Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множе-ство профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ог-раничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юри-ста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профес-сии, с государственными органами, с обществом в целом. Изучение нрав-ственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации об-щественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: су-дьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь.
|
|
В представленном курсе лекций делается попытка познакомить слу-шателей с нравственными основами законодательства о правосудии и пра-воохранительной деятельности, нравственными началами осуществления правосудия, нравственной сущностью юридической профессии, нравст-венными требованиями к ее представителям, как в профессиональной дея-тельности, так и во внеслужебном поведении.
Перед началом каждой лекции приводится ее план, а в конце - вопро-сы для самоконтроля и список литературы по теме.
При подготовке курса лекций были использованы законодательные акты Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 г. (с исполь-зованием справочно-консультационной системы «Консультант-плюс»), Международные правовые акты, исторические источники, а также труды А.Ф. Кони, Л.Д. Кокорева, Д.П. Котова, А.С. Кобликова и других ученых, внесших весомый вклад в развитие этической науки.
Использованные источники полностью или в извлечениях приведены в приложении к данному курсу лекций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА
Календарно-тематический план работы студента представлен в табл. 1.
Таблица 1
Срок | ||||||
Тема | Виды | Срок | предос- | |||
практиче- | учеб- | Вид | тавле- | |||
Тема лекции | освоения | |||||
ского | ной | контроля | ния на | |||
занятия | работы | темы | про- | |||
верку | ||||||
Тема 1. Основы общей этики. | СРС | 1-я нед. | По темам | 12 не- | ||
1,2,3,5,6, | деля | |||||
Тема 2. Понятие и сущность мо- | СРС | 2-я нед. | ||||
рали. | 7,8,10 – | |||||
предос- | ||||||
Тема 3. Профессиональная этика | СРС | 3-я нед. | ||||
юриста: понятие предмет, струк- | тавляется | |||||
тура | на выбор | |||||
1 реферат | ||||||
Тема 4. Нравственные основы | Занятие 1. | семи- | 4-5-я | Выступ- | 5-я нед. | |
законодательства о правосудии и | нар | нед. | ление на | |||
правоохранительной деятельно- | семинаре | |||||
сти | ||||||
Тема 5. Нравственные начала | СРС | 6-я нед. | реферат | 12 не- | ||
уголовно-процессуального дока- | деля | |||||
зывания. | ||||||
Тема 6. Этика предварительного | СРС | 7-я нед. | ||||
следствия | ||||||
Тема 7. Нравственные основы | СРС | 8-я нед. | ||||
осуществления правосудия. | ||||||
Тема 8. Этика судебных прений | СРС | 9-я нед. | ||||
Тема 9. Этические и нравствен- | Занятие 2. | семи- | 10-11 | Выступ- | 11 нед. | |
ные основы деятельности пред- | нар | нед. | ление на | |||
ставителей отдельных юридиче- | семина- | |||||
ских профессий. | ре, про- | |||||
верка за- | ||||||
дания | ||||||
Тема 10. Этикет в профессио- | СРС | 12-я нед. | реферат | 12 не- | ||
нальной деятельности юриста. | деля | |||||
Итоговое занятие | экзамен | 12 не- | ||||
деля |
|
|