Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ [2].
Бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для:
1. бюджетного планирования:
2. управления процессом исполнения бюджетов;
3. ведения бюджетного учета;
4. составления бюджетной отчетности;
5. осуществления бюджетного контроля;
6. проведения анализа составления и исполнения бюджетов.
Бюджетную классификацию разрабатывает Министерство финансов РФ и действует она на основе Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. №115 –ФЗ. Согласно этому закону бюджетная классификация включает:
1) классификация доходов бюджетов;
2) классификация расходов бюджетов;
3) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
102. Федеральный бюджет: характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита.
Федеральный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный бюджет разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов [6].
Доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налоговых доходов;
- неналоговых доходов.
Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам [2].
Расходы федерального бюджета вызваны самим фактом наличия государства. Они представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы Федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов [2]:
1. обеспечение деятельности Президента РФ, Федеральной Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2. функционирование федеральной судебной системы;
3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7. государственная поддержка атомной энергетики;
8. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
9. федеральная инвестиционная программа;
10. финансовая поддержка субъектов РФ;
11. и другие расходы.
источники финансирования дефицита федерального бюджета могут быть как внутренние, так и внешние,.
К внутренним источникам относят:
Ø поступления от размещения государственных ценных бумаг РФ в валюте РФ;
Ø бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы РФ;
Ø кредиты кредитных организаций;
Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
Ø поступления от продажи акций и иных форм участия вкапитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
Ø поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней.
К внешним источникам финансирования относят:
1. государственные внешние заимствования в виде государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
2. кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.