Сущность фокус-групп

В рамках социальной психологии и психологии личности в последнее время особенное распространение получил метод фокус-групп, который может рассматриваться как форма беседы (см. [Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии]). Фокус-группа - это метод получения идей и предложений в условиях дискуссии, когда небольшая группа людей под управлением ведущего (модератора) собирается вместе, чтобы выяснить некоторые интересующие исследователя вопросы. Ведущий старается следовать примерному направлению дискуссии, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения.

В результате проведения фокус-группы открывается возможность выдвижения гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно.

В большинстве случаев фокус-группы включают в себя от 8 до 12 человек участников, не считая ведущих. Респонденты отбираются так, чтобы группы были однородными, включая восприятие действительности, опыт и способность к разговору, с минимальной возможностью конфликтов между членами группы по вопросам, которые не относятся к предмету исследования.

Время работы в фокус-группе - от полутора до двух часов.

Так как необходимо добиться того, чтобы был представлен широкий спектр точек зрения, часто проводят нескольких фокус-групп, в которых обсуждаются сходные вопросы.

Особенность исследования с фокус-группами заключается в том, что не существует четкого разделения этапа сбора и анализа данных: исследователь, находясь постоянно в контексте формируемого обсуждения вынужден постоянно уточнять ранее выдвинутые гипотез ы и даже изменять их.

В ходе групповой дискуссии проверяется соответствие между парадигмой исследователя, разработанным инструментарием и взглядами респондентов.

В социально-психологическом проекте важно получить информацию, прежде всего, о процессе формирования мнения индивида и факторов, влияющих на него.

Дискуссия должна быть свободной и недирективной. В противном случае результаты будут отражать то, что является важным по мнению модератора, а не респондента.

Использование фокус-групп предполагает прохождение ряда предварительных мероприятий.

Выделяются следующие этапы:

- формулировки проблемы и гипотез,

- построения выборк и,

- обучения и подготовки социологов,

- разработки и апробации плана фокус-группы,

- разработки вопросов,

- набора респондентов,

- проведения фокус-группы,

- анализа, интерпретации данных и представления результатов.

Для фиксации данных дискуссии используются различные способы: стенограмма, аудиозапись и видеозапись, также возможно комбинирование этих способов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: