Вопрос 2. Основные параметры рынка

Под параметрами понимаются определенные внешние характеристики объекта, позволяющие оценивать его состояние. К основным параметрам рынка относятся: спрос, предложение, равновесная цена и равновесный объем предложения (точка равновесия), эластичность спроса и предложения.

Спрос это – количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен, в течение определенного промежутка времени. Спрос также можно определить как платежеспособную общественную потребность в товарах, но нельзя забыть о платежеспособности, ибо потребность предполагает спрос только тогда, когда она подкреплена средствами. Спрос не надо путать с количеством (величиной) спроса. В первом случае речь идет обо всей картине соотношения возможных цен и соответствующих им количеств товара. Во втором – лишь об отдельно взятой цене и количестве товара, которое может быть куплено по этой цене. Спрос регулируется законом спроса, т.е. объективным (прикладным) рыночным законом, выражающим обратную связь между уровнем цены единицы товара и количеством спроса на него при данной цене. Исходя из закона спроса, чем выше цена товара, тем ниже спрос на него, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Закон спроса удачно иллюстрируется кривой спроса (см. рис. 1), где Р – возможные цены, а Q – количества покупаемого товара.

Р

 
 

0 Q

Рис. 1. Кривая спроса

Предложение это – количества товаров, которые производители хотят и могут продать по определенным ценам, в течение определенного промежутка времени. Предложение также не надо путать с количеством предложения. Предложение регулируется законом предложения, который выражает прямую связь между ценой единицы товара и количеством предложения на него при данной цене, т.е. чем выше цена, тем выше предложение, и наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение. Закон предложения иллюстрируется кривой предложения (см. рис. 2), где Р – возможные цены, а Q – количества продаваемого товара.

Р

0 Q

Рис. 2. Кривая предложения

Следующий важный момент заключается в том, что спрос и предложение на товар могут изменяться под влиянием различных факторов. Такая способность спроса и предложения получила название их эластичности. Основным фактором, динамика которого порождает изменения спроса и предложения, является цена. Способность объема спроса и объема предложения на товары изменяться под влиянием изменения цены получила название – эластичность по цене. Если при небольшом изменении цены объем спроса и объем предложения изменяются значительно, принято говорить о высокой эластичности. Например, 1% и 10%, 3% и 25%. Обычно это свойственно дорогостоящим товарам длительного пользования, от которых можно относительно легко отказаться, если денег не хватает, но 1% изменения, цены которых составляет весьма внушительную сумму.

Возможна единичная эластичность, когда цена и спрос или предложение изменяются пропорционально: 3% и 3%, 10% и 10%. Может встречаться низкая эластичность, когда спрос или предложение реагируют на изменение цены вяло, т.е. цена изменяется значительнее, чем спрос или предложение, например: цена, изменяется на 10%, а спрос или предложение только на 5%. Это обычно относится к товарам, удовлетворяющим первичные потребности, отказ от которых влечет за собой большие трудности, но резкое увеличение их потребления не целесообразно.

Наконец, эластичность может быть нулевой, когда, несмотря на очень значительные колебания цен, спрос и предложение практически не меняются. Это относится к тем товарам, не потребляя которые человек не может выжить, но увеличение их потребления также не нужно. Связанные с ними потребности обычно жизненно важны, но стабильны, поэтому увеличение потребления не только не принесет пользы, но может даже принести вред. Классическим примером здесь является соль, без нужного количества которой не выжить, но излишнее количество ее потребления наносит вред.

При анализе проблем эластичности принципиальное значение имеет перекрестная эластичность. Классический пример – хлеб, с ростом цен на который растет спрос на него. Объясняется это просто: хлеб, наряду с несколькими другими товарами, удовлетворяет потребность в еде. Когда цены растут, более высокими темпами они повышаются на более дорогостоящие взаимозаменяемые товары, в нашем случае это: мясо, рыба, фрукты и т.п. От этих товаров люди с ограниченными средствами вынуждены отказываться раньше, чем от хлеба, предъявляя на него повышенный спрос, несмотря на рост цен. Следовательно, рост цен на взаимозаменяемые товары ведет к росту спроса на наиболее дешевые из них. В товарной массе есть и взаимодополняющие товары, потребление которых друг без друга невозможно. Здесь эластичность также своеобразная: рост цен на одни из них приводит к снижению спроса на другие, цены которых вполне стабильны. Так, часто, при резком росте цен на бензин, снижается спрос на автомобили, хотя цены на них и стабильны.

Другими важными (неценовыми) факторами, вызывающими изменения спроса, являются: динамика уровня доходов населения, изменение количества покупателей, изменение моды и вкусов населения, инфляционные или доходные ожидания и т.п.

Оценка зависимости спроса от уровня доходов (эластичность спроса по доходу) населения очень важна для фирм в процессе разработки новых товаров и стратегий их продвижения на рынок. Эта зависимость иллюстрируется кривой Энгеля, выражающей связь между величиной дохода и количеством спроса на данный товар при данном уровне дохода. Эта связь может иметь прямой, обратный или неизменный характер. Для качественных товаров эта кривая выражает прямую связь, то есть, чем выше доход, тем выше спрос на качественные товары, поскольку при большом доходе есть, чем за них платить. Для товаров низкого качества связь будет обратной, поскольку при низком доходе приходится покупать их, удовлетворяя потребности на низком уровне, но при высоком доходе покупатель стремится к удовлетворению потребностей на более высоком уровне, что возможно за счет потребления высококачественных товаров. Следовательно, при повышении дохода, спрос на низкокачественные товары снижается, а на высококачественные – растет. Эта связь может быть и неизменной, когда величина спроса не зависит от уровня дохода.

Предложение может меняться под влиянием изменения спроса, совокупного налогового пресса, уровня цен на ресурсы, количества продавцов, инфляционных или других ожиданий и т.п.

Эластичность спроса по цене имеет принципиальное значение для фирм при определении объемов производства и отпускных цен товаров. Поэтому очень важным является показатель – коэффициент эластичности спроса по цене (Е). Он определяется по формуле:

% изменения количества спроса

Е спроса по цене = ---------------------------------------------

% изменения цены

Также важен показатель – коэффициент эластичности предложения по цене. Он определяется по формуле:

% изменения количества предложения

Е предл-я по цене = ------------------------------------------------------

% изменения цены

Поскольку в товарной массе очень сильно влияние связей между взаимозаменяемыми и взаимодополняющими товарами, большое значение имеет показатель – коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Он показывает чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены на другой товар. Исчисляется перекрестная эластичность отнесением процентного изменения в количестве вида спрашиваемого товара (% изменения спроса на товар i) к процентному изменению цены другого товара (% изменения цены товара g).

Процент изменения спроса на товар i

Е пер.эл-ти спроса по цене = ----------------------------------------------------

Процент изменения цены на товар g

Следующим параметром рынка является точка равновесия. Она есть такое состояние рынка, когда все продавцы могут продать все, что хотят, а все покупатели могут купить все, что хотят, истратив все свои свободные средства. То есть, и покупатели, и продавцы полностью удовлетворены, спрос и предложение совпадают как по количеству, так и по структуре. Точка равновесия – идеал рынка. Он всегда стремится к этой точке, но достигает ее на практике очень редко. Графически точка равновесия изображается как пересечение кривых спроса и предложения (см. рис. 3). На этом рисунке точка А – точка равновесия.

Р

 
 


  .
А

В

О С Q

Рис. 3. Точка равновесия

Точка равновесия как параметр рынка сама характеризуется двумя параметрами: равновесной ценой (точка В) и равновесным объемом производства (точка С). Равновесная цена это – цена, которая уравновешивает данные спрос и предложение. Равновесный объемпроизводства это – тот объем производства, который при равновесной цене полностью удовлетворяет спрос.

За счет эластичности спрос и предложение всегда стремятся к точке равновесия. Механизм движения – свободное рыночное ценообразование. Суть последнего заключается в следующем: в каждый данный момент времени цена на рынке определяется свободно, исходя из соотношения спроса и предложения; при повышении конъюнктуры рынка повышается и цена, при снижении – снижается. Динамика цен – рыночный сигнал для производителя и покупателя. При повышении цен на определенные товары активизируется их производство, при снижении – приостанавливается. Покупатель ведет себя обратно. Главное – достичь равновесия.

При этом понижение цены порождает эффект дохода, связанный с высвобождением определенной части доходов покупателей, которую они теперь могут направить на покупку либо большего количества товара, либо какого-то другого товара. Буквально, даже небольшое понижение цен на ограниченную группу товаров или только один какой-то товар делает покупателей (потребителей) относительно богаче, косвенно увеличивая их реальный доход. Динамика цен также порождает эффект замещения. В соответствии с ним, потребитель будет покупать больше продукта, цена которого снизилась, замещая им продукт, цена которого повысилась.

Как мы уже отметили, рыночное равновесие – идеал рынка, который им, если и достигается, то не надолго. На практике рынок почти всегда имеет определенные излишки. Когда имеется перепроизводство товара, – возникает излишек продавца, и продавцы не могут продать этот товар, следовательно, происходит снижение цен. Когда имеется дефицит некого товара, возникает ситуация излишков покупателя, тогда покупатели не могут купить нужный им товар, а цены идут вверх.

Нельзя забывать, что возможная динамика цен ограничена рамками разумных отклонений от стоимости. Если конъюнктура резко меняется под влиянием каких-то неэкономических факторов (природные катаклизмы, неразумная экономическая политика государства и т.п.), и цена, могущая стать равновесной, слишком значительно отклоняется от стоимости, рыночные контрагенты, которым это не выгодно, просто отказываются от сделок.

Таким образом, выделяют следующие основные параметры рынка: спрос, предложение, эластичность спроса и предложения, точка равновесия с равновесной ценой и равновесным объемом производства. А также – излишки производителя и излишки потребителя, возникающие в ситуациях не равновесия: при дефиците или перепроизводстве некого товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: