Маска - это то, что дает возможность спрятаться, не показать себя настоящего. Человек носит много социальных масок.
Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), когда носят чужие маски (сценарные проблемы), путают маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), и т.п.(Дженнигс С., Минде А., 2003).
Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр.
Варианты заданий для масок:
· Я себя такого не знаю.
· Я себя такого боюсь.
· Моя любимая маска.
· Твоя любимая маска.
· Я не хочу, чтобы меня таким видели.
· Я хочу, чтобы вы меня таким видели.
· Такого меня никто не знает и т.п.
· Диалог масок.
· Создание двух масок («Я вчерашний» и «Я завтрашний») с их обсуждением
· Расширение репертуара (изготовление набора масок под роли, субличности, состояния).
· Выбор амплуа под готовую маску (этюд без слов) (Колошина Т.Ю.).
Использование грима
Работа с гримом дает самые широкие терапевтические возможности.
Разрисовывать можно только лицо (грим), лицо и тело или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и т.п.). Для лица используется театральный грим и белила, гуашь, декоративная косметика, для тела - гуашь, акварель, декоративная косметика) (Колошина Т.Ю., Копытин А.П., 2000).
Возможные варианты заданий для грима:
· Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не показываю другим и т.п.).
· “Моя любимая маска”
· Взаимное парное гримирование (“Я тебя таким вижу, хочу видеть, не хочу видеть” и т.п.).
· “Маска страха”
· Гримирование (на себе или другого) напряженных и расслабленных зон на лице.
· Фантазийное гримирование (себя или другого).
· “Тень”.
· “Сражение” (конфликтные субличности одновременно).
· Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение, гордыня, равновесие, закрытость и т.п.).
· “Мое животное” (грим включает лицо, тело до пояса, руки).
Если данная арт-техника применяется в ситуации острого стресса, полезно предложить участникам смять лист бумаги с контурами рисунка, затем опустить его в воду, расправить и только потом добавить цвет, «проявить», «раскрасить» нарисованный простым карандашом образ.
Данный прием имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку работа на текстурированной мокрой бумаге позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки (Колошина Т.Ю.).