Вопрос 3. Продавец (производитель) и покупатель (потребитель): особенности рыночного поведения

Теперь попробуем детальнее разобраться в особенностях рыночного поведения производителя (продавца) и покупателя (потребителя). И продавец, и покупатель преследуют на рынке свои цели. Первый стремится максимизировать свою прибыль в долгосрочной перспективе, второй – полезность покупаемых им товаров.

Чтобы максимизировать прибыль, производитель должен снижать индивидуальные издержки относительно общественно-необходимых. Решение о выходе на тот или иной рынок принимается на основе сопоставления всех затрат, связанных с этим, и валовой выручки, как дохода производителя от данного вида деятельности.

Чтобы максимизировать прибыль в долгосрочной перспективе, необходимо регулярно обновлять ассортимент выпускаемой продукции в соответствии с динамикой спроса, что требует дополнительных затрат, и увеличивать долю рынка. Пока доля рынка незначительна, производитель не может влиять на рыночную цену, поэтому его предложение эластично по всем основным факторам, особенно по цене и спросу. При формировании значительной доли рынка, производитель получает возможность контролировать рыночную ситуацию и цены. Теперь он имеет возможность не столько подстраиваться под условия рынка, сколько навязывать ему свои. Поэтому его предложение оказывается менее эластичным. Теперь он стремится сам, договариваясь с конкурентами, обладающими значительными долями рынка, создавать для себя условия, в которых долгосрочная максимизация прибыли будет достигаться с наименьшими затратами.

Решение о целесообразности или нецелесообразности расширения доли рынка принимается на основе сопоставления тех издержек и доходов, которые будут иметь место при увеличении объема производства и продаж на одну единицу. Такие издержки и доходы называют предельными. Если предельный доход нарастает быстрее, чем предельные издержки, расширение доли рынка целесообразно.

Таким образом, рыночное поведение производителя (продавца) обусловлено наличием или отсутствием хороших возможностей для долгосрочной максимизации прибыли. Свои решения этот субъект рынка принимает на основе сопоставления издержек и доходов (выручки), как общих, так и предельных. Более детальный анализ рыночного поведения фирмы осуществляется в курсе «Экономика фирмы».

Покупатель стремится максимизировать полезность приобретаемых товаров. То есть, в идеале, покупатель должен принимать свое решение о покупке товара или отказе от него, исходя из максимизации уровня удовлетворения его потребностей в данных условиях в данный промежуток времени. Как мы уже знаем, полезность весьма условна и субъективна, тем не менее, она регулируется законом убывающей предельной полезности. Здесь предельная полезность – полезность, получаемая субъектом от потребления каждой последующей единицы данного товара. Закон убывающей предельной полезности есть обратная связь между объемом потребления и величиной предельной полезности, то есть – чем больше товара потреблено, тем меньше полезность.

Влияние этого закона на выбор потребителя становится понятным, если вспомнить, что ресурсы в экономической системе любого уровня всегда ограничены. Поэтому, конечно, покупатель стремится к максимизации полезности, но в рамках имеющихся у него финансовых возможностей (ресурсов). Это заставляет покупателя выбирать определенный набор товаров, вписывающийся по совокупной цене в его финансовые возможности и удовлетворяющий его потребности на максимально возможном уровне, то есть соответствующий его предпочтениям и приоритетам.

Предпочтения или, иначе говоря, желания покупателя иллюстрируются кривыми безразличия. Кривая безразличия – набор точек, которые отражают варианты сочетания основных товаров, удовлетворяющие потребности покупателя на одинаковом уровне, то есть имеющие одинаковую для него полезность. Обычно кривая безразличия строится для двух товаров и одного потребителя, в результате микроэкономического анализа. По вертикальной и горизонтальной осям откладываются количества товаров, а начало координат равно 0 (см. рис. 4).

Товар Х

 
 


0 Товар У

Рис. 4. Кривая безразличия

Для каждого потребителя можно построить несколько кривых безразличия, отличающихся количеством товаров в каждом из наборов. Кривая, расположенная ближе к началу координат, является более низкой и соответствующее ей количество товаров мало. Кривая, расположенная дальше от начала координат, является более высокой и количество товаров в соответствующих наборах больше. В общем, можно построить кривую безразличия относительно любой точки такой системы координат. Вся совокупность возможных для данного покупателя кривых безразличия называется картой кривых безразличия (см. рис 5).

 
 


Товар Х


М

 
 


N Товар У

Рис. 5. Карта кривых безразличия

Возможности покупателя иллюстрируются линией бюджетных ограничений. Она соединяет два крайних варианта выбора покупателя, когда он направляет все свои средства на покупку только одного из товаров, совсем отказываясь от другого. Все остальные точки этой линии отражают варианты сочетания двух товаров, покупку которых данный покупатель может оплатить. На рисунке 5 линия бюджетных ограничений представлена отрезком МN.

Главная задача – определить ту точку, в которой желания и возможности совпадут. Очевидно, это та точка, в которой бюджетная линия касается самой высокой кривой безразличия. Именно здесь находится тот вариант сочетания товаров, который удовлетворит потребности покупателя на максимально возможном уровне и окажется нашему покупателю по средствам (на рисунке 5 точка А).

Таким образом, рыночное поведение покупателя определяется стремлением максимизировать полезность покупаемых товаров. Потребитель принимает свои решения на основе сопоставления своих желаний и возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: