Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множе-ство профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ог-раничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юри-ста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профес-сии, с государственными органами, с обществом в целом. Изучение нрав-ственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации об-щественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: су-дьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь.
В представленном курсе лекций делается попытка познакомить слу-шателей с нравственными основами законодательства о правосудии и пра-воохранительной деятельности, нравственными началами осуществления правосудия, нравственной сущностью юридической профессии, нравст-венными требованиями к ее представителям, как в профессиональной дея-тельности, так и во внеслужебном поведении.
Перед началом каждой лекции приводится ее план, а в конце - вопро-сы для самоконтроля и список литературы по теме.
При подготовке курса лекций были использованы законодательные акты Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 г. (с исполь-зованием справочно-консультационной системы «Консультант-плюс»), Международные правовые акты, исторические источники, а также труды А.Ф. Кони, Л.Д. Кокорева, Д.П. Котова, А.С. Кобликова и других ученых, внесших весомый вклад в развитие этической науки.
Использованные источники полностью или в извлечениях приведены в приложении к данному курсу лекций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА
Календарно-тематический план работы студента представлен в табл. 1.
Таблица 1
| Срок | ||||||
| Тема | Виды | Срок | предос- | |||
| практиче- | учеб- | Вид | тавле- | |||
| Тема лекции | освоения | |||||
| ского | ной | контроля | ния на | |||
| занятия | работы | темы | про- | |||
| верку | ||||||
| Тема 1. Основы общей этики. | СРС | 1-я нед. | По темам | 12 не- | ||
| 1,2,3,5,6, | деля | |||||
| Тема 2. Понятие и сущность мо- | СРС | 2-я нед. | ||||
| рали. | 7,8,10 – | |||||
| предос- | ||||||
| Тема 3. Профессиональная этика | СРС | 3-я нед. | ||||
| юриста: понятие предмет, струк- | тавляется | |||||
| тура | на выбор | |||||
| 1 реферат | ||||||
| Тема 4. Нравственные основы | Занятие 1. | семи- | 4-5-я | Выступ- | 5-я нед. | |
| законодательства о правосудии и | нар | нед. | ление на | |||
| правоохранительной деятельно- | семинаре | |||||
| сти | ||||||
| Тема 5. Нравственные начала | СРС | 6-я нед. | реферат | 12 не- | ||
| уголовно-процессуального дока- | деля | |||||
| зывания. | ||||||
| Тема 6. Этика предварительного | СРС | 7-я нед. | ||||
| следствия | ||||||
| Тема 7. Нравственные основы | СРС | 8-я нед. | ||||
| осуществления правосудия. | ||||||
| Тема 8. Этика судебных прений | СРС | 9-я нед. | ||||
| Тема 9. Этические и нравствен- | Занятие 2. | семи- | 10-11 | Выступ- | 11 нед. | |
| ные основы деятельности пред- | нар | нед. | ление на | |||
| ставителей отдельных юридиче- | семина- | |||||
| ских профессий. | ре, про- | |||||
| верка за- | ||||||
| дания | ||||||
| Тема 10. Этикет в профессио- | СРС | 12-я нед. | реферат | 12 не- | ||
| нальной деятельности юриста. | деля | |||||
| Итоговое занятие | экзамен | 12 не- | ||||
| деля |






