double arrow

Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные

3.74. Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировки или поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами.

3.75. В практике существует два вида помещений ожидания выхода на сцену. Первый - для драматических и музыкально-драматических театров несколько меньший по размерам, обладает большей степенью комфорта. Второй - для музыкальных театров, имеет дополнительно зону разминки с соответствующим оборудованием. Он рекомендуется также для театров юного зрителя, пантомимы и других, искусство которых связано с интенсивным движением.

3.76. Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета единовременного количества артистов, м2 на одного артиста в каждое помещении, не менее: для драматического и музыкально-драматического театров - 1,7; театра музыкальной комедии - 1,8; оперы и балета - 1,9.

С учетом расстановки оборудования, каждое из помещений ожидания выхода на сцену обеспечивает возможность пребывания: в драматических и музыкально-драматических театрах от 10 до 15 исполнителей, в театрах музыкальной комедии - от 15 до 20, в театрах оперы и балета до 25 участников спектакля. Примеры планировки помещения ожидания выхода и состав оборудования приведены на рис. 20.

3.77. Предусматривается надежная звукоизоляция помещений ожидания выхода от сцены, что особенно существенно при размещении их в зоне первых планов. Принимаются специальные меры к тому, чтобы свет из помещения не попадал на сцену.

Противопожарная дверь, ведущая на сцену, открывается внутрь помещения, а дверь в комнату ожидания выхода - наружу. Размеры обеих дверей - ширина не менее 1 м и высота не менее 2,2 м.

Для драматических и музыкально-драматических театров покрытие пола рекомендуется выполнять рулонно-ворсовым ковром, возможны линолеум или рулонный пластик. Для балетных театров рекомендуются дощатые полы в зоне разминки и любое из указанных выше покрытий в остальных местах помещения.

Рис. 20. Примеры планировки помещений ожидания выхода на сцену (стрелкой показано направление выхода на сцену)

a - для драматических театров (единовременное пребывание 12 актеров); б - для театров музыкальной комедии, оперы и балета (единовременное пребывание 18-20 актеров); 1 - банкетки; 2 - диван; 3 - кресло; 4 - внутренний телефон; 5 - устройство для питьевой воды; 6 - место для перегримировки с гримировальным столом и трехстворчатым зеркалом; 7 - место зля быстрого переодевания с большим зеркалом; 8 - место для разминки; 9 - санитарный узел

3.78. Артистические уборные предназначены для переодевания в сценический или репетиционный костюм, наложения и снятия грима, гигиенических процедур, отдыха, отдельных этапов репетиционной работы и специального тренинга, работы с текстом и иными материалами.

3.79. В зависимости от числа артистов в помещении артистических уборные подразделяются на индивидуальные, рассчитанные на одного исполнителя, групповые - от 2 до 6 чел. и общие (или массовые), вмещающие более 6 артистов.

Для театральных зданий различного назначения (жанра) выполняются три основных вида артистических уборных: помещения драматических, музыкально-драматических актеров; вокалистов музыкальных театров; уборные балетных артистов.

В практике существует еще несколько разновидностей уборных, выполняемых по специальному заданию заказчика. Это - особые помещения для детей, занятых в спектаклях, уборные с расширенным составом помещений (кабинет, гримоуборная, ванная с санитарным узлом, массажная) для артистов, совмещающих прямые функции с административными и общественными (художественный руководитель, директор, депутат и т.д.), артистические уборные вокалистов, совмещенные с комнатами для занятий, комнаты для артистов ТЮЗов и театров кукол и пр. Все эти помещения значительно отличаются от основных видов по своим размерам и технологическому оборудованию.

3.80. Обычно индивидуальные артистические уборные закрепляются за артистами высшей категории и ведущими артистами труппы. Принято считать, что для драматических и музыкально-драматических трупп их число составляет около 1/3, а для музыкальных театров около 1/4. Возможно размещение ведущих артистов в групповые артистические уборные на 2 и 3 чел.

Артисты вспомогательного состава, мимического ансамбля, кордебалета и, частично, хора музыкальных театров занимают обычно общие уборные (на 12 чел.) и групповые (на 6 чел.). Актеры драмы II штатной категории занимают места в групповых уборных на 4 и 6 чел.

Количество и категория артистов театра в настоящее время и на перспективу предоставляются театром (ориентировочное представление о количестве артистов - дает прил. 5).

3.81. Принцип, положенный в основу рекомендуемого варианта (табл. 5) распределения штатного состава труппы по артистическим уборным носит название «ансамблевого», так как он создает максимально благоприятные условия для основного творческого ядра актерского коллектива. Противоположной структурой распределения является «звездная», широко практикуемая за рубежом, когда для одного - двух исполнителей - «звезд» создаются условия сверхкомфорта, а для остальных - необходимый минимум. В несколько трансформированном виде эта система может быть использована и в наших условиях (реконструкции, для малых сцен или театральных студий, в тех случаях, когда сценическая часть здания резко ограничена).

Таблица 5

Театр Среднее число артистов в труппе Количество помещений Всего артистических уборных
Индивидуальных на 1 чел. групповых на общих на 12 чел.
2 чел. 3 чел. 4 чел. 6 чел.
Драматический             -  
          - -  
Музыкально-драматический           - -  
          - -  
Музыкальной комедии         -      
               
Оперно-балетный                
               

3.82. Площади артистических уборных на одного артиста рекомендуется принимать согласно табл. 6.

Таблица 6

Количество артистов в помещении Площадь*, м2, не менее
для драматических артистов для артистов балета для вокалистов
       
    7,5 7,5
  4,5 5,5  
  3,5 4,5 -
    3,5 -
12**     -
* Площадь артистических уборных для драматических артистов и вокалистов на 1-3 чел. приведены из расчета: один санитарный узел (унитаз, умывальник, душ) на две артистические уборные. При проектировании подобного санитарного узла для каждой такой артистической уборной ее площадь увеличивается на 10 %. Артистические уборные для артистов балета на 1 - 2 чел. проектируются из расчета индивидуального санитарного узла в каждой. ** При проектировании драматических театров возможно не предусматривать.

3.83. Примеры планировочных решений артистических уборных с расстановкой основного оборудования приведены на рис. 21 - 23.

3.84. В театрах музыкальной комедии, оперы и балета целесообразно объединение артистических уборных вокалистов, рассчитанных на одного человека, с комнатами для занятий. По условиям акустики такое помещение не может быть менее 16 м2. Для него также предусматриваются повышенные требования к звукоизоляции с тем, чтобы работа солиста не мешала окружающим.

Рис. 21. Примеры планировки индивидуальных артистических уборных

а - для актера драматического театра (общая площадь 9 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); б - для солиста балета (общая площадь 11,2 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); перечень оборудования (для всех типов артистических уборных): 1 - стол гримировальный с трехстворчатым зеркалом и осветительной системой; 2 - кресло гримировального стола вращающееся; 3 - диван для отдыха; 4 - кресло-шезлонг для отдыха; 5 - стол для реквизита; 6 - вешалка для театральных костюмов; 7 - вешалка для собственного костюма; 8 - шкаф-секретер; 9 - большое зеркало; 10 - санитарный узел; 11 - приставной полужесткий табурет; 12 - штора светозащитная; 13 - манекен; 14 - стол гримировальный малый (вместе с основным гримировальным столом образует стол-панель для сложного грима) для общих артистических уборных; 15 - станок балетный; 16 - пианино; 17 - раздвижная перегородка; 18 - стул полужесткий для общих артистических уборных; 19 - табурет мягкий; 20 - книжный шкаф; 21 - водостойкая занавеска

3.85. При проектировании артистических уборных предлагается использовать систему планировочных модулей (рис. 24). Основой является элемент площадью 12 м2 (3´4 м). В нем могут разместиться индивидуальные артистические уборные балета, вокалистов (при наличии музыкального инструмента, драматических актеров, групповые артистические для 2, 3 и даже 4 чел. Сдвоенный модуль - 24 м2 (6´4 м) может служить артистической уборной для 6, 8, 12 исполнителей или артистической уборной, совмещенной с комнатой для занятий вокалистов оперных театров, или артистической уборной для детей (до 10 чел.), или артистической уборной с расширенным составом посещений (тип «люкс»).

Система планировочных модулей обладает большой эксплуатационной гибкостью, позволяющей оперативно изменять размещение артистов в связи с изменениями в составе творческого ансамбля театра. Общая площадь всех артистических уборных в этом случае определяется как произведение средней площади на одного артиста (около 5 м2) на общую численность труппы.

Рис. 22. Примеры планировки групповых артистических уборных

а - для двух актеров драматического театра (общая площадь 12 м, в том числе санитарный узел 2,1 м2); б - для двух солистов балета (общая площадь 15 м, в том числе санитарный узел 2,2 м2); в - для трех актеров драматического театра (общая площадь 14 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); г - для трех артистов балета (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 2,6 м2); д - для четырех актеров драматического театра (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 3,3 м2); г - для четырех артистов балета (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 2,4 м2); ж - для шести актеров драматического театра (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2); и - для шести артистов балета (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2)

3.86. Индивидуальные и большая часть групповых артистических уборных на 2 чел. располагаются на этаже сцены.

Не рекомендуется размещать артистические уборные выше третьего этажа от уровня планшета сцены и ниже этажа, следующего за этой отметкой. Коммуникации из артистических уборных на сцену проектируются обособленными от других технологических коммуникаций.

Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных целесообразна не менее 1,5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных - не менее 2 м, при двухстороннем - не менее 3 м. Общая длина пути от наиболее удаленной артистической уборной до сцены - не более 60 м, включая и вертикальные коммуникации.

Артистические уборные рекомендуется проектировать, как правило, с естественным освещением.

Рис. 23. Примеры планировки и оборудования артистических уборных

а - групповая артистическая уборная на двенадцать актеров (общая площадь 33 м2); б - индивидуальная артистическая уборная солиста вокала, объединенная с комнатой для занятий (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 2,1 м2); в - стол гримировальный (столы регулируются по высоте стандартным элементом фурнитуры; тумбы и ящик малого стола имеют замки нестандартного типа; поверхность столов полированная моющаяся; конструктивная основа - прямоугольная стальная труба сечением 22 - 25 мм; столы проектируются неразборными и с упором для ног)

3.87. Функционально-планировочные схемы связей артистических уборных и комнат ожидания выхода приведены на рис. 25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: