double arrow

Перипатетики


Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы - Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутрителесном пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир - ”пятая субстанция”.

Нараставшая специализация научного труда, необходимость разрешения этико-психологических проблем (в том числе обоснование отличий человека от животного мира) приводили ко все более определенному пониманию различий тех явлений, которые Аристотель объединял общим понятием “душа”. Появляются целые классы новых психологических терминов, отражающих понимание души.

Отец ботаники Теофраст(ок. 370-285 до н.э.) - первый после Аристотеля руководитель Ликея, высказал ценные суждения о физиологических явлениях: усталости, головокружении, выделении пота, параличе. Основой познания он считал опыт. Теофраст защищал идею объективного существования “вторичных” (чувственных) качеств, которые зависят от форм атомов (сладкое-горькое, теплое-холодное). Ученый утверждал, что иллюзии по поводу этих качеств относятся к другим свойствам вещей и ошибки касаются лишь частных случаев, а не природы качеств.




Развивая учение Аристотеля о страстях и формах их преодоления, Теофраст в трактате “Характеристики” выделяет 30 видов характера человека: лицемер, льстец, болтун, деревенщина, нравственный урод, святая простота, брюзга, надоедала и т.д. Рассматривая их как выражение сущности человека, ученый дал тонкое и проницательное описание наблюдений за поступками людей, проявлениями их психики.

Прежде чем стать перипатетиком, Аристоксен прошел через влияние пифагоризма. Проблематика его интересов очень обширна: от натурфилософии до морали. Особое место в его творчестве занимали психологические взгляды и их обоснование. Так, звук понимался как воспринимаемое органами чувств физическое движение. Доказательство, по его оценке, должно быть подтверждено фактами, поэтому в познании решающее значение принадлежит чувствам - “зародышам познания”. Разум человека (вторичное) завершает познание и служит “спутником чувств”. Душа представляется гармонией тела, строй которого и его органов определяет психические процессы: как хорошо натянутые струны порождают созвучие, так и прочное сочетание органов порождает движение чувств. Ученый сделал вывод о том, что повреждение органов влечет за собой угасание сознания - смерть (как разрыв струн в инструменте). По Лактанцию, “Аристоксен говорил, что вообще нет никакого духа, но подобно гармонии в струнных инструментах сила чувства существует в силу строения тела и связи внутренних органов”.



Дикеарх (2-я пол. IV в до н.э.) в трех диалогах критикует представления о душе как особой сущности и ее бессмертии. Души нет, она - только тело, находящееся в определенном состоянии. Природа же всех психических функций материальна. По свидетельству Цицерона, Дикеарх утверждает, что “духа вообще нет; это совершенно лишенное смысла слово... Души и духа нет ни в человеке, ни в животном. Вся та сила, благодаря которой мы движемся и чувствуем, в равной мере разлита во всех живых телах; она неотделима от тела, ибо (сама по себе) она - ничто; нет ничего, кроме тела, так устроенного, что на основе природного смешения оно имеет силу и чувствует”. Таким образом, душа представляется гармонией созвучия и смешения четырех элементов, лежащих в основе противоположных качеств - теплого и холодного, влажного и сухого.

Ученик Теофраста философ и естествоиспытатель, организатор научного института в Александрии Странтон(ум. 269-268 до н.э.) продолжил аристотелевские традиции изучением строения и функций организма животного и человека. Он выдвинул идею о том, что душа находится “между бровями” (в соответствующей части мозга), откуда она излучается (по-видимому, по нервам, открытым врачами Герофилом и Эрасистратом) к органам чувств. Вопреки Аристотелю он не признавал душу “неподвижным двигателем”: движениями, по Странтону, являются не только восприятия, но и мышление. Ученый отвергал аристотелевский разрыв чувственной и разумной души: отдельные чувства - проявления психической силы. Предпосылкой мышления он считал ощущения.



Выдающийся комментатор - “истолкователь” Александр Афродизийский (конец II - начало III в.) считал, что единичные вещи первичны не только для нас, но и сами по себе. Им сделан важный вывод: общие понятия - результат абстракции. Общее как таковое существует лишь в мышлении, если прекратится деятельность ума - исчезнет общее и останутся единичные вещи. Восприятие - необходимая предпосылка мышления, на основании которого покоится единство души. Разум изначально заложен в человеке как простая возможность (физический, естественный разум).

С перипатетиков начинаются научные традиции “комментаторов” великого учителя древности - Аристотеля. Их усилиями психологические взгляды античности не застыли в авторитетных постулатах, а получили достойное своего времени развитие.

Эпикурейская школа

Основатель школы Эпикур(342/341-270/271 до н.э.) написал около 300 трудов, из которых сохранились три письма и ряд фрагментов. О содержании взглядов ученого мы судим по поэме Лукреция Кара “О природе вещей”. Центральным звеном научного мировоззрения Эпикура является естествознание. Но по сравнению с Демокритом эпикурейцы внесли существенные коррективы в понимание материалистической причинности: они допускали возможность самопроизвольного отклонения атомов от предопределенных путей. Это, в свою очередь, давало возможность спонтанных изменений в природе и объясняло свободу человеческой воли.

В психологических воззрениях мыслитель продолжает античные материалистические традиции. В письме Геродоту он пишет: “Душа не есть нечто бестелесное, если под этим наименованием разуметь самостоятельную вещь... Те, кто объявляют душу бестелесной, - бредят”. Отвергая существование нематериальной субстанции, мыслитель считает, что “душа есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму. Наиболее оно уподобляется дуновенью, имеющему примесь тепла, и отчасти подобно первому, отчасти - второму”. Отрицание духовной субстанции приводит Эпикура к мысли о невозможности бессмертия души: “С разложением всего тела рассеивается и душа”.

В теории познания основное место уделяется выяснению вопроса об истине и ее критериях. С позиции материалистического сенсуализма трактуются ощущения и восприятия истины, составляющие основу познания. Достаточно обоснованным является вывод о том, что истина есть совпадение мысли с реальностью, данной через органы чувств.

В нравственно-психологических взглядах Эпикур и его ученики развивают сенсуалистические идеи: чувства он определяет критериями морали: “Ведь всякое благо и зло в ощущении”; “Достаточно иметь чувства и быть живым существом, чтобы знать, что удовольствие является добром”. Удовольствия представляются началом и целью блаженной жизни. Необходимым условием для достижения блаженства признается невозмутимость духа (атараксия), достигаемая независимостью от внешнего мира и от собственных страстей и страданий.

В целом Эпикуром были развиты атомистические традиции античной психологии. Но его учение направлено уже на освобождение людей от страха перед смертью и явлениями природы. Идея относительности мысли человека оказала влияние на формирование психологических взглядов многих его последователей вплоть до представителей новоевропейской науки.







Сейчас читают про: