double arrow

ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Развитие управленческой мысли и практики в течение XX века особенно второй его половины, привело к формированию управлен­ческих технологий. Обычно в обобщающее понятие технологии включают следующие содержательные моменты: социальная тех­нология — это определенный способ достижения поставленных об­щественных целей; сущность этого способа состоит в пооперацион­ном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка прово­дится на основе и с использованием научных знаний; при разработ­ке учитывается специфика области, в которой осуществляется дея­тельность; социальная технология выступает в двух формах — как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятель­ность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология — элемент человеческой культуры, она возникает дву­мя путями: вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которо­го сегодня — соединение науки и практики94.

Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее и организующее непосредственно управлен­ческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соедине­нии научного знания, управленческих потребностей и интересов об­щества, целей и функций государственного управления, возможнос­тей и элементов управленческой деятельности. Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основ­ной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Опе­рация является непосредственно практическим актом решения опре­деленной задачи в рамках соответствующей процедуры управления. Операция — это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она вы­полняется одним или несколькими исполнителями95.

Вместе с тем следует понимать, что распределение, специализа­ция, сочленение, интеграция различных проявлений (элементов) управленческой деятельности представляют собой только часть, в какой-то мере формализованную, управленческих технологий. Если этим ограничиться, то мало будет пользы от управленческих технологий, разве что употребление модного слова. Становление управленческих технологий есть следствие усиления системности государственного управления, его научного осмысления и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом, дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном (принудительном) массовом использовании в управленческой дея­тельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта государственного управления. Поэтому в качестве управ­ленческой технологии стоит рассматривать лишь ту организацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность и эффективность.

Многие исследователи справедливо ставят вопрос о том, что нуж­ны не просто социальные технологии управления, а именно инновационные, которые связывают современные научные знания, практический опыт и творческий потенциал людей в искомую сис­тему (логически последовательные и оптимальные действия), ис­пользование элементов и детерминантов которой непременно при­водит к высоким результатам96.

Освоение управленческих технологий начинается с типологизации управленческих ситуаций, поскольку их основные виды пред­полагают адекватные им формы и методы управленческой деятель­ности. Анализ состояния и поведения управляемых объектов, на­ходящихся в ведении того или иного государственного органа (их подсистемы), к тому же в течение длительного времени, открывает возможность такой работы. Это простые, понятные и адекватные описания повторяющихся (ординарных), проблемных и экстре­мальных ситуаций, типовые (заранее смоделированные) управленческие решения и действия по ним; наборы модулей ресурсов, процедур и операций, применяемых при реализации последних. В зависимости от специфики государственных органов и управляемых объектов выделяют различные виды управленческих технологии-диагностирования, проектирования и реформирования соответству­ющих подсистем; информационные, внедренческие и обучающие технологии; по уровням управления — центрального, регионально­го и местного управления; разрешения социальных конфликтов (конфликтология), инновационного развития управляющих компо­нентов и др.97

Существует несколько аспектов управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение управленческих техноло­гий крайне актуально. Прежде всего, это процессы прогнозирова­ния, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функ­ционирования компонентов субъекта государственного управле­ния. Нельзя же управлять, если нет исходных данных для этого. Обо всем, что происходит в рыночной экономике и социальной сфере, тоже необходимо иметь своевременную, достоверную и пол­ную информацию.

Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение долж­ной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественной жизне­деятельности (как исходную, так и предполагаемую); создание ор­ганизационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; исполь­зование тождественных форм фиксации информационных матери­алов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.

Актуально использование управленческих технологий в практи­ке программирования и планирования комплексного развития тер­риторий. В условиях значительной самостоятельности разных ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, сосредоточения основных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включения множества управляемых объектов решение соответствующих проблем без таких технологий нельзя сделать ничего серьезного. Нужны единые сроки и методики разра­ботки предполагаемых мероприятий на предприятиях, в организа­циях, учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государственных органах, идентичные фор­мы и показатели программных и плановых документов, взаимо­связанный, согласованный порядок прохождения и утверждения (программ и планов, приемлемые процедуры рассмотрения спор­ных вопросов, определенные механизмы взаимоконтроля и т.д.

Современная общественная практика свидетельствует о развитии межотраслевых, межтерриториальных, проблемных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уров­нях — от международного (в рамках ряда стран), общегосудар­ственного до местного. Она также требует адекватных управлен­ческих технологий, способных придать деятельности в данном направлении должную организованность, необходимую регламентацию и эффективность.

В рамках всего государственного аппарата принимается и действует очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегиче­ского характера. Почти всем должностным лицам приходится по­стоянно обосновывать различные варианты решений, изыскивать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации, «состыковывать», согласовывать различные решения (и их поло­жения) между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке дру­гих, подводить итоги реализации решений и снимать их с конт­роля, заниматься другими вопросами в этой объемной и ответ­ственной сфере управленческой деятельности. Здесь особо нуж­ны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, начиная с унифициро­ванного языка и кончая графическими формами конкретных до­кументов. Все должно быть четко, ясно, последовательно и по­нятно как для тех, кто принимает решения, так и для исполни­телей.

Слабым местом в государственном управлении остаются техноло­гии контроля, связанные с непрерывным наблюдением над управ­ляемыми процессами, их изучением, измерением и сравнением объективным соотнесением их с управленческими моделями, вы­раженными в решениях, их нормах и требованиях. В этом аспекте большой интерес представляют технологии обратных связей, обес­печивающие достоверное отражение результатов управляющих воздействий.

Столь же значимыми являются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь их результативность определяется несколькими условиями: административно-правовы­ми, связанными с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно может?), организационно-функциональными, выражаю­щимися в характере его подготовки и порядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?), социально-психоло­гическими (заинтересованы ли участники в данном мероприя­тии?), физиологическими (каковы самочувствие участников, их способность выдавать и усваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи и фиксации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему, внутренне согласова­но и представлять собой организационную технологию, в частно­сти, позволяющую получать желаемый интеллектуальный управ­ленческий «продукт».

Управленческие технологии — это целое направление теорети­ческих поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления и одновременно усилени­ем их роли (значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленче­скую деятельность и в целом систему государственного управления без разработки и освоения управленческих технологий по всем важнейшим аспектам организации и функционирования государ­ственного управления. Причем речь идет не о придании новых на­именований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом наполнении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении и реформировании определяющих проявлений государственного правления. Управленческие технологии, если они реально состоится, должны вызвать глубокие преобразования во всем, что относится к данному системному общественному явлению. Помочь этом может рациональное использование принципов государ­ственного управления.

Вопросы для размышления и дискуссии

1. В чем суть управленческой деятельности?

2. Назовите формы управленческой деятельности.

3. Перечислите методы управленческой деятельности.

4. Назовите стадии управленческой деятельности.

5. Что такое управленческая технология? Опишите пример из собственной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: