Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра математики и методики ее преподавания в начальных классах
В.П. Ручкина, Л.В. Воронина
Методика математики
В начальных классах
Учебное пособие
Екатеринбург 2008
УДК 372.72 (075.8) ББК Ч426.25 Р 92 |
Авторы:
кандидат педагогических наук,
доцент В.П. Ручкина
кандидат педагогических наук,
доцент Л. В. Воронина
Рецензент:
доктор педагогических наук,
профессор С.А. Новоселов
Р 92 | Ручкина, В.П. |
Методика математики в начальных классах [Текст]: учебное пособие /В.П. Ручкина, Л.В. Воронина, Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 283 c. ISBN Пособие составлено в соответствии с программой курса «Методика преподавания математики» в рамках стандарта подготовки студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования». В пособии раскрываются вопросы теории и методики обучения математике младших школьников, представлены задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям. Пособие направлено на формирование творческого и профессионального потенциала будущего учителя начальной школы. материалы предназначены для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. УДК 372.72 (075.8) ББК Ч426.25 |
ISBN | ©Ручкина В.П. [Текст], 2008 © Воронина Л.В. [Текст], 2008 © ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2008. |
Оглавление
Основные виды деятельности учителя | |
1. Методика преподавания математики как учебный предмет 1.1. Методика преподавания математики как наука 1.2. Методы обучения математике в начальной школе 1.3. Средства обучения математике 1.4. Организационные формы обучения математике 1.5. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся 1.6. Формирование действий контроля и оценки 1.7. Внеклассная работа по математике Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
2. Развитие учащихся начальной школы в процессе обучения математике 2.1. Роль математики в развитии учащихся 2.2. Приемы учебной деятельности и их формирование у младших школьников Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
3. Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы и ДОУ 3.1. Анализ программ по математике для начальной школы 3.2. Анализ программ по математическому развитию для ДОУ Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
4. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки 5. Методика формирования вычислительных умений и навыков 5.1. Общие сведения о формировании письменных и устных вычислений | |
5.2. Понятие «вычислительный прием» 5.3. Вычислительный навык и его качества Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
6. Методика обучения решению задач 6.1. Понятие арифметической задачи 6.2. Общие вопросы методики обучения решению задач 6.3. Обучение решению простых задач 6.4. Ознакомление младших школьников с составной задачей 6.5. Методика ознакомления с алгебраическим методом решения задач Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
7. Методика изучения алгебраического материала 7.1. Выражения и их виды в курсе математики начальной школы 7.2. Изучение равенств и неравенств в курсе математики начальных классов 7.3. Изучение уравнений в курсе математики начальных классов 7.4. Порядок выполнения действий в выражениях Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
8. Методика изучения геометрического материала Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
9. Методика работы над величинами 9.1. Понятие величины 9.2. Изучение величин в начальном курсе математики Цели семинаров по данной содержательной линии Задания для самоподготовки | |
Литература | |
Основные виды деятельности учителя
В процессе профессионального обучения будущий учитель начальных классов получает разностороннюю подготовку. Каждая учебная дисциплина образовательно-профессиональной программы по специальности, в том числе и методика преподавания математики в начальных классах, вносит свой вклад в профессиональное становление педагога.
Содержание деятельности учителя начальных классов в процессе обучения младших школьников математике опирается на определенные профессиональные знания:
· о различных аспектах постановки целей обучения математике (цели изучения тем, разделов, методов, решения задач, формирования математических представлений и понятий и др.);
· о приемах активизации принятия учащимися целей изучения учебного материала;
· о специфике учебных, математических и методических задач и приемах их постановки;
· знание подходов к формированию различных математических понятий (натуральное число, действия над числами и соответствующие им свойства и др.), определенных классов математических, учебных и методических задач;
· о средствах обучения, способах их реализации при обучении, соответствии средств обучения целям и методам обучения;
· о приемах организации деятельности учащихся и управления этой деятельностью;
· о различных формах контроля и приемах оценки деятельности учащихся, формирования их самооценки.
· о закономерностях математического и логического развития учащихся младшего школьного возраста и др.
Методика математики в начальных классах как учебный предмет обеспечивает формирование ряда методических умений. Из девяти групп основных педагогических умений (по А.К. Марковой), которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, методика математики в начальных классах в наибольшей степени должна обеспечить формирование умений позволяющих ответить на ряд вопросов:
· Зачем надо учить математике?
· Что надо изучать?
· Как надо обучать математике?
· Как оценивать результаты обучения математике?
В связи с предметной сложностью и спецификой применения в педагогической практике методические умения можно разделить на несколько постепенно усложняющихся групп. Приводим одну из возможных группировок методических умений.
Первая группа методических умений включает следующие умения:
· выполнять логико-математический анализ определений математических понятий, математических утверждений, правил, алгоритмов, сюжетных математических задач;
· выполнять логико-дидактический анализ конкретного, самого минимального, содержательно законченного раздела учебного материала учебника, чаще всего пункта;
· организовывать поиск решения математической задачи, обоснования математического утверждения;
· подбирать задания для обучения понятиям, обоснованию математических утверждений, формированию правила или построению алгоритма;
· изготовлять простейшее учебное или наглядное пособие, материал для использования информационных технологий в обучении и др.;
· работать со справочником, таблицей и другими аналогичными материалами и обучать этой работе учащихся;
· подбирать литературу, которую можно использовать при изучении конкретного вопроса (задачи, пункта учебника) и составлять соответствующую картотеку;
· составлять систему вопросов для фронтальной проверки усвоения определенного конкретного знания (понятия, правила и т п.), составлять самостоятельную работу для проверки определенных математических или учебных умений учащихся, использовать различные виды тестирования для проверки конкретных знаний и умений учащихся;
· оценивать письменную обучающую или контрольную работу и анализировать ее результаты.
· располагать материал на доске, оформлять решение сюжетной задачи, нахождение значения числового выражения или выражения с переменной и др.
Вторая группа методических умений с учетом педагогической специфики изучения учебного материала и включает следующие умения:
· определять цели изучения конкретного учебного материала (определения понятия и др.);
· на основе поставленной цели изучения учебного материала выполнять его логико-дидактический анализ (выделять основной материал, ведущие идеи темы, типизировать математические задачи и др.);
· мотивировать изучение конкретного учебного материала (темы, математической задачи, и др.);
· четко ставить учебную задачу и отбирать соответствующие ей учебные действия и операции;
· организовывать деятельность учащихся и управлять ею в процессе решения учебной задачи (приемы постановки вопросов, подбор средств решения учебной задачи, постановка организующих и управляющих вопросов и вариантов одного и того же вопроса, приемы реакции на ответ и др.);
· составлять календарный план темы на основе ее логико-дидактического анализа;
· подбирать материал к уроку и писать конспект или развернутый план урока;
· анализировать урок с учетом целей его проведения и учебного материала;
· анализировать ответ учащегося, давать ему оценку;
· реферировать и рецензировать статьи (пособия) дидактического, педагогического и психологического содержания;
· составлять картотеку к докладу, для изучения конкретной темы.
Третья группа методических умений синтезирует все ранее сформированные умения и реализуется на любом учебном материале. Эта группа включает следующие методические умения:
· выполнять логико-дидактический анализ школьных учебников, учебных комплектов, а также анализ реализации в учебниках определенной математической идеи, линии;
· определять иерархию целей обучения конкретной теме, курсу, предмету и конструировать систему ее реализации;
· создавать вариативную методику изучения определенной темы, раздела с учетом поставленных целей и реальных условий обучения.
Данная классификация методических умений отражает реальный процесс их становления и может быть ориентиром для определения последовательности формирования названных умений через систему теоретической и практической подготовки. Большая часть этих умений формируется в процессе изучения методических дисциплин, в частности, при изучении методики математики в начальных классах, другая часть в процессе прохождения педагогической практики и при изучении базовых дисциплин [29].
В становлении методических умений необходимо различать несколько уровней их сформированности.
Первый уровень сформированности методических умений сводится к осознанию цели выполнения того или иного методического или учебно-познавательного действия, осмыслению его операционного состава, поиску способов их выполнения. Сам процесс выполнения этих методических приемов и способов деятельности чаще всего осуществляется на основе образца, предложенного в инструкции.
Второй уровень характеризуется переносом отдельных сформированных методических умений, а иногда и целых их комплексов на новые предметные объекты и более крупные блоки учебного материала (на метод, тему, тип математических задач и т. п.). Этот перенос чаще всего осуществляется на основе осознания цели и путем использования общих рекомендаций и общих эвристик.
Третий уровень — высокоразвитое методическое умение, которое определяется осознанием не только цели, но и мотивов, средств, способов деятельности. Этому уровню характерно соответствие между использованием различных средств, методических приемов и конкретной педагогической ситуацией.
Выделенные выше группы и уровни сформированности методических умений могут служить ориентиром для организации лекционных, практических и лабораторных занятий.
Для проведения мероприятий контрольного характера удобнее пользоваться более формализованным алгоритмом оценки знаний, умений и навыков студентов. В частности, на контрольных мероприятиях (экзамене) по методике математики можно пользоваться следующей технологией оценивания.
Обобщенными показателями усвоения методических умений по такой дисциплине как методика преподавания математики в начальных классах могут служить специфические для этой дисциплины умения выполнять логико-математический и логико-дидактический анализ учебного материала. Четко сформулировав умения, относящиеся к логико-математическому и логико-дидактическому анализу учебного материала, выделив критерии оценки этих умений, можно сформулировать уровни сформированности методических умений, которые можно использовать на текущем или итоговом экзамене по методике преподавания математики в начальных классах.