Система наиболее важных показателей финансовой статистики

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ – денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов и накоплений в результате производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг.

Основными задачами статистики финансов является:

Ø изучение состояния и развития финансово-денежных хозяйствующих субъектов,

Ø анализ объёма и структуры источников формирования финансовых ресурсов,

Ø выявление направлений использования денежных средств,

Ø анализ уровня динамики прибыли, рентабельности предприятия,

Ø оценка финансовой устойчивости и состояния платёжеспособности,

Ø оценка выполнения хозяйствующим субъектом финансово-кредитных обязательств.

Прибыль –. В зависимости от содержания и порядка расчёта различают:

1. прибыль от реализации – рассчитывается как разность между ценой, по которой предприятие продаёт продукцию и себестоимостью этой продукции:

ПР=(Σ p1q1 – Σ z1q1) + (Σ p0q0 – Σ z0q0), где p1p0 – цена за единицу продукции в базисном и отчётном периодах соответственно;

q1,q0 – количество продукции;

z1,z0 – себестоимость единицы продукции.

2. балансовая прибыль – определяется путём добавления или исключения величины прибыли, получаемой от реализации продукции, работ, услуг и внереализационных прибылей или убытков (штрафы, реализация амортизированного оборудования и т.д.)

ПБ = ПР±В, где В - внереализационная прибыль или убытки.

3. расчётная прибыль – в отличие от балансовой не включает отчисления в порядке взносов в госбюджет, платы за фонды, прибыль используемая по целевому назначению и т.д.

РП = ПБ – плата за фонды, % за кредит и т.д. – П используемая по назначению

Рентабельность – относительный показатель, который позволяет в общем виде охарактеризовать прибыльность работы предприятия.

В зависимости от задач исследования, специфики учёта в отрасли, выпускаемой продукции показатель рентабельности может быть рассчитан различными способами.

Различают показатели общей и расчётной рентабельности.

1. общая рентабельность = П бал: Ф, где Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), нематериальных активов (НМА) и материальных оборотных средств.

2. Расчётная рентабельность= РП: ОПФ

Статистический анализ рентабельности, прежде всего, заключается в сравнении её уровней за различные периоды, а также в измерении факторов, влияющих на её величину.

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ – авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения. Деловая активность предприятия в финансовом отношении измеряется посредством показателя общей оборачиваемости капитала.

Коб = В:О, где В – выручка от реализации продукции,

О – средний остаток оборотных средств.

Средняя продолжительность одного оборота показывает время (в днях), в течение которого средства могут обернуться один раз.

n = Д: Коб, где Д - количество дней в периоде.

Чем быстрее оборачиваемость, тем меньше средств требуется и тем выше эффективность производства. Увеличение общей оборачиваемости капитала может происходить за счёт не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и роста цен из-за инфляции.

Для оценки платёжеспособности предприятия используются характеристики, отражающие удовлетворённость структуры их балансов. В первую очередь к ним относится ликвидность

ЛИКВИДНОСТЬ – понятие, характеризующее подвижность активов предприятия. Она проявляется в её способности своевременно погашать свои долговые обязательства.

Клик. = Дса: (Ра – ДКЗ), где Дса – денежные средства и прочие активы,

Ра – расчётные денежные и прочие пассивы,

ДКЗ – долгосрочные кредиты и займы.

В дополнение к коэффициенту ликвидности обычно рассчитывается коэффициент срочной ликвидности и текущей ликвидности.

1. Кс = Анл: (ЗС + Кз), где Анл – наиболее ликвидные активы (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги),

ЗС – заёмные средства и краткосрочные кредиты,

Кз – кредиторская задолженность.

Значение коэффициента срочной ликвидности считается благоприятным, если оно превышает 0,7 – 0,8%.

2. Кт = Фоб: ∑Онд, где Фоб – фактическая величина оборотных средств находящихся в наличии у предприятия,

Онд – наиболее срочные долговые обязательства (краткосрочные кредиты банков и т.д.).

При Кт = 1, хозяйствующий субъект является не кредитоспособным или имеющиеся денежные средства недостаточны для покрытия краткосрочной задолженности; при Кт = 1 – 1,5 – кредитоспособность ограничена; при Кт > 1,5 – кредитоспособность достаточна.


46. Сущность и назначение индекса потребительских цен.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) используется для оценки динамики цен на потребительские товары.

Система индексов потребительских цен, которые рассчитываются в России, включает:

1) сводный ИПЦ, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;

2) ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, которые показывают изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;

3) индекс стоимости прожиточного минимума, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;

4) ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;

5) сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.

В основе расчета ИПЦ лежат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифы на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров-представителей.

Расчет ИПЦ осуществляется:

1) к предыдущему месяц (или периоду);

2) к декабрю предыдущего года (или кварталу);

3) к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.

Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов:

1) на первом этапе рассчитываются индивидуальные индексы цен товара или услуги по городу как частные от деления средних арифметических цен;

2) на втором этапе на основе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, рассчитываются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, РФ;

3) на третьем этапе на основе агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, РФ в целом.

ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейраса:

где рj0 и рj1 – цена j-го товара или услуги в базисном и t-ом периоде соответственно.

Весами при расчете ИПЦ являются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств.

В составе системы индексов цен производителей выделяют индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную и другую продукцию.

Индексы цен промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.

Построение индексов цен на промышленную продукцию осуществляется в несколько этапов:

1) на первом этапе отбираются базовые предприятия и товары-представители для наблюдения;

2) на втором этапе определяется порядок регистрации цен;

3) на третьем этапе выбираются веса и расчетные формулы.

Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой показатели динамики уровня цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции состоит из двух групповых индексов:

1) индекса цен реализации продукции растениеводства, который состоит из 14 индексов (зерновые, масличные культуры, картофель, различные виды овощей и др.);

2) индекса цен реализации продукции животноводства, который состоит из 6 индексов (скот и птица, молоко и молочные продукты и др.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: