Связь операционного левериджа с производственным риском

В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

Производственный леверидж аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т. е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).

Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:

- текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, «интервала выживаемости»;

- обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;

- оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие – остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые – к постоянным.

Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности – область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат. Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличением объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.

Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами. График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.

Пример 1. Пусть имеются следующие данные:

Выручка от реализации (S = p x q) – 2000 млн долл.

Постоянные издержки (Cf) – 400 млн долл.

Переменные издержки (Cv = cv x q) – 1500 млн долл.

Необходимо определить:

1) точку безубыточности;

2) какая операционная прибыль останется у компании, если количество реализованной продукции сократится на 15%.

Точку безубыточности можно рассчитать следующим образом:

q = Cf / (p – cv)

p x q = Cf x q x p / ((p – cv) x q)

q = Cf x S / (S – Cv)

q = (400 x 2000) / (2000 – 500) = 1600 шт.

Таким образом, точка безубыточности равна 1600 штукам. Это объем, при выпуске которого компания получает нулевую операционную прибыль.

Общая формула для определения значения производственного левериджа следующая:

Jпр = ((p – cv) x q) / ((p – cv) x q – Cf), где

Jпр – операционный леверидж;

р – цена единицы продукции;

cv – переменные издержки на единицу продукции;

q – объем продаж;

Cf – постоянные издержки;

(p – cv) x q – Cf – операционная прибыль компании.

Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при увеличении/уменьшении объема продаж на 1%.

Jпр = (2000 – 1500) / (2000 – 1500) – 400 = 5.

Таким образом, операционная прибыль упадет на 75% (5x15%).

Рассмотрим операционный рычаг управления прибылью. Базовым элементом концепции левериджа является взаимосвязь показателей операционного рычага и постоянных расходов. До тех пор, пока полученная компанией прибыль недостаточна для покрытия постоянных издержек, фирма терпит убытки. После того, как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание выпуска продукции обеспечивает рост прибыли. Рассмотрим пример, который позволяет проиллюстрировать природу операционного левериджа.

Пример 2

В компании следующая структура затрат: постоянные издержки – 100 000 долл., доля переменных – 60%. Данные табл.6 иллюстрируют прибыль или убытки при растущем уровне продаж, а также сравнение относительных изменений в объеме продаж и прибыльности.

Таблица 6

Колебания прибыли в зависимости от объема продаж

Объем продаж,$ Переменные затраты, $ Постоянные затраты, $ Прибыль (убытки), $ Увеличение по сравнению с предыдущим шагом, %
Продажи Прибыль
100 000 60 000 100 000 -60 000    
200 000 120 000 100 000 -20 000    
250 000 150 000 100 000      
300 000 180 000 100 000 20 000   Не определена
360 000 216 000 100 000 44 000    
432 000 259 000 100 000 72 800    

Согласно приведенным данным, начиная с точки безубыточности (прибыль равна нулю), в результате первых 20% увеличения объемов продаж происходит значительный рост прибыли, поскольку оно начинается с нулевого уровня. Следующие 20% повышения объемов продаж увеличивают прибыль на 120% относительно предыдущего показателя, а дальнейший рост продаж – только на 65% по сравнению с предшествующим уровнем. Эффект рычага снижается по мере того, как объем продаж увеличивается по сравнению с уровнем безубыточности. Леверидж, безусловно, действует в обоих направлениях. Заметим, что в результате падения объемов продаж с 200 000 до 100 000 долл, то есть на 50%, компания терпит убытки в трехкратном размере.

Из этого можно сделать вывод, что компании, работающие в непосредственной близости от точки безубыточности, будут иметь относительно большую долю изменений прибыли или убытков на заданное изменение объема. В зоне выше точки безубыточности эта изменчивость будет благоприятной, в зоне ниже – может привести к отрицательным результатам.

Понимание сути операционного левериджа и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике компании. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными издержками. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: