Содержание. Рис. 31. Средства и их место в педпроцессе

Рис. 31. Средства и их место в педпроцессе

Средства обучения могут быть классифицированы по таким основаниям: материальные объекты, знаковые системы, логические регулятивы деятельности (Н. Е. Эрганова). Рассмотрим группировку средств обучения по данным основаниям (табл.6).

Таблица 6

Группировка средств обучения

Материальные объекты Учебное оборудование, инструменты, приборы, учебно-производ­ст­вен­ное оборудование, демонстрационное оборудование, ТСО
Знаковые системы Учебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради
Логические регулятивы деятельности Теоретический уровень: принципы, правила, методы, методика обучения. Эмпирический уровень: действия, операции, приемы обучающей деятельности

Особый интерес среди средств обучения представ­ляют технические средства обучения. Использование техни­ческих средств обучения в учебном процессе – реальный путь повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях. В настоящее время различные виды ТСО широко применяются в учебных заведениях. Это диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, магнитофоны, компьютеры и т.д. Использование ТСО на уроках значительно изменяет формы организации и содержание деятельности учащихся, структуру урока, методы обучения. В педагогической литературе имеются данные, что чисто словесный метод обучения имеет КПД в пределах 10%. Использование же словесного и наглядного методов обучения повышает уровень запоминания учебной информации обучающихся до 65%.

В первую очередь, определим понятия, которые будем использовать в дальнейшем. Так, под ТСО будем понимать специальные технические устройства, созданные человеком, выполняющие функции опосредования учебных действий и служащие для повышения эффективности учебного процесса. Технические средства обучения могут быть «развернуты» в виде следующей формулы ТСО=ТС+СО, где ТС – технические средства, а СО – средства обучения. Технические средства – это непосредственно технические устройства, аппараты: диапроектор, кинопроектор, телевизор и т.п., а средства обучения – диапленка, кинопленка, дискета и др. Таким образом, средства обучения позволяют использовать техническое средство как обучающее на уроке. Исходя из вышесказанного, нетрудно выделить и две составляющие применения ТСО в учебном процессе: техническая составляющая, связанная с умением эксплуатировать ТСО, и дидактическая (методическая) составляющая, связанная с умением применять ТСО для обучения.

ТСО могут быть представлены в виде следующих групп: ССП – средства статической проекции (диапроекторы, графопроекторы, эпидиаскопы), СЗИ – средства звуковой информации (магнитофоны, плееры, проигрыватели), УК - учебное кино (кинопроекторы), УТВ - учебное телевидение (видеокомплексы, телепроекторы), КАВС - компьютерные аудиовизуальные средства, АОС - автоматизированные обучающие системы.

Кроме этого, ТСО классифицируются на технические средства информации (ТСИ), технические средства управления (ТСУ) и технические средства контроля (ТСК). ТСИ предназначены для предъявления информации учащимся, ТСУ служат для управления учебным процессом и процессом усвоения знаний, с помощью ТСК осуществляется контроль знаний учащихся.

Чтобы глубже осмыслить роль ТСО, определим их место в процессе обучения. Известно, что педагогический процесс имеет следующую структуру: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Таким образом, деятельность любого педагога в учебном процессе складывается из реализации этих шести компонентов. ТСО входят в состав средств обучения как неотъемлемая составляющая, и поэтому применение их на уроке является необходимым условием его полноценности.

Но необходимость еще не означает достаточность условия применения ТСО. Если необходимость применения ТСО связана со структурой процесса обучения, т. е. объективными условиями, то достаточность как раз определяется субъективными условиями, т. е. умением педагогического работника выбирать и применять ТСО на уроке. Ведь никто не будет спорить о том, что, для катания на коньках по льду коньки необходимы как средство, но этого недостаточно, требуется еще умение кататься на них.

Известно, что, если целое теряет какую-то свою часть, это может привести к изменению его свойств и качеств. Поэтому включение ТСО в реальный учебный процесс повышает его эффективность и качество подготовки в целом.

Рассматривая применение ТСО в учебном процессе, следует учитывать, что технические средства повышают эффективность обучения, что и является их главной задачей. В то же время решить эту задачу можно только при условии, что педагогический работник обладает определенными методическими знаниями и умениями в применении того или иного вида ТСО.

Эффективность применения ТСО можно определить с помощью таких критериев, как повышение качества обучения и сокращение времени на обучение.

Таким образом, применение ТСО на уроке - не самоцель или мода, это, прежде всего, связано с повышением эффективности обучения. В связи с этим, уже в стадии проектирования будущих занятий в календарно-тематическом плане определяется выбор ТСО в реализации главной цели - повышение эффективности урока. ТСО необходимо использовать при изучении таких вопросов, когда необходимо добиться высокого уровня усвоения учебного материала или увеличения его объема за счет сокращения времени обучения.

Каковы особенности психологического воздействия ТСО на человека? Различают слуховой (аудио), зрительный (визуальный) и комплексный каналы воздействия.

Слуховой канал - самый низкий по эффективности восприятия информации. Определенная по специальной методике эффективность восприятия на слух составляет примерно 11% (по пословице «В одно ухо влетает - в другое вылетает»). Для загрузки слухового канала используются средства звуковой информации.

Зрительный канал воздействия по эффективности восприятия выше слухового и составляет около 80% (что также отражается пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). В качестве ТСО для зрительного канала используются, например, средства статической проекции.

Описанные в педагогической литературе исследования показывают, что, например, на опознание простого неизвестного предмета человек затрачивает: при словесном описании -2,8 с, при изображении на контурном рисунке -1,5 с, по фотографии - 0,9 с, средствами кино -0,7 с, при демонстрации предмета в натуре - 0,4 с.

По данным ЮНЕСКО, человек запоминает: слушая - 15 процентов, глядя - 25 процентов, слушая и глядя одновременно - 65 процентов информации. Но особенно эффективно одновременное восприятие информации для процессов долговременной памяти. Через 3 часа мы забываем 30 процентов услышанной информации, 28 процентов увиденного и только 15 процентов одновременно услышанного и увиденного. Через 3 дня, соответственно, забывается 90, 80 и 35 процентов информации.

Таким образом, одновременное воздействие на слуховой и зрительный каналы позволяет значительно повысить эффективность обучения. Следовательно, в данном случае можно говорить о комплексном аудиовизуальном канале воздействия. При таком воздействии используются кинопроекторы, учебные телевизионные установки, компьютерные системы и т. д.

Каждый из перечисленных каналов воздействия может увеличить свою эффективность еще и за счет эмоционального воздействия на человека с помощью специальных музыкальных эффектов, мультипликации, определенно подобранной цветовой гаммы и т. п.

Мы рассмотрели роль аудиовизуальной информации в процессе восприятия и развития памяти. А какова ее роль в процессе мышления? Ведь часто, проводя занятия с использованием словесного метода обучения с невысоким уровнем наглядности, мы делаем ставку не на развитие мышления, а лишь на запоминание информации.

Сущностная характеристика мышления заключается в его многоуровневости: процесс мышления протекает не только в понятийно-логических, но и в чувственно-наглядных образах.

На физиологическом уровне многоуровневость мышления связана с работой обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие играет преимущественную роль в выработке навыков чтения, письма, овладении математическими действиями и устной речью, т. к. специализируется на абстрактных, аналитических, цифровых, логических и словесных операциях, а также операциях, последовательных во времени. Правое полушарие выполняет другие функции - аналогия, цельное восприятие конкретного образа, зрительное воображение, интуиция, восприятие пространства.

Физиологом И. П. Павловым был сделан вывод о попеременной работе мозга, т. е. возбуждение в какой-либо части головного мозга должно сопровождаться возбуждением в другой его части. Иначе возникают процессы торможения, отвлечения внимания. Имеются исследования о том, что одноразовый возбудитель не должен превышать времени воздействия 16-20 мин., затем должен быть переход на другой вид умственной деятельности или другой вид подачи учебной информации.

Словесный метод (левое полушарие мозга), господствующий в обучении, противоречит психофизиологии учебного процесса. Поэтому использование левого и правого полушария мозга повышает эффективность обучения, а, следовательно, при таком комплексном воздействии лучше запоминается информация.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что достаточно эффективные учебные занятия могут быть организованы с использованием технических средств обучения, учитывающими психологические и дидактические особенности процесса обучения. Технические средства обучения позволяют объединить словесный и наглядный методы обучения, развивают образные структуры мышления, заставляют работать интуицию и реализуют творческий потенциал правого полушария мозга, соединяют рациональные и эмоциональные подходы в обучении.

Для определения роли, места и влияния на педагогический процесс ТСО необходимо знать и их функции. ТСО призваны оказывать помощь педагогу в учебном процессе, и поэтому функции педагога должны реализовываться техническими средствами.

Первая функция ТСО - информационная, она связана с раскрытием содержания учебного материала. Выполнение этой функции внешне осуществляется через различные источники информации. Внутренняя сторона этой функции ТСО, связанная с воздействием на познавательный процесс, проявляется во влиянии на основные процессы освоения знаний: непосредственное, чувственное ознакомление с материалом (ощущение и восприятие); осмысление, обеспечивающее глубокое понимание материала путем активного участия мышления; запоминание, позволяющее на основе памяти осуществлять запечатление и сохранение поступающей в мозг информации.

Информационная функция включает также иллюстрацию и демонстрацию как дополнительные источники информации, повышающие эффективность восприятия.

Вторая функция ТСО - организация познавательной деятельности обучаемых и управление ею. Она реализуется в таких направлениях: а) управление познавательной деятельностью; б) организация контроля, в) организация корректировки учебного процесса.

С помощью аудиовизуальных средств в большей степени осуществляется реализация первого направления и в меньшей – второго и третьего. Группа технических средств, разработанных специально для управления и контроля, способствует реализации второго и третьего направлений.

Третья функция ТСО - воспитательная. ТСО могут оказывать на обучаемых различное воздействие, порой достаточно сильное и эмоциональное, и, таким образом, могут передавать информацию лучше, чем педагог. Широкое и систематичное применение ТСО оказывает влияние на формирование отдельных качеств личности, в частности, они способствуют развитию составляющих мышления, формированию самоконтроля, организованности, дисциплинированности.

Рассматривая применение ТСО в педагогическом процессе, нужно отметить, что они не могут заменить педагога. Он всегда будет центральной фигурой этого сложного процесса. ТСО не подменяют педагога, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках педагога, которым он должен умело пользоваться, опираясь на следующие основные принципы применения ТСО:

1) мотивированность использования ТСО;

2) целенаправленность и функциональная определенность применения ТСО;

3) использование ТСО - органическая составная часть урока;

4) активная проработка учебного материала после применения ТСО;

5) системность в применении ТСО.

Что же нужно знать для выбора ТСО? Первое, необходимо знать педагогическую характеристику ТСО. Педагогическая характеристика конкретного вида ТСО показывает, как педагогически целесообразно использовать их в зависимости от изучаемого явления, процесса в рамках того или иного учебного процесса.

Рассмотрим педагогические характеристики ТСО. Диапроектор с диапозитивом, кодоскоп со слайдом предназначены для показа явлений и процессов в статике (неподвижно) или показа общего вида какого-либо устройства, механизма и т.п. Диапроектор с диафильмом предназначен для показа отдельных стадий, этапов явлений, процессов или показа сложных схем установок и механизмов, представленных по частям, блокам. Кинопроектор с кинофильмом предназначен для показа процесса, явления в динамике или когда необходимо показать взаимодействие отдельных узлов, составляющих сложных механизмов, агрегатов.

Так могут использоваться традиционные технические средства. Современные ТСО позволяют расширить диапазон педагогической характеристики отдельных ТСО. Видеоаппаратура позволяет проецировать натурные образцы в увеличенном виде на экран телевизора, а также воспроизводить видеофильмы или их фрагменты, показывая явления и процессы в динамике и, если необходимо, в статике (режим стоп-кадра). Компьютерные аудиовизуальные средства позволяют использовать возможности, характерные для видеоаппаратуры, а также за счет специальных программ, моделировать любые процессы и явления на экране как в динамике, так и статике.

Если преподаватель знает педагогическую характеристику технического средства обучения, то необходимо далее произвести ее согласование с изучаемым на уроке вопросом. Применение ТСО на уроке только тогда будет педагогически целесообразно, когда содержание изучаемого вопроса будет соответствовать педагогической характеристике ТСО. В общем случае все вопросы, рассматриваемые на уроках общепрофессиональных и специальных дисциплин, могут быть разделены на три группы. Первую группу составляют вопросы, раскрывающие общие сведения о явлении или процессе, объясняющие общий вид изучаемого устройства или механизма, в общем рассматривающие что-либо в статике. Вторая группа вопросов включает те, которые раскрывают явление или процесс на отдельных этапах, а также работу отдельных блоков и узлов сложных установок и механизмов. И, наконец, к третьей группе вопросов относятся те, которые раскрывают в динамике явления и процессы или взаимодействие отдельных узлов и составляющих сложных устройств.

Таким образом, зная содержание изучаемого вопроса и педагогическую характеристику технического средства обучения, нетрудно произвести их согласование. Например, вопрос «Взаимодействие основных узлов и элементов кинематической схемы кинопроектора» лучше всего изучать с помощью кинофильма, а «Устройство основных узлов и блоков кинопроектора» изучать, используя диафильм. К сожалению, это идеальная педагогическая ситуация, когда преподаватель может согласовать содержание изучаемого вопроса и педагогической характеристики ТСО. Чаше педагог «подгоняет» имеющиеся в наличии ТСО под тот или иной изучаемый вопрос. При этом он пользуется пословицей «Кашу маслом не испортишь», что далеко не всегда, как мы видим, соответствует действительности.

Да, действительно, дополнительная наглядность, вроде бы, не помешает на уроке, если исходить из того, что время, отводимое на урок, «резиновое». Но, как правило, его-то на уроке, времени, как раз и не хватает. Поэтому методически неверное применение ТСО не повысит эффективность урока, а лишь загромоздит его ненужными средствами. Главной целью применения ТСО на уроке являетсяповышение его эффективности. Эффективность применения ТСО оценивается с помощью двух критериев: повышение качества обучения и сокращение времени на обучение. Только в этом случае мы можем говорить о методически правильном применении технических средств обучения. Во всех остальных случаях применение ТСО будет методически неверным и не будет служить повышению эффективности урока.

Проведя выбор ТСО и согласовав его с содержанием изучаемого вопроса, рассмотрим основные этапы использования его на уроке. Использование ТСО на уроке осуществляются в процессе трех этапов:

1. Подготовка студентов к восприятию информации с помощью средства обучения посредством постановки как обычных, так и проблемных вопросов, заданий и т.д. Таким образом делается установка студентам на конкретную цель, которую он должен достигнуть в ходе восприятия информации.

2. Непосредственное применение ТСО в соответствии с тем или иным методом.

3. Подведение итогов работы с ТСО, анализ усвоенного учебного материала и оценка деятельности студентов.

Методы применения ТСО – это такой способ их применения, когда в процессе взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся достигается более высокая эффективность процесса обучения (высокое качество знаний, умений и навыков, сокращение времени на обучение). Здесь выделяются два компонента: деятельность преподавателя, направленная на передачу учебного материала с помощью ТСО и организация деятельности студента, которая направлена на познание учебного материала, воспринимаемого посредством ТСО. Техническое средство обучения, таким образом, выступает связующим звеном в деятельности педагога и студента.

Различают следующие основные методы применения ТСО в учебном процессе.

1. Наглядно-познавательный, когда средство обучения используется в качестве основного источника информации под непосредственным руководством педагога.

2. Наглядно-иллюстративный, когда средство обучения используется в качестве дополнения, иллюстрации к объяснению, рассказу, лекции преподавателя; передаваемая информация при этом носит вспомогательный характер.

3. Наглядно-активный, когда средство обучения используется в качестве основного источника информации при косвенном руководстве со стороны преподавателя; причем данный метод может применяться как на уроке, так и в процессе самостоятельной работы во внеурочное время.

С методами использования ТСО на учебных занятиях всегда тесно связаны приемы. Как и в общем понимании, прием использования ТСО на уроке - это часть метода, его структурный элемент. Причем одни и те же приемы могут применяться при различных методах. Так, фрагментарное использование кино или видеофильмов, органически включенное в рассказ преподавателя, является методическим приемом, который может быть использован как при наглядно-познавательном, так и наглядно-активном методах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: