При рассмотрении связи потребности с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда пре дмет потребности обретен.
До опредмечивания После опредмечивания | |
1. Состояние общей ненаправленной активности субъекта | 1. Активность становится направленной |
2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей | 2. Резкое сужение возможных благ и четкое определение предмета |
3. Субъект испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности, но не знает, чем оно вызвано | 3. Эмоциональное закрепление предмета потребности |
Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Феномен опредмечивания потребности был подробно описан А. Н. Леонтьевым. «Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать
руками. «Предмет» может быть идеальным, например, той же нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п.».
Однако есть вероятность, что найденный предмет потребности столь жестко «зафиксируется» в сознании человека, что приведет, в результате к неврозу. Так бывает при найденной, но неразделенной любви
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
55 of 147
неотоеагированной обиде и т. д. Чаще всего предмет потребности выступает источником роста личности (когда, например, им является значимый другой человек, способный к ответному чувству, и др.). Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека«деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Влечение — это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение — установка. Установка — неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, к пониманию и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.
Мотивы
Итак, когда потребность осознается и происходит ее «опредмечивание», она приобретает форму мотива.
Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей
субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается
любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления
потребностей.
Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и
неосознаваемыми.
1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со
своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые
направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает в
принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые
целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.
Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. 1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1999. С. 114—134. 84
2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и другие отечественные
психологи считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению
Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что
побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в
форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов:
побуждениям смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл,
другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или
отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это
— мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической
структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой — функцию
дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей —
придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает
смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив
«только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.
X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением,
завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация
мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание
мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует
подкреплению мотивов.
Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.
Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).
Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, есть деятельность обычно полимотивированна. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного * индивида.