Римский скептицизм

Стремясь доказать недостоверность всех известных наук, данное направление сохраняло тесную связь с естествознанием и медициной. После эллинизма оно возобновляется в Александрии Сарпедоном и Гераклидом (учеником Птоломея), Энесидемом (I в. до н.э.).

Среди трудов представителей римского скептицизма наиболее известны сочинения Энесидема “Пирроновские речи”, “О мудрости”, “Об исследовании”. В своих произведениях мыслитель продолжил традиции Гераклита в трактовке души, а также поставил проблему о ее рациональных возможностях. Это нашло отражение в формулировке “тропов” - аргументов, направленных против суждений о реальности, которые основаны на непосредственных впечатлениях. Уже сама проблематика “тропов” представляет определенный интерес для психологической мысли: о различии в происхождении, строении и, как следствие, восприятии всего живого и предметов; о телесной и моральной обусловленности содержания суждений людей; о различном устройстве органов чувств у одного человека; о неодинаковости восприятия по причине различий состояний человека (его возраста, сытости, трезвости, движения и т.д.) и другие.

В лице позднейших скептиков Менодота, Феода, Секст-Эмпирика и других школа сливается с врачами-эмпириками, занимавшимися изучением чувственно обнаруживающихся признаков болезней и игнорирующих аналитические средства познания их причин.

Римский эклектизм

Название данного направления развития античной мысли, как и многих древних школ, носит условный характер, ибо в большинстве случаев мыслители все же ориентировались на определенные мировоззренческие традиции. Среди выдающихся представителей римского эклектизма выделялись Марк Теренций Варрон, Корнелий Цельс, ученики школы Секстиев.

О психологических идеях многих выдающихся ученых эллинизма и Древнего Рима мы знаем благодаря произведениям Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) “Республика”, “Закон”, “Оратор”, “Академические вопросы”, “О природе богов”, “О высшем благе и зле”, “Тускуланские беседы”. Об интегративном характере психологических мыслей Цицерона могут свидетельствовать следующие положения его учения:

- природа есть материальное единство, в котором имеется разумное начало, разлитое в определенной пропорции;

- разумное начало находит свое выражение в высшем творении природы - человеке, состоящем из тела и души. Тело есть сосуд для души, а душа - начало, оживляющее тело;

- признавая бога, Цицерон презирает выдумки о традиционных представлениях о богах и судьбе души после смерти;

- человек, по мнению мыслителя, отличается от животного тем, что ему присуща высокая целесообразная деятельность в силу наличия у него разумной души;

- сущность души - в интеллектуальной деятельности, животное же имеет только неразумную душу как начало вегетативной и чувственной деятельности;

- благо состоит в возможном усовершенствовании души и тела;

- по причине того, что к душе относится не только мышление, но и воля, совершенство души должно быть теоретическим и практическим. Теоретическое совершенство предполагает мудрость, рассудительность, знание человеческих и божественных вещей, их причин. Практическое совершенство - это умеренность, смелость, справедливость. Цицероном употреблен термин “утешение души” и их виды. Таким образом, утверждается мысль о возможном изменении душевных состояний человека под воздействием разнообразных ”утешительных” средств.

Психологические и особенно социально-психологические идеи Цицерона имели большое влияние на Западе в период поздней античности, в средние века, особенно в эпохи Возрождения и Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: