Из диалогов

Специфика применения тестов в рамках психологического консультирования

Психодиагностика в узком смысле — измерение инди­видуально-психологических свойств личности на основе спе­циальных методов.

Основными методами диагностики являются тестирова­ние и опрос, а их методическим воплощением, соответствен­но, - тесты и опросники.

Тесты — стандартизированный метод для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной лич­ности через вербальные или невербальные ответы.

Опросники — методики, материал которых состоит из во­просов, на которые клиент должен ответить, или утвержде­ний, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие. Различают опросники открытые и закрытые, анкетные и личностные. В рамках психологического консультирования целесообразнее использовать опросники закрыто­го типа.

В процессе консультирования не всегда целесообразно проводить психодиагностическое исследование. Оно необхо­димо в ряде определенных ситуаций.

Ситуации, требующие психодиагностического исследования

1. Прежде всего, психодиагностика необходима для постановки более точного диагноза. Например, высокий уро­вень личностной тревожности может проявляться и в виде
агрессии и в «уходе в себя».

2. Для оценки индивидуальных особенностей клиента (ха­рактер, темперамент, способ реагирования, зависимость — доминантность, ригидность — креативность).

3. При применении специалистом нового метода. Вэтом случае консультирование превращается в научно-практиче­ский психологический эксперимент.

4. Тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чув­ство значимости).

5. Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов. Как правило, не­обходимость в этом возникает, когда клиент сам не в состоя­нии адекватно оценить происшедшие с ним положительные изменения.

6. Для инициирования саморефлексии клиента.

Регулярность диагностических срезов: два-три раза (в на­чале сессии, после ее завершения и, в случае необходимо­сти, во время контрольной встречи).

Тестовый материал, применяемый в рамках консультиро­вания, должен соответствовать ряду критериев.

Критерии подбора тестового материала

Тесты должны быть просты в обработке.

Это необходимо для того, чтобы:

а) психолог основное время консультации потратил именно на клиента и решение его проблемы, а не обработку тестов;

б) специалист мог оперативно получить необходимую ин­формацию;

в) еще в процессе консультирования клиент мог ознако­миться с результатами теста и, получив достоверные данные о себе, сделать соответствующие выводы.

Тесты должны быть доступны пониманию клиента.

Необходимость соблюдения данного критерия объясняет­ся одной из особенностей человеческой психики: то, что не­понятно — отвергается. Цель же специалиста не в конфрон­тации с клиентом, а в сотрудничестве с ним.

В 1985 году Американской психологической ассоциацией были разработаны рекомендации по использованию психологических тестов:

1. Для того чтобы правильно понимать поведение клиента, необходимо учитывать его характерные особеннос­ти и состояния.

2. Перед началом психодиагностики и интерпретации ее результатов необходимо понять сущность принципов тестирования.

3. Специалист должен осознавать вероятность допущения ошибок при оценке и, как следствие, неверных про­гноза л заключения. Подобная ситуация может возник­нуть как при использовании недостаточно надежных тестов, так и при предоставлении клиентом неверной информации.

4. Результаты тестов никогда не являются абсолютными или неопровержимыми. Все психологические тесты имеют определенный процент вероятности, поскольку
данные тестов либо констатируют состояние настояще­го момента, либо прогнозируют вероятностный исход.
Однако всегда существует влияние независимых переменных как внутри личностной структуры, так и ситуацион­ных факторов, способных изменить их результаты.

5. Специалист должен иметь квалификацию, позволяю­щую ему проводить психодиагностическое исследова­ние, и, осознавая предел своих знаний, не абсолютизировать подученные результаты.

Таким образом, можно констатировать, что достоверность данных психодиагностики зависит от ряда моментов, которые, однако, можно существенна нивелировать, если предъявлять тесты клиенту в соответствии с определенными правилами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: