double arrow

Методы и факторы ценообразования

Ценообразование на рынке ценных бумаг осуществляется по определен­ным правилам, с использованием конкретных методов, на основе обще­принятых принципов и с учетом отдельных факторов. К ним можно отнести:

* установление границ и временных интервалов анализа;

* выявление основных критериев;

* исследование основных событий анализируемого периода;

* определение уровня насыщения рынка;

* учет соотношения спроса и предложения;

* анализ и оценку состояния конкурентной среды;

» обнаружение и изучение причин роста или падения уровня цен, объемов спроса и предложения.

Основными методами, с помощью которых осуществляется ценооб­разование на рынке ценных бумаг, являются: экспертный, аналитиче­ский, статистический, нормативно-параметрический (балльный), балан­совый и методы экономико-математического моделирования.

Экспертный метод основан на использовании опыта специалистов-экс­пертов, интуиции. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами, обладающими большим профессиональным и практическим опытом (признанными специалиста­ми). Они дают аргументированные заключения об уровне ре;1лыгой сто­имости той или иной ценной бумаги или цене определенной фондовой операции. Трудность метода состоит в необходимости тщательного под­бора экспертов и детального отбора анализируемых состояний.

Аналитический метод представляет собой детальный анализ конъюнк­туры рынка, познание внутренних связей и зависимостей явлений с це­лью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования. При анализе для определения цены используются такие рабочие методы, как сравнение, диагностический факторный ана­лиз, мониторинг, системный анализ. Системный подход включает в себя анализ составных элементов стоимости ценной бумаги и разнонаправ­ленных факторов, одновременно влияющих на уровень каждого элемен­та. Трудоемкость данного метода состоит в учете большого числа разно­образных источников информации.

Статистический метод базируется на статистическом анализе с ис­пользованием средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного от­клонения от средних величин), вариации (относительного отклонения


3.3. Методы и факторы ценообразования_______________________ 119

от средних величин), применении корреляционного и регрессионного анализа. Наиболее активно в данном методе используются фондовые индексы, которые позволяют определять тенденции изменений конъюнк­туры рынка на определенные виды ценных бумаг. Сложность статисти­ческого анализа заключается в необходимости правильно определить вид статистической зависимости и в выборе приемов анализа.

Индексный метод состоит в определении общей тенденции измене­ния конъюнктуры рынка определенных видов ценных бумаг. Трудность состоит в выборе фондового индекса для неконвертируемых ценных бумаг.

Нормативно-параметрический (балльный) метод. При анализе цен­ной бумаги или фондовой операции определяются все инвестиционные характеристики, присущие данному виду ценной бумаги или операции. Каждой инвестиционной характеристике ценной бумаги или парамет­ру фондовой операции присваивают определенный диапазон норматив­ных значений. Нормативная единица оценивается определенным коли­чеством баллов. Все полученные баллы суммируются, и общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате получается определенный стоимостный уровень цены. Недостатками метода являются неравноценность отдельных параметров, большой диапазон нормативных значений, субъективность балльной оценки.

Балансовый метод предполагает использование балансовой стоимо­сти ценной бумаги, которая определяется путем деления общей стоимо­сти имущества, зафиксированной в официальной отчетности предпри­ятия, на общее количество акций. Стоимость имущества периодически меняется в ходе переоценки основных фондов, что и затрудняет исполь­зование данного метода. По балансу определяют номинальную стоимость акций (уставный капитал) и облигаций (краткосрочные и долгосроч­ные займы), рыночную стоимость (эмиссионный доход) и цену выкупа (чистые активы). Недостатком данного метода является невозможность учесть различные факторы ценообразования

Экономико-математические методы и модели представляют собой специфические приемы анализа в виде имитационных моделей или динамического моделирования на основе графических или логических моделей с использованием компьютерных технологий. Они базируют­ся на построении неких схем (моделей), фиксирующих определенные зависимости и учитывающих конкретные факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние. На рынке ценных бумаг могут использоваться концептуальные, математические, трендовые,



Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг


компонентного анализа, структурные, статистические, факторные, гра­фические, логические и имитационные модели1. Эти модели представ­ляют схематичное отражение влияния различных факторов на уро­вень цены.

Концептуальные модели учитывают определенные подходы, концеп­ции (систему взглядов на процесс формирования цены на рынке ценных бумаг). Например, по стоимостной концепции цена моделируется как денежное выражение действительной рыночной стоимости ценных бу­маг. Концепция равновесия исходит из того, что цена на фондовом рын­ке отражает равновесие спроса и предложения определенной ценной бумаги в момент совершения фондовой операции. Математические модели исходят из строго определенных математических зависимостей, характеризующих процесс оценки стоимости. Трендовыемодели строят­ся на основе зависимости стоимости от ряда величин, характеризую­щих устойчивые тенденции и колебания на фондовом рынке.

Модели компонентного анализа выявляют зависимость уровня сто­имости от определенных, названных компонентов рынка ценных бумаг. Структурные модели включают анализ составляющих структурных эле­ментов конкретной стоимости, взаимосвязей между ними и их влия­ния на изменение уровня цен. Статистические модели основаны на вос­создании статистических закономерностей и отклонений от них. При использовании данного метода сначала теоретически обосновывается выбор вида зависимости и оцениваются параметры модели на основе построения динамических рядов статистических наблюдений, а затем проверяется соответствие выбранного типа модели конкретным усло­виям оценки.

Факторные модели основаны на факторном анализе определения сте­пени зависимости уровня стоимости от ряда конкретных факторов. Гра­фические модели являются основой технического анализа и описывают в виде графиков определенные тенденции динамики изменения стоимо­сти ценных бумаг. Имитационные модели строятся в форме выбора ва­риантов различных уровней стоимости при благоприятной, неблаго­приятной и средней конъюнктуре рынка ценных бумаг при различной совокупности факторов. Модели могут иметь статистический и дина­мический характер, быть линейными и многомерными, разрабатывать­ся с использованием компьютерных технологий.

Трудность метода заключается в выборе наилучшей модели для кон­кретного вида ценной бумаги и фондовой операции.

1Бердникова Т. Б. Оценка ценных бумаг. — М.: ИНФРА-М, 2003.


3.3. Методы и факторы ценообразования_______________________ 121

Особое место среди методов ценообразования занимает рейтинг. Многие институциональные и частные инвесторы, банки, брокеры, страховые компании учитывают рейтинг ценных бумаг в процессе принятия инвестиционного решения, при формировании своих порт­фелей ценных бумаг. Рейтинговые исследования проводят как про­фессиональные участники рынка ценных бумаг, так и отдельные ана­литики.

Все рейтинговые компании пользуются почти одинаковыми симво­лами. Каждый символ обозначает приблизительно то же самое, что и инвестиционный рейтинг:

«высший уровень — ААА;

* высокий уровень — АА;

* уровень выше среднего, инвестиции надежды — А;

» средний уровень, некоторая неопределенность — ВВВ+, ВВВ-;

* посредственный уровень, высокая неопределенность —ВВ;

* спекулятивные — В;

* спекулятивные, высокий риск невыполнения обязательств — ССС;

* спекулятивные, весьма вероятно невыполнение обязательств —
СС, С;

* просрочены, очевидной стоимости не имеют — ODD, DD.

Ранжирование, присвоение в рейтинге определенного места не всегда объективно. Целесообразнее их результаты рассматривать как вероят­ные, но не абсолютные.

Повышение рейтинга вызывает рост цены ценной бумаги, понижение ведет к ее падению. Если рейтинг акций повышен сразу несколькими фирмами, то акции могут вырасти на десять и более процентов за не­сколько минут. Соображения, по которым меняются рейтинги акций,, бывают самые разные: ожидание уменьшения продаж продукции ком­пании, рост накладных расходов в связи с ростом цен на транспорт, сы­рье и т. п.

Существует мультипликативный метод оценки стоимости ценных, бумаг. Он основан на использовании различных коэффициентов (муль-, типликаторов). Итоговая величина стоимости ценной бумаги опреде-> ляется путем расчета среднеарифметической взвешенной значений стои­мости или их удельных весов, определенных различными методами.

Выбор метода определения цены ценной бумаги зависит: от вида цен­ной бумаги, статуса, отраслевой и территориальной принадлежности эмитента, инвестиционных характеристик: характера обращаемости (ко-


122___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

тируемая и некотируемая); ликвидности (высоколиквидная, средне-ликвидная, малоликвидная, неликвидная); формы выпуска (эмиссион­ная и неэмиссионная); доходности, надежности и безопасности ценных бумаг; количества ценных бумаг, времени, формы и условий оплаты и регистрации сделок, а также цели оценки.

3.4. Факторы, определяющие курс ценных бумаг

На формирование цен на фондовом рынке влияет огромное количество факторов, которые условно можно разделить на три группы. Каждая из групп имеет свои подгруппы (рис. 3.4.1). Так, первая группа включает традиционные и специфические факторы; вторая группа — объектив­ные, субъективные и спекулятивные факторы; третья группа — внутрен­ние и внешние факторы.

На процесс ценообразования и курс ценных бумаг влияют две среды: внутренняя среда самого предприятия-эмитента; внешняя среда пред­приятия-эмитента.

Поэтому исследование факторов, воздействующих на процесс цено­образования и курс ценных бумаг, по нашему мнению, следует вести в связи, во-первых, с анализом и оценкой экономических процессов внутри предприятия и, во-вторых, с анализом и оценкой факторов внешней среды предприятия, не исключая и социально-экономическую полити­ку государства.

Такое деление позволяет все факторы, влияющие на процесс цено­образования предприятия-эмитента, разделить на две большие груп­пы. Заметим, что это деление является чисто условным методологи­ческим приемом, позволяющим более точно определить направления воздействия на цену и курс ценных бумаг. В реальных условиях эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, их трудно отделить друг от друга.

1. Первая группа объединяет факторы, связанные с внешней средой пред­приятия-эмитента. Сюда относятся прежде всего факторы, связанные с экономическим, социальным, политическим, правовым, международ­ным, научно-техническим и прочим положением страны, оказывающие серьезное влияние на процесс ценообразования внутри самого предприя­тия и на рынке ценных бумаг в целом.

В современных усповиях эта группа факторов приобретает особое значение, поскольку внутренние факторы в большей степени подконт­рольны предприятию и решить их в случае необходимости оно может самостоятельно. Внешняя же среда состоит из факторов, на которые


3.4. Факторы, определяющие курс ценных бумаг_________________ 123

предприятие может оказывать управляющее воздействие, а также из факторов, не управляемых со стороны предприятия. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.

Снижение темпов экономического роста, проблемы налоговой, бан­ковской, кредитной и прочих систем, инфляция незамедлительно ска­зываются на покупательной способности инвесторов, а следовательно, и на капитализации; на финансово-экономическом состоянии предприя­тия, на риске вложений, а следовательно, на рейтинге предприятия и как следствие — на курсе ценных бумаг предприятия*

Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на инвестиционную деятельность предприятий. Это выражается в правовом воздействии на предприятия путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирую­щих эту деятельность.

Наиболее важным фактором, связанным с внешней средой, является проблема налоговой системы страны. Налоги являются основными сре­ди рычагов государственного финансового регулирования. С их помо­щью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накопле­ний, остающихся в распоряжении предприятий и организаций. Высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту экономической эффективности, по включению их в инвестиционный процесс.

Объективно оценить ситуацию на рынке и возможные направления дальнейшей деятельности по повышению эффективности ценообразо­вания можно только на основе анализа всей совокупности воздейству­ющих факторов. Немаловажное значение здесь имеет работа предприя­тия но исследованию рынка ценных бумаг. Игнорирование даже одного фактора приведет к получению недостоверных результатов и исказит силу и направление влияния остальных факторов.

Факторы внешней среды предприятия трудно поддаются управлению или не регулируются вообще со стороны предприятия. Нейтрализовать их практически невозможно, можно лишь стараться избегать, умень­шать негативные воздействия или усиливать положительные воздей­ствия внешней среды путем постоянного сбора, анализа информации о тенденциях развития процессов внешней среды и прогноза возмож­ных изменений во внешней среде предприятия.

2. Вторую i руппу факторов составляют факторы, связанные с внут­ренней средой предприятия. Это проблемы, обусловленные выполнением основных функций и задач предприятия. Прежде всего главной задачей любого предприятия является эффективное управление социалыю-эко-


Рис. 3.4.1. Факторы, влияющие на процесс ценообразования



Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг


комическим потенциалом предприятия, т. е. всем хозяйственным меха­низмом предприятия и инвестиционной деятельностью.

Особое значение имеют финансовое положение данного предприя­тия, его имидж и доверие к нему со стороны финансовых институтов, которые оказывают существенное влияние на спрос и цену ценных бу­маг предприятия.

На процесс ценообразования оказывают влияние прежде всего: внут­рихозяйственная инфраструктура, состоящая из служб предприятия (бухгалтерии, финансово-экономической, коммерческой, служб трудо­вых ресурсов, информационно-аналитической и пр.); модель формиро­вания внутрихозяйственных отношений (форма найма персонала, сис­тема оплаты труда, система ответственности, система стимулирования, организационная культура предприятия); модели формирования фи­нансовой программы; модели ценообразования; модели взаимной от­ветственности; модели распределения дохода и пр.

Создание на предприятии должной внутрихозяйственной инфра­структуры будет решать следующие задачи: выработка финансово-эко­номической политики предприятия; управление организационным раз­витием; управление трудовыми ресурсами; контроль и регулирование внутрихозяйственных отношений в области ценообразования, осуществ­ления внутреннего аудита, согласования внутрихозяйственных экономи­ческих и социальных интересов; правовое регулирование внутрихозяй­ственных отношений; комплексное управление системой информации внутри предприятия; осуществление и регулирование коммерческой де­ятельности; проведение внутренней и внешней кредитно-финансовой политики предприятия; оказание экспертно-консультационных услуг; предвидение и анализ рисковых ситуаций; прогнозирование, планирова­ние и анализ торгово-хозяйственной деятельности предприятия.

В рамках управленческих факторов ценообразования особо можно выделить факторы прогнозирования, регулирования и системы контро­ля за деятельностью предприятий с использованием экономических, правовых, административно-хозяйственных и других рычагов.

Управленческим фактором является проблема объективного анали­за и оценки эффективности ценообразования. Использование разных методик и критериев оценки, применяемых к каждому элементу цено­образования, ведет к неоптимальным решениям, большим экономиче­ским издержкам. Поэтому возникает необходимость определения пара­метров, оценочных показателей, которые бы давали представление об эффективности процесса ценообразования и определяли резервы и на­правления ее дальнейшего совершенствования.


3.4. Факторы, определяющие курс ценных бумаг_________________ 127

Эффективное управление ценообразованием требует постоянного повышения уровня финансовой работы, квалификации правильно по­добранного для этого управления персонала, совершенствования ее ме­тодик и технологии. А это возможно благодаря компьютеризации.

Такие факторы как: объем кадровых ресурсов, профессионально-квалификационный состав, планирование, расстановка, ротация, пе­реподготовка кадров влияет на ценообразование предприятия. Чтобы принимать обоснованные и качественные решения, касающиеся цены на ценные бумаги, необходимы люди, наделенные определенными ка­чествами, с определенным уровнем компетентности и профессиона­лизма, умеющие быстро реагировать на меняющиеся условия работы. Кадровые ресурсы, их подготовка, квалификация, знания и опыт, их личностные качества способствуют не только эффективному управле­нию процессом ценообразования, но и повышают конкурентные пози­ции предприятия через механизм формирования и эффективного ис­пользования прибыли.

Для разных предприятий, отличающихся размером, видом, сфе­рой деятельности и пр., одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для одних предприятий ориентиром пове-. дения является получение прибыли, для других — выполнение соци-i альных функций, для третьих — завоевание рынка или его расшире­ние и т. д.

В современных условиях для эффективного ценообразования инфор-;-мационное обеспечение имеет не меньшее значение, чем обеспеченность1 финансовыми или кадровыми ресурсами. Существуют проблемы пра­вильного сбора, обработки, анализа, оценки и передачи полученной ин-, формации, что, в свою очередь, затрагивает проблему оптимального вы­бора пакета прикладных программ, способных в кратчайшие срокш качественно обработать всю полученную информацию.

Одним из факторов, связанных с эффективным ценообразованием, является проблема правильного использования нормативного и право­вого обеспечения. Если внешнее правовое обеспечение не подлежит из­менению, не зависит от деятельности предприятия, то внутреннее пра­вовое обеспечение возможно улучшить путем рационально принятых и правильно оформленных управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, доступа в мировую компьютерную сеть, создание новых форм безналичных расчетов (вир­туальных платежей) способствуют вхождению в структуру ценообразо­вания предприятий новых элементов, что приводит к решению одних проблем и возникновению других.



Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг



Компьютеризация сбора и обработки информации разного рода резко повысила производительность труда, оперативность в принятии реше­ний. Большая часть работы может быть выполнена меньшим количеством персонала. Однако чтобы поддерживать технологические электронные системы в рабочем состоянии, предприятиям требуется нанимать на ра­боту программистов, инженеров по компьютерам и др.

Комплексный анализ всех возможных воздействий внешней и внут­ренней среды можно произвести только на уровне разработки стратегии деятельности предприятия. Стратегическое планирование позволяет увязать различные направления осуществляемой политики (кадровой, экономической, социальной, рисковой, финансовой, инвестиционной). Это особенно актуально в сфере инвестиционной деятельности, где воз­никает необходимость учета труднорегулируемых факторов внешней среды, их влияния на поведение инвесторов и эмитентов. Опираясь на результаты обработки маркетинговой информации, стратегическое пла­нирование значительно уменьшает риск выбора и реализации неэффек­тивного инвестиционного проекта вследствие недостатка и недостовер­ности информации. Одновременно в процессе разработки стратегии происходит снятие неопределенности, связанной с субъективными оцен­ками аналитиков.

Вышеназванные факторы, влияющие на процесс ценообразования, дают возможность учесть все многообразие воздействий внешней и внут­ренней среды, найти эффективные методы и способы разрешения всех проблем, что в конечном счете должно привести к оптимальному уста­новлению цены на ценную бумагу при минимальных материальных и временных затратах.

Следующая группа факторов, влияющих на процесс ценообразова­ния, включает как традиционные факторы (спрос, предложение, издерж­ки, конкуренция), так и специфические (тип, вид, разновидность ценной бумаги, срок обращения, инвестиционные качества, управленческие воз­можности, рейтинг и деловая репутация эмитента, его отраслевая при­надлежность, территориальное местонахождение, инвестиционный кли­мат и инвестиционная емкость рынка) (см. рис. 3.4.1).

На практике в процессе формирования цен одновременно учитыва­ется множество традиционных факторов, которые объединены в 3 груп­пы: спрос, конкуренция и издержки. К факторам спроса относятся: объем потенциальных инвестиций, вкусы и привычки инвесторов, их доходы, наличие аналогичных ценных бумаг на рынке и цена на них, стоимость других финансовых инструментов. К факторам конкуренции относятся: число и разнообразие эмитентов, наличие аналогичных ценных бумаг,


!


3.4. Факторы, определяющие курс ценных бумаг_________________ 129

уровень цен конкурентов. Факторами издержек являются эмиссион­ные, маркетинговые и прочие издержки, связанные с выпуском и обра­щением ценных бумаг.

Следует отметить, что названные факторы могут как увеличивать, так и уменьшать уровень цены.

Следующая группа факторов состоит из трех подгрупп: объективных, субъективных и спекулятивных. В свою очередь, сами вышеперечис­ленные подгруппы факторов включают свои совокупности факторов. Так, в группе объективных факторов выделяют две подгруппы:

1) факторы, действующие на микроуровне;

2) факторы, действующие на макроуровне (см. рис. 3.4.1).

Факторы, действующие на микроуровне, — это факторы, оказывающие влияние на величину цены на уровне выпуска акций. К ним относятся:

* финансовое состояние эмитента. Данный фактор влияет в первую
очередь на степень риска вложений: чем лучше финансовое состо­
яние фирмы, тем безопаснее инвестирование в ее ценные бумаги и

1 • тем больше цена ценной бумаги;

» стоимость и количество акций, находящихся на руках у владель­цев. Этот фактор влияет на ликвидность акций: чем большее коли­чество акций находится в обращении, тем, как правило, выше их ликвидность;

* текущие прибыли акционерного общества. Текущие прибыли оп-,
ределяют величину дивидендов, выплачиваемых владельцам ак­
ций, а это, в свою очередь, увеличивает стоимость ценной бумаги;

» перспективность отрасли, в которой функционирует данный эми­
тент. Инвесторы могут ориентироваться не только на величину
дивидендных выплат, но и на ожидаемый в перспективе прирост
цены акций, который характерен для предприятий в отраслях вы­
соких технологий.

Факторы, действующие на всем фондовом рынке, относятся к факто­рам макроуровня, которые характеризуют общее состояние экономики. К ним относятся:

» экономический потенциал страны: устойчивость, сбалансирован­ность и перспективы роста экономики, надежность финансовой сис­темы. Перечисленные факторы влияют на инвестиционную привле­кательность страны и степень риска вложений;

* конъюнктура товарных рынков, рынков золота, недвижимости вли­
яет на выбор направлений инвестирования. Обладатель свободных


130___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

денежных средств анализирует и сопоставляет альтернативные формы инвестирования и выбирает наиболее выгодную для себя.

На курс акций значительное влияние оказывают спекулятивные и субъективные факторы.

К спекулятивным факторам, по мнению В. Е. Есипова и Г. А. Махо­виковой, можно отнести следующие1:

* объем программной торговли. «Программная торговля» — это по­
лучение прибыли от разницы между изменениями курсов акций и
ценами контрактов на них;

* состояние «суммарной короткой позиции» на фондовом рынке
характеризует общий объем проданных акций. Если этот показа­
тель очень высок, то это означает, что большое количество инвес­
торов одновременно играют на понижение курса;

* скупка акционерным обществом своих акций. Этот фактор свиде­
тельствует либо о стремлении акционерного общества поправить
свое финансовое положение (номинально, перед лицом возмож­
ного поглощения), либо о намерении контролирующей группы
укрепить свое положение в компании.

Специфика воздействия спекулятивных факторов заключается в том, что они смещают баланс в комплексе ценообразующих факторов с объективных условий воспроизводственного процесса в сторону ожи­даний. В настоящий момент биржевой курс уже определяется не про­сто состоянием действительного капитала, а в значительной мере ожи­даниями изменения курса, так как на фондовых рынках существует большой объем спекулятивных капиталов. Первостепенное значение приобретает не размер дивиденда, а возможность выигрыша на курсо­вой разнице.

Функционирование ценных бумаг происходит в среде, характеризу­ющейся множеством параметров, которые объективно не всегда могут быть количественно определены. Поэтому появляется необходимость в анализе и исследовании субъективных факторов, влияющих на про­цесс ценообразования. Субъективные факторы связаны:

» с техническими аспектами функционирования фондового рынка (техническая оснащенность торговли);

* с методикой анализа ценных бумаг и прогнозирования их дина­
мики. По разным методикам оценивается эффективность за-

'Есипов В. Е., Маховикова Г. А. Ценообразование на финансовом рынке: Учеб­ное пособие. - СПб.: Питер, 2001. С. 63.


3.4. Факторы, определяющие курс ценных бумаг_________________ 131

трат на рекламу, расходов на НИОКР, на переподготовку кад­ров и т. п.;

Ф с позициями и мнениями отдельных лиц. Заявления финансовых специалистов, пользующихся доверием у инвесторов, использо­вание конфиденциальной информации отдельными биржевика­ми могут привести к спекулятивному повышению или пониже­нию курсов акций.

Для принятия инвестиционных решений можно выделить факторы, определяющие курс ценной бумаги. Данные факторы следует разделить на четыре группы: общеэкономические, индустриальные (отраслевые), внутренние (характерные для данного предприятия) и индивидуальные (присущие данной ценной бумаге) (рис. 3.4.2).

Важное значение для движения курсовой стоимости акций имеют: объем рынка ценных бумаг; масштабы деятельности биржевых посред­ников; техническая оснащенность торговли. Чем больше объем рынка и чем лучше его оснащенность, тем ниже риск инвестиционной деятель­ности. Любые технические ошибки в котировках и сбой в системе мо­гут привести к непредсказуемым результатам.

На курс ценной бумаги влияют: отраслевая принадлежность эмитен­та и территориальные условия его размещения; степень технической оснащенности производства эмитента; качество ценных бумаг; специ­фика отдельных регионов; инвестиционные характеристики ценных бу­маг и управленческие возможности; меры государственного регулиро­вания цен; учет взаимозаменяемости, учет цен на аналогичные ценные бумаги и услуги на внешнем рынке; особенности системы формирова­ния цен на бумаги различных эмитентов; конкуренция; монополия; сте­пень развития рыночных отношений; соотношение спроса и предложе­ния; ставки налогов.

Предприятие должно постоянно анализировать покупательский спрос, структуру выручки от реализации; развивать рекламно-инфор­мационную деятельность; совершенствовать торгово-технологиче-ский, производственный процесс; обеспечивать своевременное за­ключение договоров с поставщиками и покупателями; осуществлять правильный выбор стратегии, опирающийся на знания и опыт специ­алистов; совершенствовать формы продажи; регулировать покупа­тельские потоки и пр.

Учитывая, что в каждый данный момент курсы акций определяются не только реальным положением дел в компании и в экономике в целом, ной ожиданиями, инвесторы уделяют большое внимание анализу и про­гнозированию котировок.


Рис. 3.4.2. Факторы, определяющие курс ценных бумаг


3.5. Методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений 133

3.5. Методы финансового анализа

при принятии инвестиционных решений

Анализ инвестиционных качеств ценной бумаги можно осуществлять с двух сторон: анализируя ее рыночную стоимость и анализируя ее внут­реннюю стоимость. В первом случае исследуют рыночную конъюнктуру ценных бумаг, динамику их курсов. Во втором случае изучается финан­сово-экономическое положение эмитента, отрасли, к которой принад­лежит ценная бумага. В соответствии с вышесказанным исторически сформировались следующие методические подходы анализа рынка цен­ных бумаг:

1) подход, основанный на техническом анализе;

2) подход, основанный на фундаментальном анализе.

Фундаментальный анализ — это анализ факторов, влияющих на сто­имость ценной бумаги, технический анализ — это изучение состояния фондового рынка.

Фундаментальный анализ — это изучение макроэкономических тен­денций, влияющих на движение цен, и их влияния на динамику стоимо­сти ценных бумаг, изучение деятельности эмитентов и причин измене­ния цен на ценные бумаги, прогнозирование будущей доходности ценных бумаг на основании тенденций движения цен. Основной целью анализа является определение ценных бумаг, которые в данный момент оценены неверно (чья оценка занижена или завышена). На этой основе прогнози­руется вероятное направление движения курсов акций.

Фундаментальный анализ базируется на следующих принципах:

1.Каждая ценная бумага обладает внутренней стоимостью. Како­
ва бы ни была рыночная стоимость ценной бумаги, она обяза­
тельно рано или поздно должна приблизиться к ее внутренней
стоимости.

2. Любой экономический фактор, снижающий предложение или уве­
личивающий спрос на ценную бумагу, ведет к повышению ее цены и,
наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и уменьша­
ющий спрос, как правило, приводит к снижению цены. На этой ос­
нове устанавливается цена, которая соответствует определенному
соотношению спроса и предложения.

Фундаментальный анализ охватывает:

1. Общеэкономический анализ, т. е. анализ и прогноз общеэкономи­ческого развития, изменения процентной ставки и денежной мас­сы, валютных курсов и финансовой политики.



Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг


2. Отраслевой анализ включает анализ поступления заказов и объ­
емов производства соответствующей отрасли.

3. Анализ отдельных компаний изучает динамику товарооборота, из­
держек и доходов, а также имущества и положения компании на
рынке.

4. Исследование качеств ценной бумаги и моделирование ее цены

1. Общеэкономический или макроэкономический анализ строится
на предположении, что курс ценной бумаги определяется ожидаемы­
ми доходами компаний и устанавливаемой внутренней ценой акции, а
ожидаемые доходы компаний зависят от общеэкономических воздей­
ствий. Положение экономики оценивается с учетом таких факторов,
как ВНП, занятость, инфляция, процентные ставки, валютный курс
и т. д. Здесь же учитывается фискальная и монетарная политика стра­
ны и ее влияние на рынок ценных бумаг. Таким образом определяются
социальные, политические, правовые, международные, научно-техни­
ческие и финансово-экономические факторы, влияющие на инвести­
ционную деятельность, эффективный рынок ценных бумаг. Увеличе­
ние занятости, рост заработной платы, снижение налогов способствуют
притоку капитала на рынок, а высокий уровень инфляции может при­
вести к тому, что все средства населения будут использованы на по­
требление.

При использовании фундаментального анализа учитываются сто­имостные показатели (опережающие, сопутствующие и запаздываю­щие). Опережающие показатели сигнализируют о состоянии эконо­мики в ближайшем будущем, ее возможных изменениях и колебаниях уровня инфляции. Сопутствующие и запаздывающие показатели от­ражают основные направления изменений в экономике и опроверга­ют или подтверждают опережающие показатели. Эти показатели на­зываются индикаторами. Основные из них: динамика ВНП, индекс потребительских цен, индекс инфляции. Чем выше произведенный ВНП, тем больший объем инвестиций будет поступать на фондовый рынок.

2. Индустриальный (отраслевой) анализ предполагает изучение де­
лового цикла в экономике различных отраслей и отсеивание отраслей,
не представляющих интереса в данном плане. Отраслевой анализ необ­
ходим, так как экономическое развитие отрасли не всегда совпадает
с общеэкономическим развитием. Среди отраслей есть такие, чье раз­
витие как опережает развитие общеэкономической конъюнктуры, так и
отстает, а также отрасли, развивающиеся параллельно. Индустриаль-


3.5. Методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений 135

ный анализ позволяет классифицировать отрасли по отношению к уров­ню деловой активности и по стадиям развития. К опережающим от­раслям относятся: автомобильная промышленность, промышленность потребительских товаров, текстильная промышленность, финансовая отрасль. К параллельно развивающимся относят химическую промыш­ленность. К отстающим от экономического цикла отраслям относят элект­ропромышленность, машиностроение, строительную промышленность. Таким образом, в зависимости от конъюнктуры отрасли развиваются с опережением, параллельно или с отставанием, что, в свою очередь, вли­яет на движение курсов их ценных бумаг.

Монопольное положение на рынке влияет на изменение курсов цен­ных бумаг. Каждая отрасль или группа отраслей, имеющая монопольное положение на рынке (например группа добывающих отраслей), в от­дельные периоды может обеспечивать открытие нового сектора продаж, что усиливает их позиции па рынке и ведет к повышению курсов их ценных бумаг.

На изменение курсов ценных бумаг наряду с отраслевой прибылью влияют поступление отраслевых заказов и объем промышленного про­изводства, так как они позволяют сделать оценку ожидаемой динамики товарооборота и прибыли соответствующей отрасли. От динамики по­ступления отраслевых заказов зависят будущие производственные по­казатели, а они, в свою очередь, влияют на движение курсов ценных бу­маг. Кроме того, прибыль отрасли зависит от движения валютных курсов и от того, ориентируется отрасль на экспорт или на импорт.

3. Анализ конкретного предприятия — это анализ и диагностика фи­нансового положения и анализ состояния и перспектив развития ме­неджмента эмитента.

Финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозиро­вания финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информа­ции. Он позволяет оценить ретроспективное, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; выявить критические точки в дея­тельности предприятия, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение.

Анализ включает в себя: доскональное изучение балансов, отчетов о прибылях и убытках и других материалов, публикуемых компаниями; тщательное изучение данных о состоянии активов, доходов, об объеме продаж, производства конкретной корпорации; исследование состоя­ния рынков, на которые выходит со своей продукцией данный эмитент. Оценка корпорации также включает анализ состояния и перспективы


136___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

развития менеджмента (изучение практики управления компанией-эми­тентом), организационные и коммерческие условия работы. Анализ состоит из четырех основных блоков:

1) выбор показателей, подходящих для анализа стратегических про­
блем;

2) расчет этих показателей;

3) сравнение полученных величин с аналогичными показателями пред­
приятия за предыдущий, плановый период, среднеотраслевыми и
конкурентными величинами;

4) использование показателей для определения возможных резервов
деятельности предприятия, способов решения проблем и будущих
возможностей предприятия.

Для анализа отчетности и определения финансового состояния пред­приятия используют расчет финансовых коэффициентов. Выделяют следующие виды показателей:

Показатели платежеспособности (ликвидности).

Ликвидность — это способность предприятия ответить по своим крат­косрочным обязательствам. Она означает безусловную платежеспособность хозяйствующего субъекта и предполагает постоянное равенство между ак­тивами и обязательствами как по общей сумме, так и по срокам наступле­ния. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по ак­тиву, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, объеди­ненными по срокам их погашения и в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы хозяйствующего субъекта разделяются на следующие группы:

А1 наиболее ликвидные активы (все денежные средства хозяйству­ющего субъекта (наличные и на счетах) и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги));

Л2 быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность и про­чие оборотные активы);

А3 медленно реализуемые активы;

А4 трудно реализуемые активы (основные средства, нематериаль­ные активы, незавершенные капитальные вложения, оборудование к установке).

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1 наиболее срочные пассивы (кредиторская задолженность и про­чие пассивы);






нормативное значение 0,05-0,2; Коэффициент быстрой ликвидности:

нормативное значение 0,5-1; Коэффициент текущей ликвидности:

нормативное значение 1,5-2,5 и зависит от специфики отрасли, разме­ров предприятия, степени доверия к нему кредиторов.

Данные коэффициенты дают представление о способности пред­приятия осуществлять текущие расчеты и оплачивать краткосроч­ные обязательства. К ним относят коэффициент абсолютной ликвид­ности, промежуточный коэффициент покрытия, общий коэффициент покрытия.

Показатели финансовой устойчивости. Они показывают уровень при­влечения заемного капитала и способности предприятия обслуживать этот долг. К ним относят коэффициент собственности (независимости), удель­ный вес заемных средств, удельный вес дебиторской задолженности в сто­имости имущества, удельный вес собственных и долгосрочных заемных средств.

Для оценки финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта ис­пользуются коэффициент автономии, коэффициент финансовой устой­чивости и «Z-счета».


138___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

Коэффициент автономии характеризует независимость финансово­го состояния хозяйствующего субъекта от заемных источников средств. Он показывает долю собственных средств в общей сумме источников:

где Ка коэффициент автономии; Ск собственный капитал, руб.; Бн общая сумма источников средств, руб.

Минимальное значение коэффициента принимается на уровне 0,5. Рост значения коэффициента автономии свидетельствует об увеличе­нии финансовой независимости и снижении риска финансовых за­труднений.

Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соот­ношение собственных и заемных средств:

где К — коэффициент финансовой устойчивости; К — кредиторская задолженность и другие пассивы, руб.; 3 — заемные средства, руб.

Превышение собственных средств над заемными означает, что хозяй­ствующий субъект обладает достаточным запасом финансовой устой­чивости и относительно независим от внешних финансовых источни­ков.

«Z-счета» являются комплексным показателем, который использует­ся для измерения вероятности банкротства предприятия. При подсчете «Z-счетов» используются так называемые коэффициенты Э. Альтмана, введенные автором методики:

где Х1 = (Текущие активы — Текущие пассивы) / Общие активы;

Х2= Сумма резервов предприятия / Общие резервы;

Х3 = Валовая прибыль / Общие активы;

Х^ = Стоимость обычных акций / Общие пассивы;

6,51; 3,26; 6,76; 1,05 — коэффициенты Альтмана. Если общий счет предприятия превышает 2,6, то считается, что оно имеет достаточно устойчивое финансовое положение, если счет меньше 1,1, то предприятие недалеко от банкротства.

Показатели деловой активности. Они говорят о том, насколько эф­фективно используются средства предприятия. К ним относят коэффи-


3.5. Методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений 139

циент оборачиваемости запасов, оборачиваемости собственных средств, общий коэффициент оборачиваемости.

Показатели активности (оборачиваемости) определяют, насколько хорошо предприятие использует свои ресурсы. Обычно показатели ак­тивности выражают соотношение между величиной выручки от реализа­ции и различными элементами активов. Наиболее употребляемыми по­казателями активности являются: оборачиваемость оборотных средств, основных средств и нематериальных активов.

Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительно­стью одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период (коэффициент обора­чиваемости).

Продолжительность одного оборота (оборачиваемость оборотных средств в днях) представляет собой отношение среднего остатка оборот­ных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период:

где Z — оборачиваемость оборотных средств, дни; О — средний остаток оборотных средств, руб.; t — число дней анализируемого периода (90, 360); В — выручка от реализации за анализируемый период, руб.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует размер объема выручки от реализации в расчете на один рубль оборот­ных средств:

где Ко коэффициент оборачиваемости, обороты.

Рост значения коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств.

Эффективность использования основных фондов измеряется показа­телями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача основных фондов определяется отношением объема выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача нематери­альных активов определяется отношением объема выручки к среднегодо­вой стоимости нематериальных активов. Рост фондоотдачи свидетель­ствует о повышении эффективности использования основных фондов и нематериальных активов. Показатель, обратный фондоотдаче, называет­ся фондоемкостью.


140___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

Показатели рентабельности. Они позволяют судить о прибыльности предприятия. Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется аб­солютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности — это сумма прибыли (доходов). Относительный показатель доходности — уровень рентабельности.

Рентабельность является важнейшим качественным показателем ра­боты предприятия, в котором обобщается состояние доходов, затрат, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов. Все виды показателей рента­бельности подразделяются на три группы: 1) рентабельность продаж; 2) рентабельность фондов (капитала, активов); 3) рентабельность вло­жений в предприятие, которые с разных позиций отражают эффектив­ность хозяйственной деятельности предприятия.

Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) к выручке от реализации и отражает зависимость между прибылью и выручкой, а также показы­вает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара:

где R{ рентабельность продаж; П — прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), руб.; Т— выручка от реализации (товарообо­рот), руб.


где R2 рентабельность капитала, активов; К — капитал, руб.; Оосн основные фонды, руб.; Ооб оборотные средства, руб.; На — нематери-

Рентабельность производственных фондов (капитала, активов) пред­приятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чис­той) и средней стоимости основных, оборотных средств и нематериаль­ных активов:


3.5. Методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений 141

альные активы, руб.; 3 — текущие затраты, руб.; Зп затраты на закупку товаров, руб.; 3j — затраты на заработную плату, руб.; За амортизаци­онные отчисления, руб.; Зпк сумма процентов за пользование креди­том, руб.; 3nj прочие издержки обращения, руб.

Эта формула позволяет произвести углубленное толкование поня­тия рентабельности с использованием различного количества факторов разного вида: абсолютных факторов (прибыль, капитал); относитель­ных факторов (рентабельность продаж, фондоотдача) и показателей интенсификации использования ресурсов: Зп — затратоемкость; Зз /Т — зарплатоемкость; За /Т — амортизациеемкость; Осна ско­рость оборачиваемости основного капитала; Об /Т— скорость оборачи­ваемости оборотного капитала; На /Т— скорость оборачиваемости не­материальных активов.

Капитал можно рассмотреть не только как совокупность основных и оборотных средств, но и как совокупность собственных и заемных. Тог­да формула примет несколько другой вид:

где R2 рентабельность капитала; Ск собственный капитал, руб.; Зк привлеченные средства, руб.

Этот коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия. Его снижение свидетельствует о падающем спросе на товары и о перенакоплении активов.

Рентабельность вложений в предприятие рассчитывается как отно­шение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений:

где jR3 — рентабельность вложений в торговое предприятие; Д — дохо­ды от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях, руб.; ДВ — долгосрочные финансовые вложения, руб.

Рост величины данного коэффициента свидетельствует об увеличе­нии эффективности вложений в предприятие.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборот­ных средств для расчета рентабельности применяются и другие показа­тели. Особое значение среди них имеют издержки. Сопоставление при­были с затратами показывает, какова доля прибыли на каждый рубль


142___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

расходов. К другим показателям эффективности можно отнести отно­шение прибыли к численности персонала и др. Каждый показатель под­черкивает определенный аспект результатов деятельности предприятия. Они не имеют нормативных значений, зависят от множества факторов и существенно варьируются по предприятиям различного профиля, раз­мера, структуры активов и источников средств.

Большой интерес представляют показатели, имеющие связь с дви­жением акций. К ним относятся балансовые показатели; показатели, относящиеся к курсам; показатели, относящиеся к акциям. К балансо­вым показателям относят оборот, поток наличности и нетто-итог.

Показатели, которые относятся к акциям, рассчитываются на одну акцию. К ним относят: дивиденд на одну акцию, кэшфлоу на одну акцию или итог на одну акцию. Они дополняются коэффициентом дивиденд­ной отдачи, характеризующимся соотношением между величиной ди­виденда и ценой акции и коэффициентом выплачиваемое™, который позволяет оценить, какую долю в чистом доходе корпорации составля­ют выплачиваемые дивиденды. Используя данные показатели, можно сопоставить степень доходности акций различных эмитентов, а также различных фондовых инструментов и направлений инвестирования.

Показателями, относящимися к курсам, являются: дивидендный фак­тический доход (p/e-ratio), отношение «курс/прибыль» (KGV) или отношение «курс/кэшфлоу» (KCV).

p/e-ratio определяется как отношение курсовой стоимости к величине чистой прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию. Коэффициент выше у корпораций с более высокими перспективами роста и ниже — с нестабильным положением.

Аналитический показатель отношения «курс/прибыль» как соотноше­ние между фактическим курсом и прибылью в расчете на одну акцию зача­стую используется для того, чтобы отличить заниженную акцию от завы­шенной акции. Отношение «курс/прибыль» показывает, какое кратное итога в данный момент платится за акцию. Иначе говоря, сколько лет потребует­ся фирме, чтобы при постоянном размере готовой прибыли заработать сум­му, равную сегодняшней стоимости акции этого предприятия.

После расчета этого коэффициента компании он сравнивается с ана­логичными показателями других компаний данной отрасли или со сред­ним отношением «курс/прибыль» на всем рынке. Это позволяет отли­чить относительно «дешевые» акции от относительно «дорогих».

Следующий коэффициент — это отношение «курс/кэшфлоу» (KCV) — рассчитывается на основе действительного курса акций, деленного на кэш­флоу в расчете на одну акцию компании.


3.5. Методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений 143

Сопоставление показателей KCV компаний или предприятий, как и сопоставление показателей KGV, следует осуществлять лишь в рамках одной конкретной отрасли. Причина этого — в делении отраслей на ка­питалоемкие и зарплатоемкие, а следовательно, и в разнице в кэшфлоу, которые, в свою очередь, изменяют показатель KCV. Капиталоемкие отрасли (электропромышленность, машиностроение) за счет высоких амортизационных отчислений имеют значительно больший кэшфлоу и более низкий показатель KCV.

Рассмотрение показателя KCV позволяет также составить представ­ление о цене акций в связи с поглощением. Для держателей акций с очень низким KCV представляется возможность приумножить свои инвестиции в связи с предложением компенсаций со стороны заинте­ресованных покупателей (так как покупатели, желающие приобрести контрольный пакет акций, в качестве покупной цены стараются пред­ложить, как правило, трехкратный кэшфлоу). Показатель KCV слу­жит также для оценки компаний, которые планируют размещать свои акции на бирже.

Инвестор, намеревающийся выгодно купить акции, должен исполь­зовать оба показателя: и KCV и KGV.

d/e-ratio исчисляется как отношение дивиденда по обыкновенной акции к ее курсовой стоимости. Дивидендный фактический доход по­казывает, какой процент на покупку одной акции выплачивается инвес­тору при постоянном размере дивиденда. Дивидендный фактический доход принимается во внимание лишь косвенно, поскольку он не имеет большого значения.

К инструментарию фундаментального анализа относятся также сле­дующие коэффициенты.

Бета-коэффициент определяет влияние общей ситуации на рынке в целом на конкретную ценную бумагу. Если он положителен, то эффек­тивность данной ценной бумаги аналогична эффективности рынка. Ко­эффициент считается мерой риска. При бета-коэффициенте больше единицы риск инвестиций выше, чем в среднем по рынку, а при бета-коэффициенте меньше единицы — наоборот.

R-квадрат (R-square) характеризует долю риска вклада в данную ценную бумагу. Чем ближе к нулю, тем более независимым является поведение акции по отношению к общей тенденции рынка. Поэтому предпочтительнее инвестировать в акции, для которых коэффициент выше.

Альфа-коэффициент характеризует соотношение свободного индек­са «Интерфакса» и акций отдельного предприятия. Если коэффициент


144___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

положителен, то бумага недооценена рынком. Поэтому ценную бумагу со значением коэффициента больше нуля рекомендуется включать в портфель инвестиций в первую очередь.

Коэффициент К. Показатель свидетельствует об уровне ликвидно­
сти — равен среднему геометрическому между количеством котировок
на покупку и количеством котировок на продажу в процентах от числа
котировок, представленных в базе данных Агентства финансовой ин­
формации (АФИ). Меньшему значению спрэда соответствует большее
значение показателя К.

Результаты анализа данных коэффициентов можно сравнивать со стандартами, с аналогичными показателями западных компаний или других эмитентов в исследуемом секторе рынка.

4. Моделирование цены ценных бумаг. Используя соответствующие
показатели и методы, финансовые аналитики:

* определяют внутреннюю стоимость ценной бумаги. Эта процедура
включает в себя прогноз будущего потока денежных средств, оценку
требуемой доходности ценной бумаги при заданных характеристи­
ках риска, дисконтирование ожидаемых потоков денежных средств
инвестиций в соответствии с требуемой доходностью;

* сопоставляют внутреннюю стоимость с текущим рыночным кур­
сом ценной бумаг и;

* оценивают соответствующие издержки и риски;

* анализируют факторы, влияющие на цену ценной бумаги;
» определяют стоимость ценной бумаги;

* делают главный вывод: занижена или завышена стоимость этой кор­
порации по сравнению с реальной стоимостью ее активов. Под недо­
оцененными акциями понимаются ценные бумаги корпораций, ры­
ночная цена которых значительно ниже их стоимости, определяемой
как отношение дивиденда к проценту.

Основной недостаток фундаментального анализа заключается в том, что он не учитывает реальных изменений, колебаний цен и предпола­гает, что стоимость ценных бумаг стабильная или равномерно изменя­ющаяся.

Фундаментальный анализ является ведущим направлением в анали­зе акций на рынке ценных бумаг и помогает делать выводы в отношении оценки движения акций. Дополняет его технический анализ.

Технический анализ — это изучение состояния фондового рынка, т. е. данных о ценах в прошлом и выявление тенденций для определения ди­намики цен, их цикличности в настоящем и будущем, установление трен-


3.5. Методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений 145

дов. Сторонники школы «технического» анализа исходят из того, что в биржевых курсах уже отражены все те сведения, которые лишь впо­следствии публикуются в отчетах фирм и становятся объектом утра­тившего смысл «фундаментального» анализа. Технический анализ изу­чает конкретное соотношение спроса и предложения ценных бумаг на основе объема операций по купле-продаже и курсам, т. е. сами измене­ния цен на фондовом рынке.

Основным базовым положением технического анализа является: на
рынке ценных бумаг существуют тренды, т. е. устойчивое движение
цен в одном направлении, которые сохраняются независимо от слу­
чайных колебаний, возникающих по тем или иным особым причинам.
Трендовая линия является основным инструментом технического ана­
лиза в определении поворотов рынка и поиске благоприятных для со­
вершения сделок моментов. Уклон трендовой линии вверх или вниз
показывает направление тенденции к повышению или понижению курса
акций.

i Цель анализа тренда заключается: 1) в оценке текущего направления динамики цены (тренда); 2) в оценке срока и периода действия данного направления; 3) в оценке амплитуды колебания цены в действующем направлении (отклонение от текущих котировок).

Тренд — это определенное движение цены вверх или вниз. Различа­ют три типа трендов:

» бычий тренд — цены движутся вверх: цены растут выше и быстрее, чем падают;

* медвежий тренд — цены движутся вниз: цены падают ниже и быс­
трее, чем растут;

* боковой тренд — определенного направления движения цены нет.

К ним применяются следующие законы движения: «действующий тренд с большей вероятностью продлится, чем изменит направление» и «тренд будет двигаться в одном и том же направлении, пока не ослабеет»1.

Тренд имеет срок действия, т. е. жизненный цикл. Тренд может быть краткосрочного, долгосрочного и среднесрочного действия. Долгосроч­ный тренд длится 2-2,5 года, среднесрочный — от 3 месяцев до года, краткосрочный — от 1 дня до 3 месяцев.

Определить срок жизни тренда можно с помощью анализа жизненно­го цикла тренда, который состоит из 3 периодов: начало тренда, зре­лость тренда, завершение тренда.

' Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник/ Под ред. О. И. Дектяревой, Н. М. Коршунова, Е. Ф. Жукова. - М.: Юнити, 2003.


Рис.3.5.1. Линейный график

Очень важно точно определить длину цикла и его амплитуду: слабое изменение курса (в узком коридоре), сильное изменение курса (как правило, изменение более чем на 1% за сутки или более чем на 0,3% за календарный час).

Определив эти три составляющие динамики цены, можно с опреде­ленной долей уверенности покупать или продавать исследуемую цен­ную бумагу.

Технический анализ сводится к построению диаграмм и графиков, отражающих показатели объема торговли и другие факторы. Графиче­ский анализ используется, так как: 1) позволяет выполнить реальный прогноз цен; 2) определяет точное время событий; 3) фиксирует дина­мику цен и выявляет устойчивые тенденции.

При техническом анализе используются в основном три вида графи­ков: 1) линейные; 2) в виде столбцов; 3) в виде точек и фигур.

1. Линейный график — это непрерывная линия, которая отражает раз­витие курсов закрытия. Применяется, когда определяется только единый курс или когда не хотят тратить время на котировку курсов открытия, минимального и максимального курсов или когда из-за минимальных отклонений, которые имеются в течение дня у ценных бумаг, необяза­тельно подробное отражение курса (рис. 3.5.1).

Линия сопротивления — это линия, выше которой цена акции не долж­на подниматься. Преодоление цены акции данной линии сопротивления служит сигналом для ее покупки, так как в этом случае ожидается даль­нейший рост курсовой стоимости ценной бумаги, поскольку она пере­шагнула через определенный психологический барьер инвесторов.


Рис. 3.5.2. График в виде столбцов

Линия поддержки — это линия, ниже которой цена акции не должна опускаться. Если курсовая стоимость акции падает ниже данного уров­ня, считается, что она будет падать и дальше и акцию следует продать.

Преимущество линейных графиков состоит в простоте составления и в обозримости формы. Недостаток заключается в том, что небольшие изменения спроса и предложения, которые обнаруживаются при непре­рывной котировке, не отражаются.

2. График в виде столбцов — это графическое отражение курсов откры­
тия, максимальных и минимальных курсов и курсов закрытия отчетного
периода. Для каждой единицы времени (например одного дня) самый выс­
ший и самый низший курсы периода соединяются, в результате чего полу­
чается столбец. Обычно у столбца отмечается точкой с левой стороны курс
открытия, а с правой стороны — курс закрытия (рис. 3.5.2).

С помощью графика становятся очевидным размер отклонений в день и небольшие изменения спроса и предложения. Если, например, курс закрытия имеет тенденцию приближаться к минимальному курсу дня, то это признак слабости ценной бумаги с точки зрения технического анализа, и наоборот.

На практике Используются недельный, месячный и даже годовой стол­биковые графики.

3. График в виде точек и фигур — этот график является инструментом
анализа, который графически отображает изменение соотношения спро­
са и предложения и дает сигналы на куплю и продажу (рис. 3.5.3). Движе-


148___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

ние курса отмечается на графике вертикально, пока курс изменяется в одном направлении. Когда происходит изменение направления, тогда начинают отмечагь курс в новой колонке, справа от старой, где опять от­мечается изменение курса вертикально. Но здесь не учитывается время, за которое происходит движение курса (отмечается число недели). По­вышение курса на одну единицу (заранее договоренное число, например 10 копеек) отмечается знаком X, а снижение — знаком О. В качестве пере­ломного минимума в следующем периоде выбирают одно очко (расстоя­ние между двумя единицами) на оси курса. Это означает, что изменение тенденции курса только тогда указывается на графике новой колонкой, когда это изменение тенденций составляет полную единицу. Начинают новую колонку только то


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: