1. На рис. 10.6 представлены кривые дохода и издержек монополиста.
Рис. 10.6. Издержки и доход монополиста: D — спрос; АС — средние издержки; МС — предельные издержки; MR — предельный доход
Ответьте на следующие вопросы:
а) отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли;
б) отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции;
в) обозначьте на графике площадь, отражающую прибыль монополии;
г) как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?
2. На рис. 10.7 показаны кривые дохода и долгосрочных издержек простой монополии.
Ответьте на следующие вопросы:
а) какой объем выпуска обеспечивает максимум прибыли?
б) какую цену установит монополия, чтобы продать данный объем продукции?
в) какую прибыль получит монополия в этой ситуации?
г) какой объем продукции и по какой цене предложит монополия на рынке, если она будет вынуждена установить цену, равную предельным издержкам?
Рис. 10.7. Монополия в долгосрочном периоде: D – спрос; LAC,
|
|
LMC – средние и предельные издержки в долгосрочном периоде;
MR – предельный доход
3. В модели монополии предполагается, что:
а) продавцы и покупатели принимают цены как данные;
б) проникновение на рынок новых фирм не ограничено;
в) поведение продавцов не является стратегическим;
г) производится стандартизированный продукт.
4. В качестве барьера для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:
а) патенты и лицензии;
б) более низкие издержки крупного производства;
в) законодательное оформление исключительных прав;
г) все, что перечислено, верно.
5. В долгосрочном периоде равновесие на монопольно рынке означает, что товары продаются по ценам:
а) равным предельным издержкам;
б) равным предельной выручке;
в) превышающим предельные издержки;
г) равным средним издержкам.
6. В условиях монополии верно следующее утверждение:
а) при максимизации прибыли максимизируется и общий рыночный излишек;
б) прибыль максимальна, если цена равна предельны издержкам;
в) в точке максимума прибыли предельная выручка больше цены;
г) прибыль максимальна, если предельные издержки равны предельной выручке.
7. Монополист может агрессивно отвечать на угрозу вторжения в отрасль новых фирм путем:
а) максимизации собственной прибыли;
б) производства как можно более однородного продукта;
в) осуществления стратегических инвестиций;
г) все, что перечислено, верно.
8. Продавая оборудование по цене 120 тыс. долл. за единицу фирма-монополист максимизирует свою прибыль. Если ценовая эластичность спроса при указанной цене равна – 1,5, то какую величину при этом составляют предельные издержки МС и предельная выручка MR соответственно, тыс. долл.:
|
|
а) 40 и 40;
б) 40 и 80;
в) 80 и 80;
г) 80 и 60?
9. Фирма-монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой AR = 10– Q. Если фирма несет средние издержки по производству, выраженные функцией АС =(16+ Q 2)/ Q, то какую прибыль (+) или убыток (–) получает фирма, оптимизируя выпуск в кратко срочном периоде, млн. руб.:
а) -2,5;
б) -3,5;
в) +2,5;
г) +3,0?
10. Осуществляя производство в условиях монополии, фирма определила функцию общих издержек производства как ТС =20+ 2 Q 2. В рамках долгосрочного периода фирма считает оптимальным объем выпуска, равный 2,5 тыс. ед. Реализуя всю продукцию по цене 13 долл. за единицу, фирма рассчитывает получить экономическую прибыль, равную, долл.:
а) 0;
б) 0,5;
в) 1,0;
г) 1,5.
Тесты
1. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) может назначать любую цену на свой продукт;
б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;
д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
2. Допустим, что монополист может продать 10 ед. товара по цене 100 долл./ед.. Продажа 11 ед. вызывает снижение цены до 99,5 долл./ед. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 ед. равен, долл.:
а) 100;
б) 99,5;
в) 94,5;
г) 94,0;
д) 109,5.
3. Примером естественной монополии является:
а) ОПЕК – международный нефтяной картель;
б) компания IBM;
в) московский банк «Мост-банк»;
г) издательство «Известия»;
д) городской метрополитен.
4. Ценовая дискриминация – это:
а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;
б) различия в оплате труда по национальности или по полу;
в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;
г) повышение цены на товар более высокого качества;
д) все предыдущие ответы неверны.
5. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:
а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше;
б) максимизировать прибыль;
в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;
г) выбирать такой объем выпуска, при котором MR = Р;
д) производить продукции больше и цену устанавливать выше.
6. Большинство рынков в экономике России представляют собой:
а) совершенную конкуренцию;
б) нерегулируемые монополии;
в) совокупность конкурентных и монополистических элементов;
г) регулируемые монополии;
д) естественные монополии.
7. Объем продукции, производимый простой монополией, называют неэффективным, потому что:
а) монополия может увеличивать свой доход, снизив не сколько цену;
б) монополия присваивает весь потребительский излишек;
в) Р>АТС;
г) средние издержки снижаются;
д) P>MR = МС, поэтому MSB>MSC при MR = МС.
8. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
а) монополизирует рынок;
б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;
в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;
г) сегментирует рынок;
д) максимизирует валовую прибыль.
9. Монополист – производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором MR =180 долл.; МС = 100 долл.; АТС =200 долл.
Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:
а) повысить цену и увеличить объем выпуска;
б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;
в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;
г) снизить цену и увеличить объем выпуска;
д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.
|
|
10. Функция общих затрат монополиста: ТС = 100 + 3 Q, где Q – количество продукции, производимое в месяц, ед.; функция спроса на продукцию монополиста: Р =200 - Q, где Р – цена продукции, долл. Если монополист выпускает 20 ед. продукции в месяц, то его общий доход равен, долл.:
а) 4000;
б) 3600;
в) 400;
г) 180;
д) все предыдущие ответы неверны.
11. В предыдущем тесте предельный доход от производства 20-й единицы продукции равен, долл.:
а) 3600;
б) 3439;
в) 180;
г) 400;
д) все предыдущие ответы неверны.
12. Вернитесь к тесту 10. Если монополист производит 19 ед. продукции в месяц, то при увеличении объема выпуска на одну единицу прибыль:
а) вырастет на 158 долл.;
б) вырастет на 3 долл.;
в) снизится на 3 долл.;
г) снизится на 158 долл.;
д) все предыдущие ответы неверны
13. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, если:
а) средние издержки снижаются;
б) затраты на рекламу растут;
в) предельный доход выше предельных издержек;
г) предельный доход равен переменным издержкам;
д) все предыдущие ответы неверны.
14. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:
а) предельные издержки равны цене продукции;
б) предельные издержки равны общим издержкам;
в) предельный доход равен предельным издержкам;
г) предельный доход равен общим издержкам;
д) средние издержки равны цене продукции.
15. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукции, потому что:
а) цена меньше предельного дохода;
б) цена больше предельного дохода;
в) предельные издержки меньше средних издержек;
г) предельные издержки больше средних издержек;
д) все предыдущие ответы неверны.