Музыкотерапия

Музыкотерапия - это вид арттерапии, где музыка исполь­зуется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии (Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., 2001).

Во многих исследованиях по музыкотерапии (В.М. Бехтерев, С.С.Корсаков, И.М.Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л.С. Брусиловский, В.И. Петрущин, В.С. Шушарджан) в качестве проявлений лечеб­ного и коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделя­ются следующие:

· регулирование психовегетативных процессов, физиологиче­ских функций организма;

· катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

· повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

· активизация творческих проявлений (Брусиловский Л.С., 1979, Шипулин Г.П., 1991, Шушарджан С.В., 1998).

Непродуманное использование мощи воздействия музыки на человека может привести к разрушительным последствиям. Используя музыку в психотерапевтической работе, надо быть очень осторожным. Например, один и тот же музыкальный инструмент совершенно по-разному воспринимается в разных культурах (звук флейты в восточной культуре - медитативный, релаксационный, он же в западной - тревожен и печален, таких примеров можно привести множество). Конкретная музыка актуализирует длинную цепочку ассоциаций, проследить которую пациент не может (а терапевт - тем более) (Шушарджан С.В., 1998). Условно можно выделить две школы: «американскую» (использование музыки как мощнейшего катализатора эмоционального состояния, при этом музыка является лишь подспорьем) и «шведскую» (прямое прописывание определенной музыки как лекарственного средства, при этом музыка является главенствующей) (Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., 2001).

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех ви­дах: рецептивной, активной, интегративноп музыкотерапии (Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., 2001).

Рецептивная форма музыкального воздействия направлена на моделирование положительного психо-эмоционального состояния, релаксацию, катарсис. Данный метод используется для устранения невротических явлений, снижения уровня тревоги, направлен на оптимизацию мышечного тонуса, повышение эмоционального тонуса, снятие чрезмерного возбуждения у школьников с легкой степенью умственной отсталости, что является очень важным моментом в психокоррекционной работе. При занятиях релаксацией важно дать ребенку почувствовать свое тело, показать возможности им управлять, научиться расслабляться при напряжении.

Этот метод помогает выразить безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности. В этом ему помогает метафорическая сила музыки. Варианты использования рецептивной музыки могут быть различны. Специально подобранная музыка помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечное расслабление. Важно, чтобы ребенок научился музыкальную интонацию выражать через движения своего тела. Такие упражнения способствуют расширению спектра невербальной коммуникации, что в дальнейшем поможет ребенку более точно распознавать эмоциональное состояние других людей и более адекватно выражать свои собственные эмоции. Кроме того, значительно улучшается координация движений.

Можно использовать три модели рецептивного музыкального воздействия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: