Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем.
1. Анкета строится под углом зрения культуры, практического опыта и психологии восприятия респондента.
2. Одни и те же вопросы, распложенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Так, наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку (когда общая оценка детерминирует ответы на частные вопросы) и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (гало-эффект), когда провоцируется многократное повторение одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.
3. Должно быть строгое распределение вопросов по степени их трудности. Например, в социально-психологических анкетах первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (например, событийные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего — завершающая "паспортичка".
4. Смысловые блоки анкеты должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то блока неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам".
Последовательность смысловых блоков анкеты может быть следующей.
1. Введение, в котором указано:
- кто и для чего проводит опрос,
- как будут использованы данные,
- гарантия анонимности информации (если допускается),
- инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.
2. Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Наиболее удобны для этого вопросы событийного характера.
3. Основная часть. При этом открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты, а наиболее острые или интимные вопросы — в последней трети анкеты.
3. Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди утомляются. Здесь уместны шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах.
4. " Паспортичка " находится в конце анкеты. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса.
5. Заключение включает в себя выражения благодарности за сотрудничество в проведении опроса.
Продолжительность анкетного опроса или интервью варьирует в зависимости от цели и содержания исследования от десяти-пятнадцати минут до полутора-двух часов.