Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали

При всем разнообразии подходов к определению системы этиче-ских категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

− добро и зло,

− благо,

− справедливость,

− долг,

− совесть,

− ответственность,

− достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др. Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, раз-

граничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положи-тельное нравственное значение, отвечающее требованиям нравст-венности, служащее отграничению нравственного от безнравственно-го, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных ка-честв.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, муд-рость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья вы-двинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, вер-ность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребно-стей людей, является средством для достижения определенных це-лей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование,


предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечест-во на грань экологической катастрофы.

Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справед-ливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущно-сти человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания ра-венства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, за-слугами и их признанием1

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнитель-ную (справедливость равенства) и распределительную (справедли-вость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распреде-ляются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельно-сти юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справед-ливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливо-сти".

Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта кате-гория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как

специфически моральная, а юристами — как специфически право-вая»2

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Право-вое выражение требования справедливости содержиться во Всеоб-щей декларации прав человекf, в том числе применительно к дея-тельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый чело-век, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рас-смотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пак-та о гражданских и политических правах, формулируя общее требова-

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650

2 Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 88.


ние справедливости к судам при производстве по уголовным и граж-данским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплоща-ется в основных принципах и конкретных нормах Конституции Россий-ской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за " и "против", а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотно-шения законности и справедливости. В силу известной консерватив-ности законодательства и сложности регулируемых им отношений мо-гут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противо-положного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в зако-нодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освобо-дить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Долг — категория этики, означающая отношение личности к об-ществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкрет-ной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родитель-ский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокурату-ры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значе-ние своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями за-конов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — са-мооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.


Совесть — категория этики, характеризующая способность чело-века осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю само-оценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нрав-ственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой3.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функ-ции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага лю-дей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необ-ходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством со-вести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высо-кую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответст-вия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматривае-мого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учи-тывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на ко-торые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти послед-ствия предвидеть.

Ответственность — обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразо-вывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения

к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окру-жающих. В этом отношении достоинство зависит от положения чело-века в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

3 Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989. С. 321—323.


Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, неза-висимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинст-во человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение чело-века к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окру-жающих, когда моральная ценность личности связывается с мораль-ными заслугами человека, с его конкретным общественным положе-нием, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными за-слугами (честь офицера, честь судьи,.честь ученого, врача, предпри-нимателя...).

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репута-цию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация— мнение о нравственном облике человека, сложив-шееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на осно-вании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение дос-таточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеет-ся, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс судейской этики Российской Федерации, принятый в 2004 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоин-ство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причи-нить ущерб репутации.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных ак-тах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Зна-комство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и пони-мания права, так и для практической деятельности по его примене-нию.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия этика?

2. Что составляет предмет этики как философской науки?

3. Определите основные этапы развития этических учений.

4. Каковы характерные особенности периода предэтики?

5. Каковы характерные особенности античной этики?

6. Каковы характерные особенности средневековой этики?

7. Каковы характерные особенности этики Нового времени?

8. Дайте определение и перечислите основные этические катего-

рии.

9. Какие функции выполняют этические категории?


10. Назовите характерные черты этических категорий?

Рекомендуемая литература:

1. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.

2. Зеленухин А.В. Предмет и категории этики: Учебное пособие. – Саратов: СГАП, 2002. – 124 с.

3. Иванов В.Г. История этики Древнего мира: Учеб.пособие для вузов – СПб., 1997.

4. Кант И. Лекции по этике //Этическая мысль. М., 1990.

5. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.:

НОРМА, 2004. – 176 с.

6. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

7. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд.

М., 1989.

8. Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. – 204 с.

9. Соловьев В.С. Оправдание добра – М., 1996.

10. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

11. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

12. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1993.

13. Шрейдер Ю.А.. Этика. Введение в предмет: Учеб.пособие. –

М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: