задач которых входит подбор кадров, что требует принятия обоснованных решений о кандидатах. Некоторые многомерные тесты эволюци-: онируют на протяжении десятилетий по мере их применения. Один из таких тестов мы рассмотрим вскоре в качестве примера, но сначала приведем образец; одномерного личностного теста.

Одномерные тесты. Существуют буквально сотни одномерных тестов; кроме того, постоянно разрабатываются новые. Объем книги позволяет привести описание только одного из них.;

<Шкала самоосознания (§еI'-Соп5с4ои5пе85 5са1е). Эта шкала была сконструирована Фенигстейном и сотр. [Реп1§5<:еш е1 а1., 1975] с целью измерения двух самостоятельных параметров самоосознания. Первая субшкала оценивает личное самоосознание, определяемое как степень осознания испытуемыми их собственного настроения, установок, мыслей и физического состояния. Образцы вопросов теста:

1. Я всегда стараюсь понять, что со мной происходит.

2. Я быстро реагирую на изменения в своем настроении.

3. Я много размышляю о себе.

Вторая субшкала измеряет общественное самоосознание, определяемое как степень осознанной озабоченности человека по поводу того, как он выглядит в социальных ситуациях. Образцы вопросов теста:

1. Мне не безразлично, как я выгляжу.

2. Я особенно беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее впечатление.

3. Я отдаю себе отчет в том, как я выгляжу со стороны.

Ретестовая корреляция показывает, что обе субшкалы самоосознания достаточно надежны. Кроме того, в нормативных данных отсутствуют различия по признаку пола. Валидность теста устанавливалась путем сравнения социального поведения людей, получивших высокие и низкие результаты по каждой субшкале. Во многих исследованиях показано, что люди с высокими показателями личного самоосознания действуют в большем согласии со своими внутренними особенностями, ценностями и установками [Решает, 1987; Сагуег, 5сЬе1ег, 1987]. К тому же эти люди лучше способны предвидеть, как они поведут себя в различных

Исследование и оценка в психологии личности _ 87

д ".дятельствах, а также более четко осознают свои эмоциональные реакции на дтия [§сЬе4ег е1 а1., 1978; 8сЬе1ег, Сагуег, 1977]. Не удивительно, что люди с окамп оценками по субшкале общественного самоосознания оказываются бо-ее чувствительными к тому, что думают о них другие, а также более строго одерживаются социальных норм и стремятся избежать негативных оценок, чем у кого этот показатель выражен слабо. Люди с высокими оценками по данной ущкале также больше озабочены своим внешним видом, чем те, у кого они низкие.

Многомерные тесты. Как было ранее отмечено, эти тесты обычно используются психологами для диагностики психического состояния клиентов или при составлении заключения об их личностных особенностях. Далее мы рассмотрим наиболее широко используемый и изученный многомерный личностный тест.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ТЬе Мтпезоа МиШрЬаяс РегаопаНу 1пуеп1огу, ММР1). ММР1 является самым распространенным многомерным тестом самоотчета [ЬиЫп е а1., 1985]. Этот тест был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 году [НаЬаау, МсКш1еу, 1943] для помощи клиническим психологам в диагностике психических расстройств. Создатели теста были убеждены в том, что тест будет также полезен при оценке эффективности психотерапии. Хатуэй и Маккинли использовали для разработки теста эмпирическую стратегию. Подготовив наборы из сотен утверждений, на которые возможен ответ <да> или <нет>, они предлагали ответить на них разным группам пациентов психоневрологических лечебных учреждений, страдавших различными психическими расстройствами. Диагнозы уточнялись в процессе опроса этих пациентов психиатрами. Контрольная группа состояла из родственников и друзей, которые проходили тестирование, когда навещали пациентов в клинике. Все полученные ответы анализировались, и те вопросы, на которые диагностическая группа давала ответы, отличные от ответов контрольной группы, вошли в тест. Например, если люди, у которых была диагностирована депрессия, с большей частотой отвечали на вопрос <Моя жизнь обычно наполнена интересными событиями и делами> отрицательно, то этот вопрос входил в состав шкалы депрессии. Систематически проводя эту оценочную процедуру в группах пациентов с разными психиатрическими диагнозами, создатели теста выделили 10 самостоятельных <клинических шкал> (табл. 2-5). В тест также входят четыре <контрольные шкалы>, при помощи которых экспериментатор оценивает, не был ли испытуемый небрежен в работе с тестом, не отвечал ли он лживо и понял ли он инструкцию (см. табл. 2-5). <Шкала лжи>, например, предоставляет информацию о том, и степени испытуемый дает скорее социально желательные ответы, чем Рые, стремясь создать о себе благоприятное впечатление (<Не могу при-"Tь, чтобы когда-нибудь я плохо спал ночью>).

Адаптированная и заново стандартизированная версия ММР1 была опубли-в 1989 году. Известный как ММР1-2, этот тест содержал то же количество 1, "РОСОВ (567), что и оригинальный опросник, но имел и определенные отличия. "Р°1 сформулированные с позиций мужского шовинизма и не актуальные по Рнию, а также вопросы, вызывающие неприятные чувства, были исключены бкста опросника. Устаревшие нормы заменены более репрезентативными для Рной популяции. Эти и другие существенные изменения должны повысить

Таблица 3-5. Шкалы ММР1 с примерами наиболее характерных вопросов, а также1 описанием наиболее типичного поведения, встречающегося у людей с высокими оценками по данным шкалам

Клинические шкалы

Вопросы теста (с вариантом ответа, указанным в ключе)

Характеристики поведения, связанные с высокими оценками

Ипохондрия (На)

Депрессия (О) Истерия (Ну)

Психопатические отклонения (Рс1)

Не знаю, что сказать (?)

Шкала лжи (1.)

Шкала достоверности (Р)

Шкала коррекции (К)

Маскулинность - феминность (МР)

Паранойя (Р) Психастения (Р+) Шизофрения (5с) Гипомания (Ма)

Социальная интровер-сия (51)

Временами у меня бывают сильные запоры (Верно)

Любая работа дается мне ценой больших усилий (Верно)

Указывает на цинизм, враждебность, часть-,. жалобы и чрезмерную озабоченность функционированием своего организма *

Указывает на переживание хронического ' стресса, робость, пессимизм

Иногда у меня бывает такое чув-Указывает на состояние подавленности, зам-ство, будто моя голова стянута симости от других. Такиелицапредъявляют' обручем (Верно) много жалоб соматического характера, которые часто являются необоснованными

Люди часто критикуют мои по-Может указывать на антисоциальное и им-ступки и интересы (Верно) пупьсивное поведение, чреватое неприятностями с представителями закона или офици->

альными лицами

Количество вопросов, оставшихся Высокая оценка может указывать на уклон-. без ответа или с пометкой <не чивость знаю>

Я улыбаюсь каждому встречно-Означает тенденцию описывать себя в наибом' му (Верно) лее благоприятном свете

Я думаю, что против меня состав-Указывает на небрежность, невнимательность, ляется заговор (Верно) спутанность сознания или стремление ввеепт

в заблуждение экспериментатора

Меня ужасно задевает, когда ме-Измеряет степень психологической защиты> ня ругают или критикуют (Невер-или отрицание симптомов но)

Я люблю возиться с цветами (Не-Указывает на агрессивность и бунтарство у верно) женщин, пассивность и эстетические наклонности у мужчин

Временами я нахожусь во власти Часто указывает на ненормальную подозри-каких-то злых сил (Верно) тельность, бред преследования или величия,

настороженность

Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать (Верно)

Указывает на тревожность, ригидность, чувство собственной несостоятельности

Часто у меня бывает такое ощу-Указывает на состояние помрачения созна-щение, будто все вокруг нере-ния, наличие <сверхценных> идей, возможно, ально (Верно) галлюцинации и бред

Временами у меня мысли текут Указывает нагиперактивность, импульсивность, быстрее, чем я успеваю их выска-оптимизм, в некоторых случаях - на спутан-зывать (Верно) ность сознания или дезориентацию

Мне нравится ходить туда, где Часто указывает на робость, незаинтересо-шумно и весело (Неверно) ванность в других, отсутствие интереса к социальным отношениям

Исследование и оценка в психологии личности _ 89

ость ММР1-2 и сделать его более предпочтительным по сравнению с ориги-льной версией теста.

при интерпретации результатов ММР1 используются два основных подхода: веский и экспертный. В процессе клинической интерпретации исследователь ривает показатели по каждой шкале, отмечает особенности профилей (полу-мых в том числе путем объединения в одну группу высоких оценок по определен-шкалам), а также привносит в интерпретацию свой личный профессиональный ыт и знания об индивидуумах с определенными типами профиля, чтобы составить ддзчение об имеющихся у пациента психологических проблемах и патологических рх характера. И наоборот, когда осуществляется экспертная интерпретация психолог (или компьютер) просто использует атласы ММР1, содержащие эмпирически установленные характеристики типов личностных особенностей, соответствующие каждой конфигурации профиля. Процесс сравнения данного профиля личности с большим количеством ранее полученных профилей обеспечивает интерпретацию, основанную на статистических расчетах и нормах (без какой-либо субъективной оценки психолога). Сравнение данного профиля личности с другими профилями также дает возможность клиницисту поставить правильный диагноз и выбрать адекватную терапию для пациента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: