Музыкальное моделирование

Этот вариант музыкального рецептивного воздействия направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния. Коррекционный эффект может быть достигнут, если составлена мини-программа из фрагментов классических музыкальных произведений. При этом важно, что первоначальный музыкальный отрывок соответствует первоначальному эмоциональному состоянию ребенка, которое он испытывает в данный момент. Последующие три, четыре отрывка представляют собой комбинацию произведений, слушание которых постепенно выводит ребенка из неблагоприятного состояния и переключает на противоположное.

Музыкальные программы тонизирующей или успокаивающей направленности созданы на основе метода моделирования эмоций, предложенного В.И. Петрушиным. Первые один-два фрагмента должны быть направлены на активное изживание подавляемых или подавленных ранее отрицательных переживаний, их разблокировку, отреагирование и устранение травмирующей остроты.

Возможный вариант успокаивающей программы

А. Вивальди. Фрагмент из концерта «Времена года».

Н. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. 1 часть.

И.С. Бах. Шутка.

Боккерини. Менуэт.

Глюк. Мелодия.

Возможный вариант тонизирующей программы:

П.И. Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».

П.И. Чайковский. Баркарола из цикла «Времена года».

Ф. Шуберт. Музыкальный момент.

Ф. Шопен. Экспромт.

В.А. Моцарт. Турецкий марш.

Регулярное использование тонизирующих и успокаивающих программ, построенных на основе метода моделирования эмоций, позволяет, с одной стороны, воздействовать на негативное эмоциональное состояние подростков.

3. Живая музыка

В этом варианте ребенок входит в образ исполнителя и представляет, что он сам играет на инструменте. Разрядка внутреннего переживания выражается во внешних движениях (в зависимости от темпа музыки легкое покачивание рук, тела). Музыка вызывает различные двигательные реакции организма (Шушарджан С.В., 1998).

При восприятии музыки возникающие двигательные реакции тесно связаны с сопутствующими им эмоциональными, коммуникативными проявлениями. Возникающий под влиянием слуховых ощущений образ является сложной, интермодальной ассоциацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Производимые движения ребенок синхронизирует с музыкой. Чувство ритма проявляется не только в его восприятии музыки, но и в способности воспроизводить движения, соответствующие ритмическому построению музыкального произведения. Так, например, плавной мелодии должны соответствовать плавные движения, отрывистым звукам - резкие движения (Шушарджан С.В., 1998).

Активная форма музыкального воздействия предусматривает занятия вокалотерапией. Здесь следует отметить, что данное упражнение направлено не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроя, выработку психологической устойчивости и навыков расслабления. С этой целью используются адаптированные песенки-формулы (из методики В.И.Петрушина) – «формула радости», «я хороший - ты хороший», «колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок.В благоприятном воздейст­вии пения на человека можно выделить два аспекта:

· коррекция психоэмоционального состояния (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин);

· лечебно-оздоровительная направленность пения (В.С. Шушарджан, А.И. Попов, Е.В. Макаров).

Интегративная форма музыкального воздействия построена на синтезе музыки и изобразительного искусства, музыки и движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: