Типология государств

Существующие ныне государства, как и бывшие прежде, весьма отличаются друг от друга. Это различие, как глубокое, принципиальное, так и порой незначительное, имеет свое значение и сказы­вается на государственном управлении. Поэтому необходимо знать основные признаки, по которым различаются государства.

По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независи­мому и верховному) носителю властной силы с времен классифика­ции Аристотеля государства подразделяются на:

а) монархию, способную извращаться в тиранию;

б) аристократию, способную извращаться в олигархию;

в) демократию, способную извращаться в охлократию.

В монархическом государстве верховная власть28 принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом. Эта связь часто подчеркивалась тем, что в церемонии коронации участвовали религиозные иерархи, ко­торые ее и благословляли. Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общест­ва, ее лучшим, опытным и разумным представителям. В демокра­тическом государстве верховная власть принадлежит народу — всем гражданам данного государства.

Монархические государства в чистом виде, тем более абсолютист­ские, остались достоянием истории; если где и сохранились монар­хии, то они превратились в конституционные (ограниченные зако­ном), сочетающие в себе в разных вариантах и пропорциях монар­хические, аристократические и демократические начала. Сложнее с выделением собственно аристократических государств, посколь­ку организационная консолидация элиты всегда была делом труд­ным. Нередко элита правила и правит под прикрытием либо монар­хии, либо демократии. Для XX века характерно признание досто­инств и перспективности демократического государства, хотя фраза “мы, народ... устанавливаем и принимаем...” была записана давно, еще в Конституции США 1787 г.

В данном контексте следует учитывать, что каждый принцип верховной власти имеет свою логику организации и функциониро­вания государственного управления. При монархическом прин­ципе — это единоличное господство монарха (сверху вниз) с соответ­ствующими наместниками на местах (под разными названиями) и подданными. Аристократический принцип требует коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «по горизонтали» (исторический пример: Речь Посполитая). Признание демократического принципа верхов­ной власти влечет за собой построение государственной власти и го­сударственного управления снизу вверх — от народа посредством форм прямого волеизъявления, представительства и открытой го­сударственной службы. Нередко специфика демократического го­сударства подчеркивается обозначением его термином «республи­ка» (от лат. respublica — политическая и юридическая организация римского народа). Если последовательно стоять на принципе равно­правия людей, то логично признать, что только демократическое государство соответствует данному принципу и способно обеспечи­вать свободу и солидарность людей.

По форме правления, т.е. организации общегосударственной (или, как принято иногда говорить, высшей государственной) власти, раз­личают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентар­ная монархия. Главное здесь — признание принципа разделения власти и специфика механизмов его практической реализации.

В парламентской республике известным приоритетом пользует­ся выборный законодательный орган, который из своего состава формирует подотчетное ему правительство (Италия, ФРГ). Таков же механизм формирования и соотношения законодательной и ис­полнительной власти в парламентарной монархии (Великобрита­ния, Дания, Италия, Япония). Именно здесь и только здесь сущест­вует пост премьер-министра.

В президентской республике законодательный орган (конгресс или с иным названием) и глава исполнительной власти (он же гла­ва государства) равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и др.). Особый статус имеют президенты — главы государств в России, Франции и дру­гих странах, которые в качестве арбитра и гаранта обеспечивают функционирование и взаимодействие органов «разделенной» госу­дарственной власти. В таких странах существует правительство, подотчетное в основном президенту.

Выбор формы правления, функций, структуры и других парамет­ров общегосударственной власти существенно влияет на государ­ственное управление. Это, образно выражаясь, “мозговой” центр государственного «организма», и от того, как он устроен и, глав­ное, действует, во многом зависит состояние и функционирование его составных частей — разнообразных «органов» государства. По­этому общенациональные политические процессы в большинстве и сосредоточиваются вокруг выбора формы правления и персональ­ного наполнения ее структур.

По форме государственного устройства, т.е. по способу разделе­ния государства на определенные части с соответствующим разде­лением власти по управлению ими, существуют в основном два ви­да государств,— унитарные и федеративные. Иногда говорят и о конфедеративном государстве, но такое выражение трудно при­знать корректным: конфедерация — это союз государств, создавае­мый ими для реализации некоторых общих целей. Унитарные го­сударства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государ­ственной власти. В них могут создаваться автономные образова­ния, а также существовать развитое местное самоуправление. Феде­рация представляет собой также единое государство с обширной го­сударственной автономией его составных частей. В известной мере это способ распределения государственной власти по вертикали, по крайней мере так понимается федерализм американскими исследо­вателями29.

Понятно, что характер построения государства как сложной, многоуровневой иерархической системы, охватывающей и инте­грирующей общество в целостность, определяет многие проявле­ния и качества государственного управления.

Важное значение, наконец, имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму — содержанию мето­дов и приемов практической реализации государственной власти. Употребляется иногда синоним — государственный режим, но бо­лее адекватным видится все же термин «политический режим», ибо он раскрывает самое главное: отношение государственной власти к правам и свободам человека и гражданина. Ведь по формаль­ным признакам в том или ином государстве порой можно найти не­мало демократического (конституции, представительные органы, средства массовой информации, коллегиальность и т.п.), но реаль­но действующий в нем политический режим сводит на нет все де­мократические начинания. Именно политический режим есть действительность государственной власти. Исторически зафикси­ровано несколько типов политических режимов:

- деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автокра­тический, авторитарный режимы; здесь способом реализации госу­дарственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным прави­телем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.), яв­ляется насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека;

- либеральный, при котором государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчи­няет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу; к со­жалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом,
чем реальностью, и по причинам, которые зависят не только от го­сударства;

- демократически-правовой, сущность которого состоит в прове­дении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли на­рода (властной силы) строго в рамках материального и процессу­ального законодательства. Сегодня во многих странах налицо
стремление к установлению именно такого политического режима.

Рассматривая типологию государств, нельзя не упомянуть о совет­ской форме организации государства. Как ее ни оценивать, это бы­ла веха в истории государственности, которую наука не может иг­норировать. Даже неудачный, провалившийся опыт необходимо знать, чтобы не совершать подобных ошибок. Советская организа­ция государства была тиражирована в разной модификации по меньшей мере в пятнадцати странах и оказала влияние на характер государств во многих развивающихся странах. Ее суть в закончен­ном виде, ибо начиналась она под идеей народного самоуправле­ния, состояла в единстве государственной власти на основе принци­па бюрократического центризма. Этим объясняются как ее успе­хи, активное первоначальное развитие, поскольку концентрация власти в одних руках позволяла максимально мобилизовывать ре­сурсы страны для определенных целей, так и ее провалы и конеч­ный крах, поскольку та же самая концентрация власти могла под­держиваться лишь деспотическими средствами, подавлением сво­боды. А подавление свободы, в свою очередь, парализовывало человеческий потенциал, убивало его интерес, инициативу и твор­чество. Возник заколдованный круг, который был прорван лишь ценой развала производительных сил. Урок, который никогда не стоит забывать.

В каждом государстве в любой исторический момент его сущест­вования имеет место сочетание различных типовых форм государ­ственной организации. Тем самым необходимо конкретное знание типологических характеристик государства, которое только и спо­собно давать соответствующие структурные посылки для понима­ния сущности государственного управления в данном государстве. Столь же актуальны и содержательные посылки, которые дают знание общественных функций государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: