Бронзовый век

После относительно стабильного с этнической точки зрения периода, в конце III тыс. - начале II тыс. до н.э. в Юго-Восточную Европу с азиатской части приходят полукочевые племена, обладающие особой материальной культурой и духовной культурой. В результате этнического и лингвистического слияния этих племен с энеолитическим населением Юго-Восточной Европы появляется индо-европейская общность. Из индо-европейцев выделились и фракийцы.

Новые племена в результате связей, установившихся с ведущими центрами Среднего Востока, заимствовали у них выплавку бронзы. После металлургического упадка, обусловленного миграцией кочевых племен, в развитии металлургии начинается новый этап. Его отличительной чертой является широкое распространение бронзовых орудий труда. Новый металл представляет собой сплав меди и олова (или свинца), является более твердым, чем его составные части. Из бронзы изготовляли серпы, топоры, мечи, секиры, украшения. Большинство орудий труда и оружия местного происхождения изготовлялось в металлургических центрах Карпат, которые были богаты металлами. Некоторые предметы завозились с Востока - факт, который доказывает расширение связей с ведущими цивилизациями.

Заметен некоторый прогресс в земледелии. Был изобретен деревянный плуг, что давало возможность заниматься растениеводством на более обширных площадях. Была изобретена повозка. Это позволяло перевозить более тяжелые грузы. Развивалось и ремесло - прядение, ткачество, гончарство, обработка камня и кости - однако, ведущей становилась металлургия.

Первое социальное разделение труда, отделение скотоводства от земледелия, которое завершается на этом этапе, и рост производительности труда, приведший к появлению прибавочного продукта, создали предпосылки для более интенсивного обмена между различными общинами. В большинстве случаев обмен был натуральным, но уже изобретаются и первые эквиваленты обмена ("деньги"), роль которых выполняли бронзовые предметы. Археологические находки доказывают существование связей не только внутри Карпато-Дунайско-Понтийского региона, но и с "великой янтарной дорогой" побережья Балтийского моря (янтарные камни из могильника Сэрата-Монтеору), с Египтом и микенской цивилизацией.

Общественная собственность на средства производства претерпела первые ограничения, вызванные переходом скота в частную собственность больших патриархальных семей. Наряду с бронзовыми предметами скот тоже служит эквивалентом обмена.

С точки зрения социальной организации, как следствие развития производительных сил и начало перехода к частной семейной собственности, завершается процесс трансформации матриархального рода в партриархальный род. Это, в свою очередь, породило некоторую ограниченную социальную и имущественную дифференциацию, так как большая часть средств производства еще продолжала находиться в общественном пользовании. Лишь некоторые из вождей племен и военной верхушки отделились от своих соплеменников.

В Карпато-Дунайско-Понтийском бассейне в эпоху ранней и средней бронзы развиваются культуры Тей (юго-восток Трансильвании), Монтеору (Средняя Молдавская возвышенность), Костиша (Север Молдовы), Витенберг (Трансильвания), Вербишоара (Олтения) и др. В эпоху поздней бронзы территория между Карпатами, Днепром и Черным морем была представлена культурами Ноуа, Сабатиновка, Косложень.

Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о существовании в Карпато-Дунайско-Понтийском регионе общности фракийцев. Об этом говорят и первые письменные источники. Известный поэт Античной Греции, автор поэм "Иллиада" и "Одиссея" Гомер, описывая оборону Трои, упоминает, что на стороне троянцев воевали и фракийцы. В результате археологических раскопок в городе Троя, в слое, относящемся к 1200-1195 гг. до н.э. был найден фракийский материал, подтверждающий достоверность сведений античного источника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: