Глава II понятие философской антропологии

Двадцатый век прошел под знаком своеобразного «антропологи­ческого бума» в философии. Особенно важно то, что произошли серь­езные изменения в подходах к осмыслению человека. Эти изменения


оказались связаными, в частности, со становлением антропологии как особой философской дисциплины.

Исходным положением философской антропологии XX в. является то, что она ставит человека в центр мироздания. Человек при таком подходе рассматривается в качестве своеобразного «ключа» ко всем про­блемам, даже к тем, которые на первый взгляд воспринимаются как не имеющие отношения к теме о человеке. Главным предметом изучения становится духовный мир человека, а все остальное располагается «вок­руг», на «периферии». Философско-антропологический подход имеет дело не с фактом человека как объекта научного познания (биологи­ческого, психологического, социологического и т.д.), а с фактом чело­века как субъекта самосознания. Субъективный мир человека предстает как особая вселенная, являющая собой центр мироздания.

С философско-антропологической точки зрения человеческая ду­ховность превосходит все природное бытие, принципиально не сво­дима к нему. Поэтому философская антропология в известном смысле освобождает себя от зависимости от строго научных представлений, ибо человек для нее не столько природный объект, сколько сверхпри­родный субъект. С другой стороны, человек, поставленный в центр ми­роздания, предстает как малая вселенная, включающая в себя все каче­ства Вселенной большой — древняя идея о микрокосмосе и макрокос­мосе чрезвычайно популярна в современных размышлениях о человеке. В человеке скрыты тайные космические силы. Все заключено в человеке. Глубинные проявления человеческой субъективности, такие, как страх, гнев, эротическое влечение и другие, являются лишь аналогами таин­ственных космических сил. И наоборот, таинственные глубины челове­ческой души являют собой высвобождение космических начал. Вгляды­ваясь в себя, можно увидеть проявления космических сил, познать тай­ны Космоса. Древнее изречение «познай самого себя» приобретает новое звучание — познавая себя, познаешь глубинную сущность Вселенной, почувствуешь ее пульс, недоступный прямому наблюдению. Человек заключает в себе целый мир в зародыше. Одновременно человек — объединяющее начало, он способен объединить все многообразие живых и неживых существ. В нем, словно в фокусе, сходится все мно­гообразие мира. Но это означает, что судьба человека зависит от судь­бы природы. Человек ответствен за весь строй природы.

Таковы некоторые из исходных идей, характерных для современ­ной философской антропологии. Многие из них имеют мистическую окраску и мистическое происхождение. Это не случайно: целый ряд направлений современной мысли не скрывают своих симпатий к древ­нему мистическому опыту. Стали популярны произведения древних и средневековых мистиков и их последователей.

Для современной философской антропологии характерно иное отношение к вненаучным формам духовного опыта и познания по сравнению с тем, каким было это отношение в философской класси-


 

ке XIX в. и в философии, ориентирующейся исключительно на науку. В частности, философская антропология не относится свысока и пре­небрежительно к идеям мистического познания, хотя и не принимает их безоговорочно. Она учитывает научные данные из самых разнооб­разных сфер знания. Вместе с тем в ней не приемлемо прямое прило­жение научных законов. Здесь важен сам процесс самопознания и на­пряженного самонаблюдения. Антропологические проблемы — это проблемы чисто человеческие, поэтому нельзя отстраниться от них, как от чуждого явления.

В философской антропологии самопознание служит не только це­лью, но и методом. Отсюда следует, что мысль, направленная на самого себя, идет как бы по кругу. Человек постоянно возвращается к себе, но каждый раз по-новому и в обновленном виде. Философская антрополо­гия призывает к самоуглублению, поэтому главная ее проблема и центр — это человеческая личность. Человек здесь предстает не как абстракция, не как человек вообще, а как экзистенция. К. Ясперс писал: «Слово «экзистенция» стало характерным термином. Оно придало особое значе­ние задаче философии, почти забытой на время: увидеть реальность в ее истоках и схватить ее таким же образом, как я мысленно взаимодей­ствую с самим собой, через мысленное действие»1. Экзистенция — это человеческая самость (от слова «сам»). Это мое «я». Экзистенция говорит о том, что человек созидает самого себя не по заранее заданному плану или готовому образцу, а самостоятельно в своем внутреннем мире. Нали­чие внутреннего «я» несомненно для каждого, но оно ускользает от того, чтобы выразить его прямо и непосредственно. Однако без попыток оп­ределить свое «я» жизнь личности невозможна. Философская антропо­логия подчеркивает важность обращения к своему «я» и невозможность того, чтобы ограничиваться объективно-научным подходом. Для после­днего доступны только внешние и внутренние проявления, но не не­посредственная жизнь экзистенции. Пристальное внимание к экзистен­циальным вопросам существенно отличает философскую антрополо­гию XX века от философских взглядов на человека, известных в прошлом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: