double arrow

Вопрос 1. Рынок: сущность, функции, структура

В материалах предыдущей темы анализировались в основном стоимость как фундаментальное свойство товара, факторы, определяющие величину этой стоимости, и сопряженные моменты. Сделан вывод, что, стоимость товара служит объективной основой для формирования цены. Главная задача этого раздела – проанализировать цену как прикладное свойство товара, рассмотреть особенности рыночного ценообразования и условия, в которых этот процесс протекает наиболее эффективно.

Подчеркнем: данный раздел содержит очень значительный блок прикладного анализа. Следовательно, мы обращаемся к современной прикладной экономической науке – экономиксу, который состоит из двух больших частей: микроэкономики и макроэкономики. Микроэкономика занимается прикладным анализом локальных, ограниченных и, как правило, замкнутых экономических систем. Микроэкономику не надо путать с экономикой фирмы, это другая наука, содержащая значительный фундаментальный блок, поскольку фирма, как объект изучения, требует к себе не только прикладного подхода. Макроэкономика изучает масштабные, открытые экономические системы, обычно на уровне национальных экономик. Ее анализ будет осуществлен несколько позже.

В каждый данный момент времени на рынке присутствуют два субъекта, т.е. лица, которые действуют, – продавец и покупатель. Они вступают в отношения по поводу товара, как объекта рынка. Поэтому рынок не следует воспринимать как место, где встречаются продавец и покупатель для заключения сделки. В современных условиях, когда бурно развиваются разнообразные системы электронных торгов, они могут так никогда и не встретиться, но заключить великое множество сделок. Рынок это – форма организации отношений между продавцом и покупателем, при которой обе стороны сохраняют полную свободу и равноправие, действуя в условиях конкуренции. Можно воспринимать рынок как систему отношений меду продавцом и покупателем, характеризующуюся названными свойствами. Часто рынок воспринимают как сигнальный механизм, посылающий продавцам и покупателям информацию о рыночной ситуации, на основании которой субъекты принимают решения о своих действиях. Так или иначе, рынок есть система отношений между субъектами по поводу объекта.

Основной функцией рынка является уравновешивание спроса и предложения. Рыночный механизм нужен, прежде всего, как раз для того, чтобы, манипулируя ценой, стимулировать производителя к увеличению или к сокращению производства, а покупателя – к покупке или отказу от нее. Важно: эта функция выполняется на основе другой – информационной. Мы уже говорили о законе стоимости, и сказали, что он есть основной закон товарного хозяйства. Рынок – современная форма организации товарного хозяйства. Следовательно, закон стоимости есть один из основных законов рынка, и его функции параллельно являются функциями рынка. Таким образом, можно выделить четыре основные функции рынка: уравновешивание спроса и предложения на основе информационной функции, стимулирование эффективного производителя, выталкивание с рынка неэффективного производителя, регулирование распределения ресурсов и средств по отраслям экономики.

Переходя к вопросу о структуре рынка, определим понятие «структуры» как таковой. Структура это – перечень элементов сложного целого с системой взаимосвязей и соподчинения. Как любой другой сложный объект или явление, рынок имеет свою структуру. Главная особенность структуры рынка заключается в ее сложности. А сложность эта обусловлена сложностью структурируемого объекта. Сложность рынка как объекта структурирования ведет к тому, что структуру его можно строить по нескольким критериям. По одному критерию выделятся одни элементы и взаимозависимости, по другому – другие. Например, приняв в качестве критерия структурирования экономическое назначение товаров, мы выделим следующие основные его элементы: рынок потребительских товаров и услуг, рынок факторов производства, сырья, оборудования, инструментов, технологий и т.п. Если в качестве критерия избрать географический масштаб рынка, выделятся следующие элементы: мировой рынок, национальный, региональный, местный. Структурируя рынок по характеру заключаемых сделок, получим три основных элемента: оптовый рынок, мелкооптовый, розничный. По уровню регулируемости рынка можно выделить два элемента: рынок регулируемый и не регулируемый (свободный). Интересна структура рынка по состоянию конъюнктуры. Под конъюнктурой рынка понимается существующее соотношение спроса и предложения. Она считается высокой, когда спрос превышает предложение, и низкой, когда предложение превышает спрос. Поэтому, по состоянию конъюнктуры выделяют два элемента рынка: рынок продавца, существующий в условиях высокой конъюнктуры, и рынок покупателя, существующий в условиях низкой конъюнктуры. В первом случае свои условия диктует продавец, т.к. товара мало, а все хотят его купить. Во втором случае условия диктует покупатель, т.к. товара много, а покупателей мало.

Очень важен следующий момент: все элементы рынка взаимозависимы и взаимосвязаны. Перемены в одном из элементов немедленно порождают перемены в других элементах рынка, и во всей рыночной системе в целом.

Отметим особую важность рынка потребительских товаров и услуг. Его стабильность обеспечивает стабильность общества и, следовательно, экономики. Если этот элемент рынка окажется дестабилизированным, он, во-первых, очень быстро дестабилизирует всю систему, а во-вторых, приведет к социальной напряженности и, возможно, взрыву. Для развития экономики и, следовательно, общества исключительное значение имеет рынок факторов производства. Его дестабилизация создает экономические проблемы, отрицательно сказывающиеся и на социальной сфере. Основными элементами этого рынка являются рынки труда, капитала, земли. В наше время целесообразно выделить здесь еще два элемента: рынок технологий и информации.

Говоря о структуре современного рынка, нельзя забыть фондовый и валютный рынки. Без должного развития первого проблематичен переход основного имущества в руки по-настоящему эффективного собственника, от чего сейчас весьма серьезно страдает экономика России. Неразвитость второго препятствует эффективному внедрению страны в мировое хозяйство, затрудняя заключение международных экономических сделок (и неэкономических тоже), препятствуя движению из страны в страну товаров, капиталов, рабочей силы, технологий и т.п.

Таким образом, рынок есть система отношений между продавцом и покупателем, нацеленная, прежде всего, на уравновешивание спроса и предложения и имеющая сложную структуру, требующую специального анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: