double arrow

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА

Приходится констатировать, что XX век, несмотря на войны, ре­волюции, другие общественные драмы глобального и локального масштабов, так и не прояснил в должной мере сущность государ­ства, его место и роль в жизнедеятельности людей. Не утихает дис­куссия между либералами и этатистами, сохраняются односторон­ние трактовки государства как машины насилия, орудия подавле­ния. Государство нередко рассматривается как собственность тех политических сил или лиц, которые в нем наделены в данный мо­мент властью. Немало пишется о государстве и как о структуре бла­годенствия, которая якобы обязана каждому человеку принести добро.

Самым печальным в данном вопросе служит то обстоятельство, что несмотря на десятилетие принятия Конституции Российской Федерации, которая провозгласила, что в стране учреждается де­мократическое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления (ст. 1.1), в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является его многонациональ­ный народ (ст. 3.1), в научной и учебной литературе продолжается старая трактовка государства в качестве какой-то структуры, стоя­щей вне общества или над ним, но все равно противостоящей ему. Автор концепции кратологии считает, например, что государство — это совокупность официальных органов власти в той или иной стра­не, основное учреждение или способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем25. Даже в «Юридической энциклопедии» сказано, что государство есть «способ организации классового общества... ос­новной институт политической системы, форма организации пуб­личной политической власти. Объективным выражением государ­ства является совокупность представительных, исполнительных и судебных государственных органов, образующих государственный аппарат»26.

Почему-то большинство исследователей — юристов, политиков, / экономистов, социологов — сводят государство к олицетворяемой им государственной власти с соответствующей системой органов (структур), забывая или игнорируя тот факт, что такая власть воз­можна лишь благодаря государству и является производной от не­го. Конечно, в истории не все и не всегда бывало так, но речь-то идет именно о современном демократическом государстве. И пора бы уже попрощаться с прошлыми трактовками государства, осо­бенно в России, где оно было либо самодержавным (имперским), либо орудием партии (советским), если мы всерьез думаем идти в будущее.

Необходимо твердо определить, что государство представляет со­бой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей, об­щества отражается разными гранями (аспектами) в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отноше­нием, процессом, поведением, действием и т.д. Причем каждое проявление государства имеет смысл, поскольку оно несет в себе что-то от его сущности.

Государство прежде всего предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно повязано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и дея­тельности, способствует организации жизни, в том числе экономи­ческой, на определенной (своей) территории. Кстати, это признава­лось еще в 1905 г.: государство есть «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливо­сти, под соответствующей ему верховной властью»27. Государство

имеет ограниченное поле деятельности и влияния в обществе, о чем нельзя никогда забывать. Оно объединяет людей, проживающих на известной (очерченной государственными границами) территории и обеспечивает их взаимодействие между собой. В это взаимодей­ствие вовлекаются самые разнообразные ресурсы, средства, пред­меты природы и общества, но государство связано со взаимодей­ствием людей и через них организует и регулирует производствен­ные, обслуживающие, образовательные и иные процессы. Короче, оно структурирует общество, обеспечивает его целостность и упо­рядоченность, что вовсе не противоречит его свободному развитию.

Государство — это территориальная организация людей, что имеет концептуальное значение. Во-первых, тем самым преодоле­ваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи, и они заменяют­ся на сугубо общественные. Во-вторых, создается структура, кото­рая выступает (по идее!) нейтральной по отношению к националь­ным, религиозным и социальным признакам разных людей. Исторически государство ведет к новому сообществу людей, где действуют иные идеалы, ценности и цели.

Вся специфика, имеющая сущностный смысл, состоит здесь в том, что государство особым, юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает институт гражданства. К сожа­лению, он до сих пор не получил того авторитета и поддержки, ко­торых заслуживает. Ведь институт гражданства в юридическом (правовом) смысле выравнивает людей между собой, делает их по отношению к государству (его законам и механизмам их защиты) равноправными. Формируются предпосылки для свободного раз­вития и самореализации человека, ибо укрепляется его статус, ко­торый даже в худшем случае как-то гарантируется государствен­ной властью. Институт гражданства как правовая связь человека с конкретным государством, фиксирующая определенные обоюдоответственные отношения, служит важным основанием для рас­смотрения любых вопросов государственного управления.

В силу того что государство объединяет людей, проживающих на его территории, в том числе лиц без гражданства, а также ино­странцев (граждан других государств), оно объективно выражает общие для всех, «снятые», интегрированные потребности, интере­сы и цели жизнедеятельности своего сообщества людей. История знает немало примеров противного, когда по вине бездарных пра­вителей или по злому их умыслу государства противостояли своим гражданам, что, как правило, не способствовало их долговечности, и они разрушались.

Постоянная (сопровождающая историю государства) проблема заключается в том, чтобы на каждом этапе развития отыскивать ту золотую середину, которая бы, с одной стороны, обеспечивала пра­ва и свободы человека, давала простор его активности и творчеству, а с другой — вводила в общество определенное организованное на­чало, упорядочивала деятельность индивидуумов. Государство не решает проблемы, как часто кое-кому кажется (оно само ничего не производит), а создает и поддерживает в «работоспособном» состо­янии организационные и правовые условия для решения проблем, на которые направляются усилия всего общества, людей, занятых производством материальных, духовных и социальных продуктов. Если говорить обобщенно, для государства важно, в первую оче­редь, видеть, что такое национальные интересы его народа, какова их связанность и взаимозависимость с интересами народов мирово­го сообщества, и делать все необходимое для их практического осу­ществления.

Следующий момент, придающий государству особый статус в об­ществе, заключается в том, что именно (и только) через его струк­туры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный харак­тер. Государство посредством своих органов принимает законы и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении ме­тодами, в том числе административными и уголовно-правовыми. Можно сказать, что государству принадлежит легитимная монопо­лия на законодательствование и принуждение при его реализации.

Конечно, существуют проблемы и противоречия в выявлении об­щей воли, в трактовке решений, принятых простым большинством (даже посредством референдумов), в распределении общей власт­ной воли «по горизонтали» и «по вертикали», в соотношении общей воли и свободы личности, в адекватности общей воли общест­венным потребностям и интересам, в осуществимости этой воли и по многим другим аспектам. Тем не менее, несмотря на все трудности и относительность многих механизмов и форм волеизъявле­ния (а иных не дано), в системе законодательства, формируемой го­сударственными органами, содержится определенная доля общей воли, и развитие демократии в том-то и состоит, чтобы эта доля рас­ширялась и наполнялась содержанием, отражающим потребности и интересы людей, их идеалы и ценности.

Сущность государства определяется также тем, что для обеспече­ния реализации своих целей и функций оно создает и поддержива­ет в определенном объеме и состоянии свой аппарат — совокуп­ность людей (с соответствующими средствами), профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и во­ли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппа­рат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государствен­ным управлением в функциональном его понимании, другая поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устой­чивость и безопасность государства, его взаимоотношения с миро­вым сообществом.

Состояние аппарата, его связанность с обществом или отчужден­ность от общества, его объем и иерархическое построение, качест­во персонала и многие другие параметры имеют решающее значе­ние для самого государства, общества и государственного управле­ния.

В виде формы общества государство выступает единовременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Вслед­ствие длительного действия самодержавно-вождистского режима государственного управления в сознание многих людей крепко вошло представление о том, что государство отдалено от общества, стоит где-то «высоко» над ним и сверху, чуть ли не с небесных вер­шин посылает на общество (людей) свои «великие» решения и ука­зания. Немало было сделано и для того, чтобы «верховную» власть превратили в нечто сверхъестественное, “богоподобное”, доступ­ное лишь «особым» людям с надчеловеческими качествами. Мно­гие из подобных заводили государства в тупик, что не мешало при­числять их к сонму святых.

Между тем, наверное, каждый согласится с тем, ибо такова ре­альность, что государственно-правовые институты создаются об­ществом для ведения общественных проблем и люди, которые за­нимают любые посты в государстве, воспитываются обществом и выдвигаются туда тоже им. Государство «идет» от общества и при­звано обслуживать его потребности, интересы, цели и волю. Следо­вательно, государственно-правовые институты, по крайней мере в демократическом государстве, являются институтами самого об­щества и подлежат его ведению. Государство должно иметь только те институты, которые необходимы обществу и несут ему благо, и организовывать их таким образом, чтобы они вовлекали в свое фор­мирование и функционирование возможно большее число граж­дан. С этой точки зрения открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его деятельности харак­теризуют в главном развитость государства как демократического и правового общественного института.

И еще об одном моменте, отличающем именно государство, нель­зя не сказать. Государство представляет объединенное им общество людей в качестве целостности («закрытой» структуры) на миро­вой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через государство устанавливаются и поддерживаются дипломати­ческие отношения, заключаются и исполняются международные договоры и соглашения, создаются региональные и мировые орга­низации и союзы, унифицируются и защищаются права и свободы людей. Формирование открытых обществ усиливает интеграцион­ные связи между народами, что повышает роль государств (их ор­ганов) в налаживании международного сотрудничества и укрепле­нии мирового правопорядка.

Таким образом, государство олицетворяет собой сложное образо­вание, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно оказывающее большое влияние на состояние и развитие общества. Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и дея­тельностью. Иными словами, государство есть публичная и леги­тимная (нормативно выраженная) властная сила общества. Можно добавить, организованная сила общества, но властная сила потому и является таковой, что она организована.

Драма человеческой истории и современности во многом опреде­ляется тем, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько она отчуждена от общества, противостоит ему и, наобо­рот, связана с ним и хранит его, что представляет собой данная властная сила, какие цели и интересы движут ею и что она несет об­ществу. Эти острейшие общественные вопросы составляют цент­ральное направление теоретических и практических политических поисков, и на них нет простых ответов. Немало здесь зависит от сущности конкретного государства в конкретный период его суще­ствования.

Следует сознавать сложную диалектику государства и формируе­мых им государственных явлений. Само государство есть плоскост­ная (горизонтальная) система, объединяющая всех входящих в не­го людей. Так было даже в эпоху абсолютизма, ибо подданные вхо­дили в государство, олицетворяемое правителем, и обязаны были его содержать и защищать. Именно объединение людей создавало государственную власть, и чем этих людей было больше, тем силь­нее была власть. Любой диктатор потому и диктатор, что есть на ко­го опираться. Реализация государственной власти осуществляется через государственный аппарат, который имеет вертикальную иерархическую структуру с соответствующим руководящим звеном. Над плоскостной системой надстраивается пирамида государствен­ной власти, которая призвана повседневно управлять делами госу­дарства. Если сюда добавить государственную службу, представля­ющую собой порядок ведения властеотношений и государственного управления, то становится очевидным, насколько внутренне на­пряженным и противоречивым по своим элементам и взаимосвязям является государство. Значит любое его одностороннее толкование, отрыв его от общества, людей, превращение лишь во власть и пр., не дает полного представления о данном общественном явлении и приводит ко многим теоретическим, методологическим, норматив­ным и практическим ошибкам, заблуждениям и неадекватным суждениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: