Проведение анкетного опроса

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем.

1. Анкета строится под углом зрения культуры, практического опыта и психологии восприятия респондента.

2. Одни и те же вопросы, распложенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Так, наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку (когда общая оценка детерминирует ответы на частные вопросы) и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (гало-эффект), когда провоцируется многократное повторение одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

3. Должно быть строгое распределение вопросов по степени их трудности. Например, в социально-психологических анкетах первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (например, событийные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего — завершающая "паспортичка".

4. Смысловые блоки анкеты должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то блока неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам".

Последовательность смысловых блоков анкеты может быть следующей.

1. Введение, в котором указано:

- кто и для чего проводит опрос,

- как будут использованы данные,

- гарантия анонимности информации (если допускается),

- инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

2. Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Наиболее удобны для этого вопросы событийного характера.

3. Основная часть. При этом открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты, а наиболее острые или интимные вопросы — в последней трети анкеты.

3. Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди утомляются. Здесь уместны шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах.

4. " Паспортичка " находится в конце анкеты. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса.

5. Заключение включает в себя выражения благодарности за сотрудничество в проведении опроса.

Продолжительность анкетного опроса или интервью варьирует в зависимости от цели и содержания исследования от десяти-пятнадцати минут до полутора-двух часов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: