Мечта — это образ желаемого будущего. Она обладает огромной побудительной силой. Человек стремится
к ее осуществлению, невзирая на препятствия и разного рода барьеры.
Детские фантазии, например страхи, игры, «придумки» и «выдумки», опираются на замещающую функцию
воображения. Они могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию
самого ребенка. Наконец, вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения
некоторой личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать,
сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий
интересам или расчетам автора.
Принимая во внимание различные формы воображения, их различные модальности, эмоциональную
окраску и содержание, мы получаем чудесное разнообразие образов воображения, которые участвуют во
всех видах деятельности, встречаются в самых типичных и экзотических ситуациях.
Характеристики воображения
Исследователи выделяют следующие характеристики воображения: яркость и отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов1.
Яркость и отчетливость.
1. Яркость и отчетливость. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения. Маленькие дети даже путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями и персонажами.
Реалистичность
2. Реалистичность. Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей, ведь чем полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем с большей легкостью она будет реализована в жизни.
Контролируемость.
3. Контролируемость. Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.