Принципы. Рис. 32. Формы и их место в педпроцессе

Рис. 32. Формы и их место в педпроцессе

Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

В реальном учебно-воспитательном процессе выделяется множество форм организации педагогического процесса: урок, лекция, беседа, экскурсия, экзамен, смотр и т.д. Педагогические формы отличаются друг от друга несмотря на то, что состоят из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, средств и методов.

Форма через составляющие ее компоненты определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Педагог, передавая общественный опыт, обрабатывает и структурирует его содержание, доказывает, помогает освоить и сделать личным опытом учащегося.

По степени сложности различают простые, состав­ные и комплексные формы.

Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, как правило, посвящены одной теме (содержанию), к ним относятся: беседа, лекция, экскурсия, зачет, экзамен, инструктаж и др.

Составные формы строятся на развитии простых, либо на их разнообразных сочетаниях - это урок, урок-конкурс профмастерства, урок-конференция и др. Составные формы могут быть разложены на простые. Урок может содержать в себе беседу, лекцию, инструктаж, а конференция включает доклады, диспут, выставку, выпуск бюллетеня или тезисов докладов.

Комплексные формы - это целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм. К ним относят: тематические лектории, совмещенные уроки по нескольким предметам и др.

Различают также формы учебной, внеучебной работы и самообразовательной деятельности учащихся (рис. 33 ). Формы учебной работы включают теоретическое и практическое обучение, внеучебную организацию деятельности учащихся по профилю профессии или по интересам, самообразование включает деятельность в соответствии с мотивами и интересами учащегося.

 
 


Формы учебной деятельности   Формы внеучебной Деятельности   Формы самообразования
Теоретическое обучение Практическое обучение По профилю специальности По интересам Деятельность по интересам Самостоятельное изучение наук, искусства Самостоятельная творческая деятельность Наблюдение за окружающей жизнью
Урок Семинар Консультация Лаборатор­но-практи­ческое заня­тие Дополнительные занятия Зачет Экзамен Урок производственного обучения Производственная практика Выпускной квалификационный экзамен Факультативы Профессиональные кружки Кружки изобретателей Научно-технические кружки Объединения по специальности Кружки по предметам Кружки технического творчества Кружки прикладного творчества Клубы по направлениям Кружки художественной самодеятельности Спортсекции

Рис 33. Система оргформ

Среди рассмотренного многообразия форм организации педагогического процесса особое место занимает урок. Урок – наиболее распространенная форма организации обучения. Он характеризуется постоянством отведенного на него времени, постоянством состава учащихся, твердым расписанием, местом проведения, применением различных методов обучения. Со времен Яна Амоса Коменского (XVII век) урок прочно вошел в теорию и практику педагогики и сегодня считается традиционным. Урок является основной формой обучения как в начальной, так и средней профессиональной школе.

Достоинствами урока являются его экономичность, четкие временные рамки, достаточная гибкость, возможность поглощать другие формы организации обучения (урок-лекция, урок-экскурсия и т.д.). В то же время урок несовершенен, и ему присущи недостатки: достаточная сложность, жесткая регламентация во времени, консерватизм структуры, сложность реализации индивидуального подхода к учащимся.

В ходе урока решается целый комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач:

– формирование у учащихся знаний, умений и навыков, составляющих содержание общего и профессионального образования;

– формирование отношений учащихся к самым различным сторонам жизни (обществу, труду, профессии, специальности, природе и т.д.), в результате чего развивается личностный их потенциал;

– развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, то есть их психологических качеств.

Различают типы и виды уроков.

Типы выделяются на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся: обобщения, повторения, формирования новых знаний и умений, проверки знаний и умений. Выделяют следующие типы уроков: вводный урок, урок усвоения новых знаний и умений, урок повторения и закрепления знаний и умений, урок обобщения и систематизации, урок контроля и проверки, комбинированный урок (смешанный), иитегративньй урок.

Виды уроков определяются на основе различий применяемых методов и простых форм. Так, если на уроке много времени отводится беседе, то это будет урок-беседа, если лекции - урок-лекция и т.д. Наиболее распространенными видами уроков являются; урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-экскурсия, киноурок, телеурок и др. В производственном обучении различают: урок-лабораторная работа, урок-конкурс профмастерства, урок-игра, урок-тренинг и др.

В производственном обучении используется в качестве основной формы урок производственного обучения. Различают следующие типы уроков производственного обучения: вводный урок, урок упражнений в трудовых операциях и приемах, урок выполнения комплексных работ, контрольно-проверочный урок. Находят применение нестандартные уроки: бинарные, ролевые игры, конкурсы и т.д.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение педагогической формы.

2. Приведите примеры простых, составных и комплексных форм.

3. В чем различие между типом и видом урока?

4. В чем особенности урока теоретического обучения?

5. Раскройте достоинства и недостатки традиционного урока?

6. Составьте примерный план урока теоретического обучения на конкретную тему занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: