ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ – денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов и накоплений в результате производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг.
Основными задачами статистики финансов является:
Ø изучение состояния и развития финансово-денежных хозяйствующих субъектов,
Ø анализ объёма и структуры источников формирования финансовых ресурсов,
Ø выявление направлений использования денежных средств,
Ø анализ уровня динамики прибыли, рентабельности предприятия,
Ø оценка финансовой устойчивости и состояния платёжеспособности,
Ø оценка выполнения хозяйствующим субъектом финансово-кредитных обязательств.
Прибыль –. В зависимости от содержания и порядка расчёта различают:
1. прибыль от реализации – рассчитывается как разность между ценой, по которой предприятие продаёт продукцию и себестоимостью этой продукции:
ПР=(Σ p1q1 – Σ z1q1) + (Σ p0q0 – Σ z0q0), где p1p0 – цена за единицу продукции в базисном и отчётном периодах соответственно;
|
|
q1,q0 – количество продукции;
z1,z0 – себестоимость единицы продукции.
2. балансовая прибыль – определяется путём добавления или исключения величины прибыли, получаемой от реализации продукции, работ, услуг и внереализационных прибылей или убытков (штрафы, реализация амортизированного оборудования и т.д.)
ПБ = ПР±В, где В - внереализационная прибыль или убытки.
3. расчётная прибыль – в отличие от балансовой не включает отчисления в порядке взносов в госбюджет, платы за фонды, прибыль используемая по целевому назначению и т.д.
РП = ПБ – плата за фонды, % за кредит и т.д. – П используемая по назначению
Рентабельность – относительный показатель, который позволяет в общем виде охарактеризовать прибыльность работы предприятия.
В зависимости от задач исследования, специфики учёта в отрасли, выпускаемой продукции показатель рентабельности может быть рассчитан различными способами.
Различают показатели общей и расчётной рентабельности.
1. общая рентабельность = П бал: Ф, где Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), нематериальных активов (НМА) и материальных оборотных средств.
2. Расчётная рентабельность= РП: ОПФ
Статистический анализ рентабельности, прежде всего, заключается в сравнении её уровней за различные периоды, а также в измерении факторов, влияющих на её величину.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ – авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения. Деловая активность предприятия в финансовом отношении измеряется посредством показателя общей оборачиваемости капитала.
|
|
Коб = В:О, где В – выручка от реализации продукции,
О – средний остаток оборотных средств.
Средняя продолжительность одного оборота показывает время (в днях), в течение которого средства могут обернуться один раз.
n = Д: Коб, где Д - количество дней в периоде.
Чем быстрее оборачиваемость, тем меньше средств требуется и тем выше эффективность производства. Увеличение общей оборачиваемости капитала может происходить за счёт не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и роста цен из-за инфляции.
Для оценки платёжеспособности предприятия используются характеристики, отражающие удовлетворённость структуры их балансов. В первую очередь к ним относится ликвидность
ЛИКВИДНОСТЬ – понятие, характеризующее подвижность активов предприятия. Она проявляется в её способности своевременно погашать свои долговые обязательства.
Клик. = Дса: (Ра – ДКЗ), где Дса – денежные средства и прочие активы,
Ра – расчётные денежные и прочие пассивы,
ДКЗ – долгосрочные кредиты и займы.
В дополнение к коэффициенту ликвидности обычно рассчитывается коэффициент срочной ликвидности и текущей ликвидности.
1. Кс = Анл: (ЗС + Кз), где Анл – наиболее ликвидные активы (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги),
ЗС – заёмные средства и краткосрочные кредиты,
Кз – кредиторская задолженность.
Значение коэффициента срочной ликвидности считается благоприятным, если оно превышает 0,7 – 0,8%.
2. Кт = Фоб: ∑Онд, где Фоб – фактическая величина оборотных средств находящихся в наличии у предприятия,
Онд – наиболее срочные долговые обязательства (краткосрочные кредиты банков и т.д.).
При Кт = 1, хозяйствующий субъект является не кредитоспособным или имеющиеся денежные средства недостаточны для покрытия краткосрочной задолженности; при Кт = 1 – 1,5 – кредитоспособность ограничена; при Кт > 1,5 – кредитоспособность достаточна.
46. Сущность и назначение индекса потребительских цен.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) используется для оценки динамики цен на потребительские товары.
Система индексов потребительских цен, которые рассчитываются в России, включает:
1) сводный ИПЦ, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
2) ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, которые показывают изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;
3) индекс стоимости прожиточного минимума, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;
4) ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;
5) сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.
В основе расчета ИПЦ лежат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифы на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров-представителей.
Расчет ИПЦ осуществляется:
1) к предыдущему месяц (или периоду);
2) к декабрю предыдущего года (или кварталу);
3) к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.
Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов:
1) на первом этапе рассчитываются индивидуальные индексы цен товара или услуги по городу как частные от деления средних арифметических цен;
2) на втором этапе на основе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, рассчитываются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, РФ;
|
|
3) на третьем этапе на основе агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, РФ в целом.
ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейраса:
где рj0 и рj1 – цена j-го товара или услуги в базисном и t-ом периоде соответственно.
Весами при расчете ИПЦ являются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств.
В составе системы индексов цен производителей выделяют индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную и другую продукцию.
Индексы цен промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.
Построение индексов цен на промышленную продукцию осуществляется в несколько этапов:
1) на первом этапе отбираются базовые предприятия и товары-представители для наблюдения;
2) на втором этапе определяется порядок регистрации цен;
3) на третьем этапе выбираются веса и расчетные формулы.
Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой показатели динамики уровня цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции состоит из двух групповых индексов:
1) индекса цен реализации продукции растениеводства, который состоит из 14 индексов (зерновые, масличные культуры, картофель, различные виды овощей и др.);
2) индекса цен реализации продукции животноводства, который состоит из 6 индексов (скот и птица, молоко и молочные продукты и др.).