Упражнение «Самоцветы»

Это упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом, помогает пережить эмоцию радости. Перед началом упражнения взрослый предлагает детям представить, что они находятся в пещере с сокровищами. Мокрый лист бумаги - это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Детям предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

«Мусорная скульптура».

Это упражнение направлено на ф ормирование позитивного отношения к будущему, это своеобразный ритуал избавления от неприятностей - препятствий: испорченных отношений, негативных переживаний, неудач, болезней и т.д. Способствовать формированию восприятия неприятностей и преград, как уроков, умению видеть во всем позитивный смысл.

Организация: Для упражнения понадобятся: мелкий, бытовой мусор (коробочки, пластиковые упаковки, баночки из-под лекарств, старые бумаги, что-то ломанное и ненужное) – все это приносят участники. Кроме этого - скотч, пластилин, ножницы, клей, мусорные пакеты по кол-ву участников, вырезанные из блестящей, клейкой бумаги звездочки или другие украшения. Хорошо, если есть возможность провести работу при свечах. Во время упражнения включите негромкую музыку. Упражнение проводится на полу.

Длительность упражнения: 45-50 мин.

1. Визуализация:

«…Представь себе уходящий год. Что произошло в этом году? Вспомни события этого года – приятные, радостные, счастливые. Пусть они пройдут перед твоим внутренним взором в виде ярких воспоминаний. Мысленно поблагодари уходящий год за все хорошее, что он тебе принес.

А теперь вспомни и представь те события, которые принесли тебе боль и разочарования. Может быть, в твоей жизни есть что-то, с чем хочется расстаться и больше никогда не встречаться: тягостные для тебя отношения, переживания, чувства, болезни, неудачи. Может быть, в уходящем году тобой были совершены поступки, о которых ты сожалеешь? Может быть, ты чувствуешь себя виноватым перед кем-то?

Мысленно попроси прощения у этих людей и выскажи свое сожаление. А теперь поблагодари уходящий год за все испытания и уроки, которые он принес. Быть может, смысл этих уроков тобою еще не понят, но это обязательно случится, когда пройдут твои обиды и утихнет боль.

А теперь представь, что ты делаешь уборку в своей душе, подобно тому, как убирают квартиру. Все нужное и ценное ты расставляешь по местам, а ненужное и лишнее убираешь в мусорный пакет. Что бы ты выбросил в этот пакет? Что тяготит тебя и засоряет душу? Ты проходишься по всем закоулочкам своей души, ты отыскиваешь все застаревшее и ненужное. Постепенно твой пакет наполняется, и ты чувствуешь, как свободнее и легче стало у тебя на душе…»

2. Всем участникам предлагается сделать свою мусорную скульптуру. Каждый её элемент должен символизировать что-то от чего хочется избавиться. Скульптуры делаются на полу, для скрепления используется клей, пластилин, скотч. Во время работы звучит музыка, и участники не разговаривают.

3. После того, как скульптуры будут готовы, ведущий предлагает посмотреть и подумать, какой смысл, какой урок сокрыт в каждом переживании: «Посмотри и подумай – зачем мне это было дано? Что я получил в итоге? Как я изменился? Куда меня ведет жизнь? Чему я сопротивляюсь?»

Вопросы к упражнению:

· Что я выбрасываю и почему?

· Что я понял из этого упражнения?

· Какие чувства оно у меня вызвало?

После общего обсуждения все скульптуры упаковываются в мусорные мешки и торжественно выносятся на помойку или сжигаются.

«Страшный сон».

Сны, как известно, выполняют терапевтическую функцию: неосознаваемые или очень сильные переживания, которые вытесняются сознанием, приходят к нам во снах. Сновидец может пережить страх и даже ужас, но его психика при этом получит снятие напряжения. Образы сна могут так же нести важную информацию о потенциалах, которые могут способствовать избавлению от страхов.

Это упражнение с пособствует снятию тревожности через рисование страшных образов и проговаривание страхов. Формирует ощущение преодоления страхов, нахождение способов работы с тревожностью. Упражнение лучше проводить лежа на полу, но при этом должно быть готово все для рисования: краски, карандаши, бумага. Визуализация проводится под музыку. Характер музыки для первой картинки должен быть спокойный, но с нарастанием напряжения. Во время рисования первого рисунка музыка не выключается, она просто приглушается. Вторая картинка представляется и рисуется в сопровождении позитивной, светлой музыки.

«…Представь себе, что ты укладываешься спать. Ты совершаешь свой привычный ритуал, укладываешься в свою постель, выключаешь свет. Какое- то время ты лежишь с открытыми глазами, видишь обстановку своей комнаты, слышишь привычные, приглушенные звуки, которые доносятся с улицы, чувствуешь приятную тяжесть своего одеяла, поверхность подушки… Постепенно веки твои опускаются, ты укладываешься поудобнее и погружаешься в сон.

В начале перед твоим взором мелькают неясные образы, но постепенно они становятся четкими и узнаваемыми. Ты начинаешь понимать, что сон твой тревожный, в нем происходит то, чего ты боишься на самом деле. Твой реальный страх ожил и пришел к тебе во сне… События сна разворачиваются, и, в самый ужасный момент ты резко просыпаешься и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, среди ночи, сердце твое гулко стучит, и ты заново переживаешь весь ужас своего сна…»

Далее участники рисуют на тему «Мой страшный сон». Во время рисования они не разговаривают и не перемещаются по комнате. После того, как рисунки будут закончены, предложите опять лечь и закрыть глаза.

«…Постарайся вернуться в состояние своего страшного сна. Представь себе все происходящее… Но, в тот момент, когда должно произойти самое ужасное, твой сон неожиданно меняется. Что-то происходит такое, от чего ужас отступает, и сон становится спокойным и даже радостным. Ты участвуешь в этих событиях, досматриваешь свой сон до конца и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, твоя комната залита солнечным светом, наступило утро. Ты лежишь и вспоминаешь, какой необычный сон тебе приснился…»

Предложите нарисовать участникам счастливый конец страшного сна. Если есть возможность, то лучше сделать это на том же листе, где нарисован первый рисунок. Если нет - на другом.

В парах участники рассказывают о том, что они нарисовали и о том, что они себе представили.

Вопросы к упражнению:

· Какие чувства вы пережили во время упражнения?

· Удалось ли «переиграть» свой сон? Каким образом?

· Какое отношение имеет это к вашей реальной жизни?

В качестве аналитического продолжения, можно рассказать, что наши поведенческие реакции на ситуации страха могут быть трех видов:

1. замереть (ждать помощи извне);

2. убежать (звать на помощь);

3. напасть (помочь себе самостоятельно).

В зависимости от того, какое продолжение придумано в страшном сне, можно с большой долей вероятности судить о типичных поведенческих реакциях человека. Хорошо это или плохо - решает каждый сам для себя. Но, чем более разнообразны мы в выборе поведения, тем более приспособлены к жизни и неуязвимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: