Материальная культура

Носители культур расписной керамики проживали крупными поселениями в полуземлянках или наземных жилищах (на площади почти в 2 га насчитывалось до 100 таких жилищ). Помимо каменных орудий труда все чаще применялись и медные. Первоначально они изготовлялись методом ковки, а позднее - методом литья.

Энеолитические племена обрабатывали земли вблизи поселений, выращивали пшеницу, овес, ячмень, которые хранили в больших керамических сосудах, а затем обмолачивали при помощи каменных зернотерок (жерновов). Параллельно с земледелием население занималось и скотоводством - разводило коров и овец. Сосуды, изготовленные из хорошей глины и разных форм, обожженные в закрытых печах, были искусно расписаны - белым, красным и черным цветом.

Возле села Кэрбуна был обнаружен клад, относящийся к культуре Кукутень-Триполье. Он состоял из 852 предметов, из которых 444 были изготовлены из меди. Среди этих предметов не найдено орудий труда, большинство из них - это предметы культа и символы власти, каменные, медные и мраморные топоры, браслеты, статуэтки и др. Подобные открытия доказывают, что некоторые коллективы накопляли значительные богатства - факт, который позднее станет основой социальной дифференциации. Среди этих предметов некоторые завезены с Балкан (мраморные и медные топоры, раковины и др.) и с Востока (предметы из кремня и нефрита). Следовательно, экономика энеолитических племен давала некоторый прибавочный продукт, который способствовал обмену даже с отдаленными регионами.

Разложение матриархального рода в эпоху энеолита было обусловлено дальнейшим прогрессом и окончательным переходом к производящему хозяйству. Главенствующая роль в человеческих коллективах переходит к мужчине. С этого периода начинается родоплеменная организация, основанная на патриархальной семье (pater - отец, arche - сила), в рамках которой заметны первые признаки имущественной дифференциации. Рядом с погребениями мужчин, имеющих богатый инвентарь, встречаются и бедные погребения, имеющие всего несколько керамических сосудов. Погребения женщин в большинстве случаев также бедны (могильник из Выхватинцы).

В духовной культуре племен энеолита олицетворены первые культы индо-европейской мифологии: культ женщины - символ плодовитости и плодородия, и культ солнца. Женщина как олицетворение живого начала изображена на искусно изготовленных статуэтках. Поклонение солнцу отражено в орнаменте керамики. На позднем этапе орнамент был дополнен изображениями людей и животных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: