double arrow

Методы и формы организации контроля

Устный опрос по математикев начальных классах, чаще всего, строится как диалог учителя не с одним учеником, а со всем классом (ответы с места). На первых этапах обучения проводится тогда, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа - небольшая по времени (5-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.

Такой вид работы при деятельностной технологии, на которую ориентируются современные образовательные системы обучения, принципиально отличается от похожих работ по обычной технологии, где функцию контроля и оценки берет на себя учитель. Особенность данного вида работы при деятельностной технологии заключается в том, что самостоятельность действий учащихся не сводится только к выполнению предложенных заданий, но и включает самостоятельный контроль и оценку своих действий; Такие работы проводятся регулярно после определенного этапа усвоения учащимися каких либо знаний, как правило, после коллективной (групповой) работы детей.

Задача таких работ:

§ определение самими учащимися уровня освоения предложенного материала,

§ выработка «инструмента» самоконтроля и самооценки по данной теме.

Учитель подключается к проверке и оценке только в том случае, если от учащегося поступит запрос на помощь в проверке данной работы. После самостоятельной работы обязательно следует коллективный разбор выполнения предложенных учителем заданий, при котором ученик может проверить:

· правильность решения заданий;

· правильность способов проверки;

· объективность своей оценки выполненной работы.

Полезно тексты самостоятельных работ не собирать учителем, а оставлять у детей, чтобы они с ними работали и заносили результат оценивания в специальные «карты» своих умений и знаний.

Самостоятельная работа может проводиться фронталь-но, небольшими группами и индивидуально. Так, напри-мер, индивидуальную самостоятельную работу может по-лучить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замед-ленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застен-чивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. Такие дети часто встречаются в первом классе. В этом случае хорошо выполненная работа стано-вится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные самостоятель­ные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по от­дельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по многоуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития само­контроляи самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные рабо­ты по многоуровневым вариантам.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания.Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Наиболее ценным для учителя начальных классов является критериально-ориентированное тестирование, которое при правильном его использовании позволяет получить результаты усвоения темы на уроке и уже следующий урок планировать с учетом результатов тестирования.

Отметим одну важную особенность тестов этого вида: ограничение области критериально-ориентированного измерения материалом, допускающим последовательное структурирование, анализ и исчисление. Критериально-ориентированные тесты целесообразно и возможно применять на материале, допускающем строгую формализацию и четкое структурирование. Только в этом случае, можно выделить конечное число компонентов усвоения, производить количественный учет усвоения последних и говорить об измерении степени усвоения каждого компонента (структурной части, операции) изучаемого материала. Например, в математике для начальных классов этот вид тестирования можно успешно применять для проверки усвоения какого-либо учебного умения, в состав которого входит ряд операций, либо понятия, в котором можно выделить ряд существенных признаков. Например, с помощью этого вида тестирования можно диагностировать все вычислительные и измерительные умения, сформированность понятия задача и умение решать задачи, неравенства и уравнения и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: