Педагогические категории и понятия

Для педагогического работника имеет большое значение его отношение к определению основных педагогических категорий и понятий. От того, что включается в их содержание, зависит оценка многих педагогических явлений.

Рассмотрим основные педагогические категории и понятия. Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий, т.е. наиболее общих понятий, отражающих сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. Категории выполняют в науке методологическую* роль, они пронизывают все научное знание, связывая его в целостную систему.

Основные педагогические категории и понятия даны на схеме (рис. 8 ).

 
 


Рис.8. Основные педагогические категории и понятия

В то же время следует заметить, что как бы не был определен предмет педагогики, в основе воспитательного (образовательного) процесса всегда лежат воспитательные отношения. Воспитательные отношения являются разновидностью отношений между людьми, направленных на развитие человека посредством образования.

Воспитательные отношения - это обмен человеческим опытом, процесс его передачи, усвоения и использования. Воспитательные отношения всегда направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания, самообразование и самообучения.

Воспитательные отношения организует и осуществляет педагог, учитывая при этом определенные закономерности воспитания. Педагог, проектируя воспитательные отношения, должен использовать все многообразие педагогических методов, средств и форм для достижения поставленных целей.

Структура воспитательных отношений включает педагога, воспитанника, средства их взаимодействия, окружающую среду. Воспитательные отношения - это микроклеточка воспитательного процесса, где сходятся вместе его внешние и внутренние факторы. В результате такого взаимодействия и происходит развитие личности человека, его подготовка к жизни.

В нижней части представленного на рисунке треугольника педагогических категорий расположены «Воспитательные отношения» как основное базовое понятие, которое отражает процесс взаимодействия педагога и ученика. На основе воспитательных отношений располагаются такие категории, как «образование», «воспитание», «обучение», которые во взаимосвязи с «самообразованием», «самовоспитанием» и «самообучением» обеспечивают процесс«развития» личности. Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности человека, в результате чего формируется такое личностное качество, как «готовность к жизнедеятельности» в обществе.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. Поэтому воспитание как функция общества, социальное явление определяется как процесс передачи опыта одним поколением и освоение его другим, направленный на развитие человека и формирование его готовности к жизни в обществе. С помощью воспитания объясняется, каким образом внешняя среда (общество) влияет на развитие человека. Воспитание в этом смысле - понятие чрезвычайно широкое. Так, опыт может передаваться через средства массовой информации, в музеях – через искусство, в семье, через политику, идеологию, систему образования.

Категория «воспитание» как интегративная функция общества может быть представлена через следующие общественные институты. (рис. 9).


 
 


Рис. 9. Воспитание как функция общества

Воспитание в педагогическом смысле - этоспециально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях системы образования и направленный на развитие личности. Учитывая, что процесс развития человека имеет определенные уровни, связанные с формированием* его готовности к жизнедеятельности, т. е. образованности, определим эту разновидность воспитания как образование.

Таким образом, образование – это специально организованный и управляемый процесс передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью развития личности и, как результат, формирование ее готовности к жизнедеятельности в обществе. Данное определение имеет несколько специфических положений. Первое – это специально организованный и управляемый процесс, а значит, целенаправленный, второе - это процесс с целью развития личности и третье – это процесс формирования определенного уровня готовности к жизнедеятельности в обществе как качества личности.

Под образованием также понимается специально организованная образовательная система по передаче и приему опыта поколений, специально предназначенная для развития человека и формирования его готовности к жизнедеятельности в обществе.

Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные учреждения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В этих учреждениях осуществляется передача и освоение опыта поколений в рамках установленных для них видов деятельности. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

В этом случае воспитание и обучение относятся к целостному образовательному процес­су, т.е. процессу, в ходе которого происходит непосредственное взаимодействие педагога и ученика. В данном случае в оспитание определяется как процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению социальных и духовных отношений и формированию личностных качеств. В образовательном процессе также осуществляется и обучение, т.е. процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению знаний, умений и способов творческой деятельности.

Кроме рассмотренных педагогических кате­го­рий образования, воспитания, обучения, которые определяются внешним воздействием на человека, выделяют такие категории, которые определяют внутренние факторы развития человека. К ним относят понятия: «самообразование», «самовоспитание», «самообучение» и др., которые характеризуют внутреннее душевное состояние человека.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Самообразовательная деятельность – форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над своим самообразованием.

Характер самообразования может быть не у всех одинаков. Все зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

От личности, обладающей высокой культурой, требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для обеспечения целеустремленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и очередность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а, следовательно - дольше и хуже.

Главная задача самообразования – это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса развития. Самовоспитание является условием воспитания и, одновременно, его результатом. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание – непременное условие совершенствования человеческой личности.

Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в первую очередь выделять: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования, глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности, идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, эстетические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни и т.д.

Исходными компонентами самовоспитания являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.

В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, требуя постоянной проверки, самоконтроля и корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.

Это связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самому утвердиться в жизни, в социальной сфере и социальных группах.

Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.

Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание – сложный, интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.

К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация и др.

Самообязательства – это осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

Самоорганизация – это разработка принципов и правил поведения в личной жизни, учебной, служебной и общественно–политической деятельности человека

Из истории известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил. Например, «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше» или «Для того, чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да качеством повыше»; «Лучше через два года или даже через три года, чем второпях, без всякой надежды получить солидный человеческий материал».

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком из опыта поколений знаний, умений и навыков посредством собственных устремлений и выбранных средств.

Самообучение является составной частью самообразования и предполагает систематическую целенаправленную работу человека в овладении знаниями.

Самообучение также предполагает овладение учащимися методикой работы с учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знаний и организации самостоятельной и практической работы.

Этого педагог может достичь, выполняя ряд требований, которые можно свести к следующему:

– правильный выбор материала (темы) для самообучения;

– самообучению должна предшествовать вступительная беседа с учащимися;

– контролировать и направлять процесс самообучения;

– обращать серьезное внимание на выработку у учащихся умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;

– использовать демонстрацию наглядных пособий, предшествующую самообучению;

– организовывать выборочное чтение материала по учебнику;

– формировать общеучебные умения учащихся воспроизводить ранее изученный материал;

– четко определять ход работы, чтобы «исследовательские» усилия учащихся были целенаправлены и сосредоточены на решение основных вопросов темы.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование» и «самообучение» педагогика описывает внутренний духовныймир человека, его врожденную способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – образование, воспитание и обучение - лишь условия, стимулы и средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Взаимосвязь образования, воспитания, и обучения с самообразованием, самовоспитанием, и самообучением проявляется, как мы уже выяснили, в «воспитательных отношениях».

Воспитательные отношения – это разновидность отношений людей между собой посредством взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленная на развитие личности и формирование ее готовности к жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: