Цветовой тест Люшера

Инструкция для психолога: цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом белом (но не ослепительно) листе бумаги. Ответы ребенка следует записывать в верхней части его ответного бланка в специально отведенном для этого месте.

Инструкция к тесту Люшера: «На какой из этих цветов боль­ше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь вшколу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем. А дома в выходные дни? На уроках математики? Русского язы­33А? Чтения? Природоведения? И т. Д. Когда у доски отвеча­ешь? А перед контрольной работой? Когда на перемене с ребятами играешь (общаешься)? Когда с классным руково­дителем разговариваешь? (Последовательно записывайте но­мера цветов, которые выбирает ребенок, отвечая на вопросы.! А теперь выбери из всех этих цветов тот, который тебе боль­ше всего нравится, кажется красивее других. (Выбранную цве­товую карточку следует убрать, а ее номер записать.) А из ос­тавшихся?» Далее предлагайте ребенку делать аналогичный выбор из остающихся цветов, выбранные карточки убирайте, пока они все не закончатся. Последовательность предпочтения цве­тов записывайте в ответном бланке.

Цветовой выбор не занимает много времени и дает необходимую информацию о физиологическом состоянии ребенка, его работоспособности в день проведения

тестирова­нния.

Процедура исследования цветовых ассоциаций (когда ребе­нок выбирает, на какой цвет похоже его настроение дома, в школе, на конкретных уроках и пр.) позволяет выявить, насколько комфор­тно ребенок себя чувствует в типичных для него жизненных ситуаци­ях.

Мы предлагаем использовать в таблице следующие услов­ные обозначения:

0 Эмоциональные состояния и установки:

+ - положительное отношение, установка, эмоциональное состо­яние, хорошее настроение (отмечается при выборе синего, зеленого, красного, желтого и фиолетового цветов);

О – нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное не­приятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужно­сти (отмечается при выборе серого цвета);

- - отрицательное отношение, установка, негативизм, резкое
неприятие, преобладание плохого настроения (отмечается
при выборе черного цвета).

С – тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные фи­зиологические ощущения (болит живот, голова, подташни­вает и пр.), отмечается при выборе коричневого цвета.

И – инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответ­ственность, сохранение «позиции ребенка» (отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочув­ствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем).

N – нормальное фоновое эмоциональное состояние, примерно одинаковое соотношение приятных и неприятных эмоциональ­ных переживаний (отмечается в том случае, если расчетное значение суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) находится в пределах от 10 до 18).

2. Эмоциональная самооценка:

+ - позитивная самооценка, ребенок отождествляет себя с хороши­ми детьми (отмечается в том случае, если цветовой выбор ре­бенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов);

- - негативная самооценка, ребенок отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится (отмечается в том слу­
чае, если цветовой выбор ребенка начинается с черного, серого, коричневого цветов);

И – инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохране­ние установок и манеры поведения, свойственных более млад­шему возрасту (отмечается в том случае, если цветовой вы­бор ребенка начинается с фиолетового цвета).

1 Энергия (отмечается на основе расчета значения вегета­тивного коэффициента ВК):

N - норма, отсутствие утомления, хорошая работоспособность;

↓- состояние компенсируемой усталости;

↓↓ - состояние хронического переутомления;

↑ - состояние перевозбуждения, компенсирующее усталость.

Не­благополучная ситуация в семье, негативное отношение к школе, боязнь тех ли иных уроков, неуверенность в ситуации проверки знаний, не сложившиеся отношения с учителем или однокласс­никами – все это может существенно нарушать самочувствие ре­бенка и, как следствие, сам процесс обучения. Страх школы, кон­кретных предметов, проверки знаний или отрицательное отно­шение к учителю может иметь объективную основу в недостатках интеллектуального развития учащихся. Осложнение взаимоотно­шений с окружающими может быть вызвано особенностями его поведения, наличием неадекватных реакций. Информация об эмоциональном состоянии ребенка должна быть проанализирована.­33

Ниже мы приводим интерпретации цветовых выборов и цве­товых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюде­ниями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.

Синий цвет (1). Этот цвет предпочитают (выбирают в ка­честве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они часто отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развити­ем. Состояние грусти и печали является для них приятным эмоци ональным переживанием. Они имеют потребность в глубоком лич­ном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потреб­ность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Но даже если потребность долго не нахо­дит удовлетворения, она «трансформируется» в состояние ожи­дания с сохранением положительной эмоциональной окраски.

Зеленый цвет (2). Этот цвет предпочитают дети с высо­ким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испы­тывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. Обычно этот цвет выбирается детьми на начальном этапе подростко­вого кризиса. Такой выбор свидетельствует об активизации по­требности в самоутверждении, о необходимости уважитель­ного отношения к личности ребенка. Если окружающие про­должают обращаться с ним, как с маленьким, управлять и по­мыкать, то потребность в самоутверждении гипертрофирует­ся и трансформируется в подростковый негативизм (подрос­ток в качестве предпочитаемого начинает выбирать черный цвет). Если окружающие ребенка взрослые понимают, что он вступил в подростковый возраст, и соответствующим образом изме­няют манеру общения с ним, то многих поведенческих проблем просто не возникает.

Детям, которые ассоциируют с зеленым цветом свое настро­ение дома, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их мнению, интересам и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего на­строения в школе, стремятся к лидерству во всем, стараются получать только «пятерки», хотят быть отличниками, проявляют очень высокую чувствительность во взаимоотношениях с учите­лями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной работой, если она повышает их статус в классе.

Красный цвет (3). Этот цвет предпочитают активные, энер­гичные, напористые, деятельные дети (иногда слишком деятельные). Они обычно оптимистичны, шумны и веселы, часто несдержанны.

Желтый цвет (4), Этот цвет предпочитают мечтательные дети с богатым воображением, обычно полные надежд, но не го­товые активно действовать, склонные в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Они живут больше в будущем, чем в настоящем. Такие дети любят составлять планы, но не все­гда доводят их до реализации. Если желтый цвет ассоциируется с обстановкой в школе или дома, то это означает, что ребенок связывает с ними только хорошие ожидания.

Фиолетовый цвет (5). Этот цвет предпочитают дети, у ко­торых доминируют инфантильные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то он не чувствуют ответственности, не готов преодоле­вать учебные трудности, ходит в школу, чтобы общаться с одно­классниками. Таким детям нравится в школе, когда там бывает ин­тересно и когда их хвалят. Однако если они испытывают трудности при выполнении домашнего задания или получают замечание на уроке, отношение к школе резко меняется: они могут капризни­чать, устраивать истерики, отказываться идти в школу. Если ребе­нок ассоциирует с фиолетовым цветом свои отношения с учите­лем, то от него он ожидает повышенной заботы и индивидуализи­рованного отношения. Может обижаться и капризничать, если учи­тель строит отношения с ним только на «деловой» основе и не ока­зывает эмоциональных знаков внимания. Такой ребенок не соблю­дает «дистанцию» в отношениях с учителями, старается любыми способами добиться расположения любимого учителя.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться с подростком, как с маленьким ребенком, потакают и умиляются его капризам, строят отношения с ним по принципу гиперопеки.

Коричневый цвет (6). Этот цвет предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный или физичес­кий дискомфорт, неприятные болезненные ощущения («мне не­хорошо», «тошнит», «у меня болит живот» и т. П.), страх. Если ко­ричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых пред­почтений ребенка, то обычно это связано с наличием у него ка­ких-либо хронических заболеваний (часто сильного диатеза, аллергии) или травм (ушибов, переломов), которые осложняют его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе, обычно плохо себя в ней чувствует: боится школы, испытывает затруднения в учебе по каким-то кон­кретным предметам (например, неграмотные ученики вплоть до 7-8 класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка).

Черный цвет (7). Выбирают учащиеся, негативно настроен­ные по отношению к себе и ко всему окружающему, выражая ак­тивное, резкое неприятие, протест. Они ненавидят школу, уроки и все, что связано с учебой, и открыто об этом говорят. Дома находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями. Ро­дители их наказывают (иногда жестоко), но дети все равно дей­ствуют по-своему. Если ребенок выбирает черный цвет как наибо­лее предпочитаемый (первое место), то внутренне он уже согла­сился с той отрицательной оценкой, которую получает от окружа­ющих («да, я плохой»). Первоклассниками черный цвет выбирает­ся крайне редко, но достаточно часто его выбирают дошкольники в детских садах и особенно дети, занимающиеся в центрах разви­тия и подготовки к школе (до 20%). Дети устают от нудных заня­тий, от принуждения со стороны родителей и заранее ненавидят школу (само собой, и центры подготовки тоже). Когда они прихо­дят в школу, то у большинства отношение меняется: оказывается, в школе совсем не так плохо, как они думали (мы проводили спе­циальное обследование и беседы с детьми).

Серый цвет (0). Связан с инертностью и безразличием. Для детей, выбирающих этот цвет, характерно пассивное неприятие, равнодушие к школе. Дома они предоставлены сами себе, бро­шены, какое-либо эмоциональное участие взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми необходимо учитывать их доминирую­щие установки, особенно в период адаптации к школе и для оп­тимизации семейной ситуации. Установка – это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Необходимо искать причины неконструктивных детских устано­вок, менять необходимым образом окружающую ребенка ситуа цию, отношение к нему взрослых, чтобы страх и равнодушие не сковывали его деятельность, и не было необходимости в агрес­сивной защите.

На основании сделанного ребенком последовательного вы­бора цветовых предпочтений рассчитываются показатель сум­марного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК).

Порядок выбора цветов 34251607, соответствующий ауто­генной норме – индикатору психологического благополучия – был предложен Вальнеффом. Чтобы получить суммарное откло­нение (СО) от аутогенной нормы, нужно: 1) для каждого из 8 цветов вычислить разницу между его номером в реальном ряду предпочтений ребенка и номером в нормативном, «идеальном» ряду, 2) суммировать эти разности (их абсолютные величины, без учета знака). Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным.

Зона 2 (20<С (К32). Преобладание отрицательных эмоций.

У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные пережива­ния, причины которых необходимо выяснить. Плохое настроение сви детельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии про­33А33ем, которые он не может преодолеть самостоятельно. Преоблада­ние плохого настроения может не нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка со­стояния и в соответствии с этим планировать оказание помощи.

Зона 3 (10<СО<18). Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспо­койства нет, адаптация протекает в целом нормально.

Зона 4 (0<СО<8). Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергети­ческий баланс организма: способность к энерготратам или уста­новку на сбережение энергии. В «психологической характерис­тике» он обозначается как «физиологическая энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:

 
 

Для приведенного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится следующим образом:

 
 

Значение ВК изменяется от 0,2 до 5 баллов. Полученное зна­чение сравнивается с данными нормативных таблиц (Приложе­ние 1) и интерпретируется следующим образом:

2 зона. Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требует­ся их существенное снижение. Обычно переутомление связано с на­личием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сер­дечной, легочной недостаточности и пр.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

2 зона. Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимиза­ция рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

3 зона. Оптимальная работоспособность. Ребенок отли­чается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют его
возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью
постанавливать затраченную энергию.

4 зона. Перевозбуждение. Чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Требует­
ся нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха,
иногда необходимо и снижение нагрузок.

Широко известно, что в состоянии хронического переутомления память, внимание, мышление не могут полноценно функ­ционировать, нарушается адекватность реагирования, снижает­ся способность к самоуправлению. Все это, естественно, отри­цательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше вре­мени ребенок начинает уделять урокам и меньше – отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении, и первую очередь, требуется снижение нагрузок.

Для правильной оценки энергетического баланса организма­, работоспособности ребенка, необходимо учитывать взаим­ное расположение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследова­ния Л. А. Китаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Переутомление, падение энергетики приводит к тому, что сильные внешние раздражители становятся не­переносимыми, причем в разряд «сильных» переходят и те раз­дражители, которые раньше воспринимались как нормальные. Меняется эмоциональное восприятие цвета: сине-голубые оттенки кажутся более привлекательными, а желто-красные – резко не­приятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами переутомленного человека, он может вызвать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере сознания.

О нервно-психичес­ком истощении, хроническом переутомлении можно говорить только тогда, когда не только значение ВК соответствует 2 зоне, но в самом цветовом выборе желтый цвет находится правее крас­ного и ближе к концу ряда. Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый находится левее, ближе к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но как дополнительный фактор при этом, как правило, присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (авто­ритарное давление родителей, чрезмерные охранительные зап­реты или предупредительные заботы). В этом случае со здоро­вьем ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим истощением, а имеем суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего уп­равления и давления) снижения активности. В этом случае опти­мизация работоспособности может быть достигнута за счет нор­мализации отношения к ребенку со стороны взрослых (коррек­ции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: