Специфика применения тестов в рамках психологического консультирования
Психодиагностика — в узком смысле — измерение индивидуально-психологических свойств личности на основе специальных методов.
Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно, - тесты и опросники.
Тесты — стандартизированный метод для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы.
Опросники — методики, материал которых состоит из вопросов, на которые клиент должен ответить, или утверждений, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие. Различают опросники открытые и закрытые, анкетные и личностные. В рамках психологического консультирования целесообразнее использовать опросники закрытого типа.
В процессе консультирования не всегда целесообразно проводить психодиагностическое исследование. Оно необходимо в ряде определенных ситуаций.
Ситуации, требующие психодиагностического исследования
1. Прежде всего, психодиагностика необходима для постановки более точного диагноза. Например, высокий уровень личностной тревожности может проявляться и в виде
агрессии и в «уходе в себя».
2. Для оценки индивидуальных особенностей клиента (характер, темперамент, способ реагирования, зависимость — доминантность, ригидность — креативность).
3. При применении специалистом нового метода. Вэтом случае консультирование превращается в научно-практический психологический эксперимент.
4. Тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости).
5. Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов. Как правило, необходимость в этом возникает, когда клиент сам не в состоянии адекватно оценить происшедшие с ним положительные изменения.
6. Для инициирования саморефлексии клиента.
Регулярность диагностических срезов: два-три раза (в начале сессии, после ее завершения и, в случае необходимости, во время контрольной встречи).
Тестовый материал, применяемый в рамках консультирования, должен соответствовать ряду критериев.
Критерии подбора тестового материала
Тесты должны быть просты в обработке.
Это необходимо для того, чтобы:
а) психолог основное время консультации потратил именно на клиента и решение его проблемы, а не обработку тестов;
б) специалист мог оперативно получить необходимую информацию;
в) еще в процессе консультирования клиент мог ознакомиться с результатами теста и, получив достоверные данные о себе, сделать соответствующие выводы.
Тесты должны быть доступны пониманию клиента.
Необходимость соблюдения данного критерия объясняется одной из особенностей человеческой психики: то, что непонятно — отвергается. Цель же специалиста не в конфронтации с клиентом, а в сотрудничестве с ним.
В 1985 году Американской психологической ассоциацией были разработаны рекомендации по использованию психологических тестов:
1. Для того чтобы правильно понимать поведение клиента, необходимо учитывать его характерные особенности и состояния.
2. Перед началом психодиагностики и интерпретации ее результатов необходимо понять сущность принципов тестирования.
3. Специалист должен осознавать вероятность допущения ошибок при оценке и, как следствие, неверных прогноза л заключения. Подобная ситуация может возникнуть как при использовании недостаточно надежных тестов, так и при предоставлении клиентом неверной информации.
4. Результаты тестов никогда не являются абсолютными или неопровержимыми. Все психологические тесты имеют определенный процент вероятности, поскольку
данные тестов либо констатируют состояние настоящего момента, либо прогнозируют вероятностный исход.
Однако всегда существует влияние независимых переменных как внутри личностной структуры, так и ситуационных факторов, способных изменить их результаты.
5. Специалист должен иметь квалификацию, позволяющую ему проводить психодиагностическое исследование, и, осознавая предел своих знаний, не абсолютизировать подученные результаты.
Таким образом, можно констатировать, что достоверность данных психодиагностики зависит от ряда моментов, которые, однако, можно существенна нивелировать, если предъявлять тесты клиенту в соответствии с определенными правилами.