Методологические основы педагогики

Как уже отмечалось выше, педагогика возникла и развивалась под влиянием потребностей общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. На формирование педагогики оказывает влияние также политика и идеология общества. С течением времени не менее существенное значение в ее развитии приобретают и другие факторы: методология педагогики, ее связь с другими науками о человеке и совершенствование методов исследования.

Под методологией понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Педагогика длительное время развивалась под влиянием двух основных философских концепций - идеалистической и материалистической.

Согласно первой, решающим в развитии человека является природное предрасположение, а внешние условия играют в его формировании второстепенную роль (Сократ, Платон).По второй концепции, формирование человека связано с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни (Демокрит, Эпикур).

Эти два подхода к разработке педагогической теории сохранились и в процессе ее дальнейшего развития. Рассмотрим, как в современных условиях представляются эти методологические посылки. Первая состоит в том, что воспитание,как и другие общественные явления, носит социально-детерми­нированный (определяющий) характер. Другими словами, воспитание обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Педагогика исследует объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на разработку ее теоретических основ. Вторая методологическая посылка – идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «социальной программе» под влиянием общественной среды, в том числе, воспитания. Поэтому педагогика исследует те социальные факторы, которые оказывают влияние на развитие человека, в том числе, и специально организованного воспитания в формировании личности. Наконец, третье важное методологическое положение заключается в том, что человека нельзя представлять лишь как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании.

Для развития педагогики большое значение имеют связи с другими науками, с которыми ее объединяет объект исследования - человек. Педагогика развивается, укрепляется и совершенствует свои связи с философией, психологией, физиологией, этикой, социологией и др. (рис. 10)

 
 


Рис. 10. Связь педагогики с другими науками

Связь педагогики с другими науками помогает глубже проникать в сущность воспитания и обучения и разрабатывать ее теоретические основы.

Философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Например, философские идеи о роли деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания и др.

Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика исследует закономерности управления развитием личности. Воспитание, обучение, образование человека есть ни что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Психологические методики (тесты, анкеты и т.д.) используются в педагогике для выявления, описания, объяснения и систематизации педагогических фактов.

Физиология помогает понять механизмы управления физическим и психическим развитием обучаемых, особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Таким образом, физиология помогает понять, как формируются умения и навыки, а анатомия - строение человеческого организма.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются основой для оценки и решения различных педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др. Социология указывает характер влияния социальной среды на человека, закономерностей взаимодействия человека, семьи, коллектива и общества.

Этика определяет мораль и ее место в системе общественных отношений, а, следовательно, позволяет педагогике учесть и правильно сформировать будущее поведение в обществе обучаемых. Эстетика показывает, как воспитывать ценностное отношение человека к миру.

Развитие связи педагогики с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук (рис. 11).

Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как социального явления и образования;

История педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых);

Теория и методика воспитания изучает процесс формирования личности учащегося и ученического коллектива;

Теория обучения (дидактика) изучает закономерные связи и отношения процесса обучения (дидактика от греч. Didaktikos - поучающий, относящийся к обучению);

Частные методики (предметные дидактики) исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин;

Отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, педагогика высшей школы, производственная, профессиональная и др.);

Теория управления образовательными системами исследует процесс управления образовательными системами, его закономерности и отношения.

 
 


Рис. 11. Система педагогических наук

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается, появляются и заявляют о себе ее новые отрасли: философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования.

Методы исследования - это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования являются деятельностный, личностный и системный подходы.

Деятельностный подход предполагает исследовать педагогические явления с позиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельности: целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов.

Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические явления с позиции личности, ее структуры (направленность, опыт, психологические процессы, биопсихические свойства), закономерностей развития.

Системный подход направлен на выявление множества элементов в изучаемых педагогических явлениях и связей между ними.

В педагогике широко используются общетеоретические методы: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рейтинг компетентных оценок; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые в педагогическом исследовании методы можно разделить на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы – метод анализа педагогических идей, анализ литературы, архивных материалов и документов, методы моделирования, математические и статистические методы. С помощью данных методов осуществляется интерпретация, анализ и обобщение теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

 
 

На рис. 12 даны методы педагогического исследования, широко применяемые в педагогической практике.

Рис. 12. Методы исследования педагогических явлений

Рассмотрим приведенные выше методы исследования в педагогике.

Педагогическое наблюдение применяется в процессе практически любого педагогического исследования, так как изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения и накопления фактического материала.

Исследовательская беседа позволяет выяснить мнение и отношение как педагогов, так и учащихся к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым выявить причинно-следственные связи.

Изучение учебной документации, а также результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставление, сравнение их во времени.

Педагогический эксперимент используется для специальной организации педагогической деятельности педагогов и студентов с целью проверки и обоснования ранее разработанных теоретических предположений. Различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в педагогической практике по той или иной изучаемой проблеме.

Созидательно-преобразующий эксперимент проводится согласно разработанной гипотезе исследования, а также с целью проверки ее в образовательной практике и тем самым позволяет преобразовать процесс воспитания и обучения в лучшую сторону.

Контрольный эксперимент заключается в применении апробированной методики в работе учебных заведений и педагогов. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов, которые успешно осуществляют обучение и воспитание.

В педагогике также применяют и социологические методы исследования, с помощью которых можнопровести массовое изучение тех или иных вопросов: анкетирование, рейтинг.

Для обработки полученных статистических данных применяют математические методы исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала.

В педагогических исследованиях важным является метод теоретического анализа педагогических идей, который метод позволяет делать глубокие научные обобщения и находить новые закономерности там, где нельзя выявить их с помощью эмпирических методов исследования.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение методологии науки.

2. Сопоставьте сущность двух основных философских концепций, под влиянием которых развивалась педагогика.

3. Сформулируйте основные методологические положения современной педагогики.

4. Проанализируйте связь педагогики с другими науками, с которыми ее объединяет объект исследования - человек.

5. Какова структура современной педагогической науки?

6. Дайте разъяснение методов исследования педагогических явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: