Общие методические рекомендации по подготовке с семинарским занятиям

Семинарские и практические занятия являются традиционной формой организации учебного процесса в высшей школе. Систематическая работа на семинарских занятиях обеспечивает глубокое изучение отрасли права, выработку практических навыков по применению ее норм. По своей сути семинар – это коллективное обсуждение теоретических и практических проблем предложенной темы. В ходе этих занятий повторяется и закрепляется материал лекций, рассматриваются отдельные дополнительные вопросы учебной программы дисциплины, анализируются правовые отношения и практические проблемы правового регулирования. На семинаре студенты выступают в роли докладчиков, предлагают решения юридических задач, должны аргументировано отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемым проблемам правового регулирования. Разумеется, что для успешной работы на семинаре студенту необходима предварительная самостоятельная подготовка, поэтому план-задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию разрабатывает и доводит до студентов ведущий преподаватель.

Для удобства пользователя в настоящем пособии систематизированы планы-задания по темам дисциплины «Административное право России». Студенты могут взять пособие в библиотеке института или получить его электронный вариант на кафедре.

План-задание каждого семинарского занятия включает следующее:

– вопросы для докладов и обсуждения;

– методические рекомендации по подготовке вопросов семинара;

– фабулы практических заданий;

– рекомендуемый список источников для подготовки.

Таким образом, план-задание для самостоятельной подготовки к семинару состоит из теоретической и практической частей, при этом решение практических задач обеспечивает закрепление теории.

Ответ на теоретический вопрос семинарского занятия делается в форме устного доклада продолжительностью 6-8 мин. Устный доклад по правовому вопросу тренирует юридическую лексику и навыки публичной речи, столь необходимые практикующему юристу. При подготовке доклада следует учитывать методические рекомендации, данные преподавателем к этому вопросу. В методических рекомендациях определено, на какие стороны вопроса нужно обратить особое внимание в докладе, как лучше построить схему доклада, какие источники нормативного и учебного характера лучше использовать. Содержание доклада должно строго соответствовать существу предложенного вопроса, его необходимо сопровождать примерами из действующего законодательства и практики правового регулирования. Для качественной подготовки доклада студенту нужно проанализировать лекционный материал, учебную литературу, юридические комментарии по вопросу доклада. Недопустимо в одном докладе охватывать или детально раскрывать другие вопросы плана-задания. В докладе возможно использование схем, графиков, наглядных документов, иллюстраций. Присутствующие на семинарском занятии студенты и преподаватель вправе задавать вопросы или дополнять докладчика.

Во второй части плана-задания семинарских занятий даны краткие условия (фабулы) практических заданий и поставлен вопрос, на который следует дать мотивированный ответ. В отдельных задачах студенту предлагается по предложенной форме составить сравнительную таблицу или схему. Практические задания соответствуют теме занятия и направлены на закрепление теоретических вопросов. Решения задач должны выполняться в письменном виде, для чего рекомендуется завести отдельную рабочую тетрадь для семинарских занятий. Решения должны быть мотивированными и обоснованными, в них необходимо объяснять, почему в предложенной ситуации нужно руководствоваться тем или иным доктринальным правилом или нормативным актом, указывать название нормативного акта, номер и содержание статьи (пункта), на основе которой выносится решение. В необходимых случаях нужно делать выписки из законодательства и строить решение путем сопоставления различных положений действующего законодательства.

Отдельные вопросы административного права в настоящее время получили закрепление в нормативных актах субъектов федерации. Рекомендуется обратить внимание на Законы Забайкальского края «О системе органов исполнительной Власти Забайкальского края», «Об административных правонарушениях» (см. приложения А, Г). Для подготовки вопросов семинарских занятий необходимо использовать законодательство, учебную и научную литературу, указанную в плане. Эффективность работы с практикумом будет выше, если совместно с ним при подготовке использовать базовый учебник по теории права.

Для подготовки вопросов семинарских занятий необходимо использовать законодательство и литературу, указанную в плане. Перечень литературы для подготовки к семинарскому занятию носит рекомендательный характер, поэтому студенты могут использовать дополнительные источники информации. Актуальную информацию по вопросам административного права можно найти на следующих сайтах сети Интернет.

1. Высшие органы государственной власти РФ

– Президент Российской Федерации: https://president.kremlin.ru/

– Правительство Российской Федерации: https://www.government.ru/

– Государственная Дума: https://www.duma.gov.ru/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: