Методы анализа интерпретаций опросника испытуемым

Первая группа таких методов предполагает дополнительные вопросы испытуем ому. От него требуется сказать, как он понимает конкретный пункт и формулируют на него ответ, т.е. отрефлексировать причины своего ответа. При этом могут фиксироваться: отдельные понятия или фразеологические обороты, которые неоднозначно воспринимаются испытуемыми; оценки представлений испытуемых с точки зрения того, насколько они расходятся со словарными определениями; вопросы, не отражающие цели исследования; вопросы, дающие лучший результат в измерении определенных установок или действий испытуемых; распределени е ответов испытуемых в зависимости от различных версий пунктов. К данной группе методов относятся: метод парафразы, метод артикулированного суждения, метод оценки уверенности в ответах и метод пробных вопросов.

Вторая группа основана на когнитивном кодировании косвенных признаков, свидетельствующих о проблемах, возникающих в процессе интервью, которые могут быть идентифицированы и распределены по определенным категориям. К данной группе методов относятся: метод когнитивного кодирования, метод экспертных оценок, метод семантического кодирования вербального протокола, метод экспертного кодирования вербального протокола и метод временных характеристик.

В том случае, когда используется уже созданный ранее тест, используемый, например, в принципиально другой популяци и (говорящей на другом языке), то производится адаптация теста. Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) теста - определение возможностей применения теста в новых условиях и, при необходимости, видоизменение его компонентов с целью сохранения исходной валидност и (назначения) данного теста. При этом проводятся: анализ теоретических положений, заложенных в тесте; соотнесение теста с культурной средой, где предполагается его использование (перевод исходных пунктов и инструкции, проверка правильности понимания представителями новой культурной или какой-либо другой среды); определение количественных показателей его надежности и валидности на новой выборк е, репрезентативной в аспекте генеральной совокупности; стандартизация данных (получение возрастных, профессиональных или других норм) [Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии. Измерения в психологии: 1. Общая психометрика. М., 1983; Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика // Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. М.: Изд-во Моск. университета, 1984.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: