Мастер профессионального обучения как педагог начального профессионального образования

В России с начала XX века практически не осуществлялась целевая специальная подготовка преподавателей профессионального обучения для профессиональных учебных заведений. Преподавателями реальных училищ, профессиональных школ, как правило, становились выпускники университетов и отраслевых институтов, не имевшие педагогического образования.

Формирование системы специального педагогического образования начинается с 1920 г., когда Совнаркомом был утвержден при Наркомпросе Главный комитет по профессионально-техническому образованию (Главпрофобр), которому было поручено решение всех вопросов по подготовке педагогических работников (технопедагогов) для средних и низших профессиональных учебных заведений. С этой целью в составе педагогической секции Главпрофобра выделяется отдел технопедагогических курсов и учреждений, в задачи которого входила организация учебных заведений по подготовке преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.

В 20-30-е годы сложились два направления подготовки инженерно-педагогических кадров для профтехобразования: преподавателей и инструкторов (в будущем – мастеров производственного обучения)

Первым учебным заведением по подготовке преподавателей для техникумов, средних и низших технических школ и курсов стал Петроградский технико-педагогический институт, открывшийся 15 декабря 1920 г. и имевший социологический, технической математики и физики, электромеханический, инженерно-строительный и другие факультеты. В 1923 г. в Москве открывается индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта, имевший также несколько отделений по подготовке преподавателей по общетехническим и специальным дисциплинам. В этот же период открываются курсы по подготовке педагогов данного профиля при различных технических высших учебных заведениях.

В 1921 году в Москве были открыты первые курсы инструкторов – мастеров производственного обучения. На курсы набирались опытные рабочие с производства, иногда не имевшие даже начального образования. В 1925-1926 годах курсы были преобразованы в индустриально-педагогический техникум.

Как видим, 20-30 годы были чрезвычайно плодотворными для становления инженерно-педагогического образования. Этому периоду свойственны активный поиск, разнообразные формы, признание необходимости специальной подготовки технических и педагогических кадров для любых видов профшкол.

На этом начальном этапе развития инженерно- педагогическая подготовка называлась системой специального педагогического образования. Система специального педагогического образования включала подготовку педагогов профессионального образования по различным специальностям: инженеров-педагогов (технопедагогов), агрономов-педагогов, педагогов-экономистов, инструкторов производственного обучения и др.

В разработке теоретических основ подготовки педагогов для профтехнической школы приняли участие такие ученые-педагоги, М.А. Алексинский, И.А. Анкудинов, С.Е. Гайсинович, А.Ф. Евстигнеев-Беляков, И.А. Каиров, С.Я. Купидонов, М.М. Рубинштейн и др., давшие в своих трудах научное обоснование содержания и организационных форм подготовки преподавателей специальных дисциплин и инструкторов производственного обучения.

В 40-е годы продолжают активно создаваться индустриально-педагогические техникумы по подготовке мастеров производственного обучения. В 1960 году количество таких техникумов достигло 60. В 60-х годах создаются инженерно-педагогические факультеты при вузах, к 1975 году их насчитывалось 24.

Начало новому этапу в подготовке педагогов для профессиональных учебных заведений положила организация инженерно-педагогического института в Свердловске (1979 г.). Открытие специализированного высшего учебного заведения имело целью подготовку педагогических кадров для профессиональных учебных заведений системы профтехобразования. Это было вызвано, прежде всего, преобразованиями, которые происходили в системе народного образования и в промышленности. Все это предъявляло высокие требования к профессиональной компетентности педагогов, работавших в системе профессионального образования и, в первую очередь, в профтехобразовании.

Так постепенно росло не только количество учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-педагогических кадров, но и совершенствовалось методическое и техническое обеспечение этой профессии. Были разработаны профессионально-квалификационные характеристики инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения, возросла роль психолого-педагогической подготовки.

Инженерно-педагогическая профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «Человек-техника» и их модификациях. В связи с этим деятельность мастера производственного обучения складывается из двух видов: профессиональной (отраслевой) и педагогической, которая в итоге определялась как профессионально-педагогическая деятельность. Мастер производственного обучения, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовят кадры в профессиональных училищах. Следовательно, можно говорить об интеграционной деятельности мастера производственного обучения: профессиональной (отраслевой, т.е. соответствующей определенной отрасли народного хозяйства) и педагогической. Таким образом, в процессе профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения преследуется следующая цель: подготовка специалиста по обучению профессиональным знаниям и умениям в профессиональных училищах, а также непосредственно на производстве. Мастер производственного обучения должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки. Мастер производственного обучения, осуществляющий практическое (производственное) обучение, должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников учреждений начального профессионального образования.

В 80-е годы XX столетия происходило укрепление системы высшего инженерно-педагогического и среднего индустриально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование, как государственная система, сформировалось в 1970-80 годах в единый организационный и методический центр на базе СИПИ. В 90-ых годах происходит реорганизация индустриально-педагогических техникумов в колледжи. Затем последовало преобразование СИПИ в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (с 2002 года – Российский государственный профессионально-педаго­гический университет), а индустриально-педагогических техникумов и колледжей - в профессионально-педагогические. Это связано с тем, что профессионально-педагогическое образование было признано новым специфическим видом образования. Содержание профессионально-педагогического образования регламентируется Государственным образовательным стандартом. В 1997 году разработан и принят временный Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 0308 Профессиональное обучение (по отраслям); в 2002 году утверждена новая редакция этого госстандарта, где ранее существовавшая квалификация «мастер производственного обучения» заменена на квалификацию «мастер профессионального обучения».

Переход от образования инженерно-педагогического к профессионально-педагогическому привел к тому, что под профессионально-педагогическим образованием (ППО) стали считать более широкое профессионально-образовательное поле, нежели существовавшее до этого поле инженерно-педагогического образования.

В профессионально-педагогическое пространство, кроме профтехшколы, попадает подготовка педагогов для любых ступеней и направлений профессиональной школы: и начальной, и средней и высшей, что кардинально меняет структуру этого вида образования.

Условия развития системы ППО определяются общественно-политическими и социально-экономическими процессами в обществе. Наиболее принципиальными являются: демократизация общественной жизни, переход к рыночным отношениям в экономике и свободному предпринимательству, возрастание самостоятельности регионов и их автономизация. Эти процессы порождают комплекс факторов, которые влияют на ППО и должны учитываться при разработке структуры многоуровневой подготовки специалистов.

Профессионально-педагогическое образование связано с подготовкой специалистов, способных осуществлять социально-профессиональную и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего уровня, а также на предприятиях.

Система профессионально-педагогического образования – это сеть государственных высших и средних педагогических учебных заведений, которые выпускают специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по профессии.

Профессионально-педагогическое образование – это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций.

Профессионально-педагогические колледжи и техникумы готовят сегодня мастеров профессионального обучения, в первую очередь, для образовательных учреждений начального профессионального образования, а также для других уровней профессионального образования. Подготовка ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения.

Подготовка в профессионально-педагогических колледжах и техникумах заканчивается присвоением выпускникам квалификации мастер профессионального обучения; техник.

Согласно ГОС СПО по специаль­ности «Профессиональное обучение (по отраслям)» выпускник колледжа (техни­ку­ма) должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, согласно которой может заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях (организациях).

Основными видами деятельности выпускника являются:

учебно - воспитательная – осуществление целостного учебного производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих), формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего); создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения; осуществление профессиональной ориентации обучающихся; личностно-ориентированного подхода в работе с ними;

учебно - методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся); изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности;

организационно-управленческая – организация учебно-про­изводственного и воспитательного процесса, практики обучающихся; руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива – исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях; обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах: учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности;

производственно-технологическая (конструкторско-техноло­гическая, опытно-экспериментальная и другие виды деятельности) – виды деятельности и их содержание устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Выпускник среднего профессионального образования по квалификации мастера профессионального обучения должен

уметь:

формировать и развивать профессиональные умения и навыки обучаемых;

– проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;

– организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;

– обеспечивать связь теории с практикой;

– разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по производственному обучению и практике обучающихся (студентов);

– формировать профессионально важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;

– использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);

– пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;

– разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;

– нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;

– вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;

– внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере;

– применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы;

знать:

– основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;

– государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);

– учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих);

– анатомию, возрастную физиологию и гигиену;

– общую и профессиональную психологию;

– общую и профессиональную педагогику;

– основы педагогического мастерства;

– методику профессионального обучения и воспитания;

– основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

– средства информационных технологий и методы работы с ними;

– государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации;

– основы рыночной экономики и менеджмента;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

По квалификации техника, технолога и т.д. требования к умениям и знаниям выпускника устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем отличие педагогической деятельности преподавателя и инструктора?

2. Чем характеризуются 30-е годы становления инженерно-педагогического образования в СССР?

3. Назовите учебные заведения, в которых до 1979 года готовили преподавателей и мастеров производственного обучения для системы начального профессионального образования?

4. Чем знаменателен 1979 год в системе подготовки кадров для начального профессионального образования?

5. Почему деятельность мастера производственного обучения называется профессионально-педагогической?

6. В чем суть реорганизации инженерно-педагогической системы подготовки кадров в 90-е годы?

7. В чем сущность профессионально-педагогического образования?

8. Что представляет собой система профессионально-педагогического образования?

9. Перечислите виды деятельности выпускника профессионально-педагогического (индустриально-педагогического) учебного заведения на производстве, в профтехучилище, определяемые Государственным образовательным стандартом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: