Удовлетворение потребностей

При рассмотрении связи потребности с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда пре дмет потребности обретен.

До опредмечивания После опредмечивания
1. Состояние общей ненаправленной активности субъекта 1. Активность становится направленной
2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей 2. Резкое сужение возможных благ и четкое определение предмета
3. Субъект испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности, но не знает, чем оно вызвано 3. Эмоциональное закрепление предмета потребности

Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Феномен опредмечивания потребности был подробно описан А. Н. Леонтьевым. «Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать

руками. «Предмет» может быть идеальным, например, той же нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п.».

Однако есть вероятность, что найденный предмет потребности столь жестко «зафиксируется» в сознании человека, что приведет, в результате к неврозу. Так бывает при найденной, но неразделенной любви

 

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


55 of 147


неотоеагированной обиде и т. д. Чаще всего предмет потребности выступает источником роста личности (когда, например, им является значимый другой человек, способный к ответному чувству, и др.). Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека«деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Влечение — это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение — установка. Установка — неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, к пониманию и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Мотивы

Итак, когда потребность осознается и происходит ее «опредмечивание», она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей

субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих

активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается

любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления

потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и

неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со
своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые
направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает в
принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые
целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотивэто осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. 1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1999. С. 114—134. 84

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и другие отечественные
психологи считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению
Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что
побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в
форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов:
побуждениям смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл,
другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или
отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это
— мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической
структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой — функцию
дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей —
придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает
смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив
«только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.
X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением,
завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация
мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание
мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует
подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, есть деятельность обычно полимотивированна. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного * индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: